Задачи:

1. Образовательные:

- определить основные качественные характеристики голоса;

- познакомиться с особенностями речевого (фонационного) дыхания;

- узнать об основных способах улучшения качеств голоса;

- научиться оценивать звучание собственного голоса;

- узнать об особенностях использования голоса в различных коммуникативных ситуациях.

2. Развивающие:

- осознать важность качеств голоса для общения;

- формировать умение слушать;

- способствовать развитию мышления, эмоциональной сферы, умений и навыков оценки и самооценки;

- совершенствовать креативные способности;

- способствовать совершенствованию речевого слуха, речевой памяти, чувства языка.

3. Воспитательные - способствовать развитию общей культуры (элементом которой является культура общения), осмыслению общечеловеческих ценностей, нравственных ориентиров, учить доброжелательному, уважительному отношению к людям.

Тип урока - объяснение нового материала.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись мелодии для релаксации, запись фрагмента мультфильма «Незнайка на Луне», пособие для учащихся «Школьная риторика»/ Под ред. Т.А. Ладыженской/.

План-конспект урока

I. Организационный момент. Психологическая установка на урок.

II. Подготовка к усвоению новых знаний.

Вступительное слово учителя. В качестве «яркого пятна» ученикам предлагается легенда о Сократе.

«Рассказывают, что к великому мудрецу и оратору античности Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Мудрец долго на него смотрел, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать!»

Учитель: Как вы думаете, почему Сократу необходимо было услышать человека, чтобы его узнать? Какие сведения о говорящем сообщает его голос?

Ребятам предлагается прислушаться к речи героев мультфильма «Незнайка на Луне» и ответить на вопросы:

- Чем отличаются голоса героев?

- Могут ли голоса героев рассказать об их характере и чувствах, которые они испытывают?

Пятиклассникам предлагается древнеиндийское стихотворение:

Черным-черна однажды

затесалась

Ворона между черными

дроздами,

Ее никто не распознал бы в стае,

Сумей она попридержать язык.

Учитель: Как вы поняли смысл стихотворения? Почему ворону распознали в стае?

Пятиклассникам предлагается сформулировать тему урока.

III. Усвоение новых знаний.

Школьникам предлагается назвать основные характеристики голоса (темп, тембр, тон, сила голоса).

Комментарии учителя. Основные характеристики голоса:

громкий - тихий

звонкий - грубый

медленный - быстрый

Учитель: Это условные характеристики голоса. Конечно, их гораздо больше, но сегодня на уроке мы возьмем для рассмотрения основные.

Характеристики голоса представлены на доске, каждая выделена своим цветом.

Работа с учебником.

Античные ораторы всерьез задумывались о том, как должен звучать голос. (Пятиклассники знакомятся с советами Цицерона).

Другому античному мудрецу древности пришлось серьезно потрудиться, чтобы стать великим оратором. У него был свой секрет. (Школьники слушают выступление одноклассника о главном секрете Демосфена).

Учитель: Как вы поняли, в чем заключался главный секрет Демосфена?

(Ребята отвечают на вопрос).

Учитель: Во времена Демосфена не было людей, которые могли бы помочь улучшить звучание голоса. Сейчас с этой задачей успешно справляются учителя-логопеды.

Слово учителя-логопеда об особенностях человеческого голоса, его характеристиках. Логопед рассказывает, как сохранить голос, улучшить его звучание.

Учитель-логопед: Плавное, незатрудненное звучание голоса зависит не только от правильного речевого дыхания, артикуляции, но и от положения тела человека в процессе говорения, его осанки.

Упражнения на правильную осанку:

Потянитесь, расправьте позвоночник. Опустите голову вниз, наклоните ее как можно ниже.

Вернитесь в исходное положение, не спеша разгибая позвоночник, потягиваясь.

Перекатите голову по кругу.

Поочередно поднимите и опустите плечи.

Совместно поднимите и опустите плечи.

Запрокиньте голову и произнесите шепотом «хаааа, хаааа».

Поднимите голову и произнесите шепотом «ха-ха-ха».

Уроните голову вперед и произнесите «хии-хии».

Крикните оглушительно во весь голос «ХЕЙ!».

Упражнения на развитие подвижности мышц лицевой мускулатуры:

Зажмурьтесь (у-у-у), удивитесь (АХ!), улыбнитесь, вытяните губы в трубочку. Повторите три раза.

Давайте посмеемся (ха-ха-ха).

Упражнения, направленные на развитие правильного речевого дыхания:

Сделайте глубокий вдох через нос, выдох через рот.

Сделайте глубокий вдох через рот, выдох через нос. Повторите три раза.

Ровно положите язык на нижнюю губу, успокойте его, плавно подышите.

Упражнения, направленные на изменение силы голоса:

Руки согнуты на уровне талии, пальцы сжаты в кулаки. Поднимаем руки в стороны и вверх, постепенно изменяем силу голоса на примере гласного звука (А, О) с низкого к высокому звучанию

а-а-а-А-А-А

Затем от высокого к низкому звучанию

А-А-А-а-а-а

Руки согнуты на уровне талии, поднимаем руки вверх и увеличиваем силу голоса

о-о-о-О-О-О

Опуская руки в исходное положение, понижаем силу голоса

О-О-О-о-о-о

Руки согнуты на уровне груди. Выполняем волнообразные движения соединенными ладонями, изменяя при этом силу голоса У-У-у-у-У-У-у-у

Руки согнуты на уровне груди, кулаки вместе. Резко выбрасываем руки вперед - громко произносим слог «ПА»; слегка встряхиваем кулачками - тихо произносим слог «па».

Упражнения повторять 2-3 раза.

На наш голос влияет наше эмоциональное состояние. Релаксация:

«Пожалуйста, примите удобную для себя позу, расслабитесь. Глубоко вдохните и выдохните. Прислушайтесь к звучанию голоса природы.

Вам легко, вы чувствуете себя свободно и непринужденно. Отягощающие вас мысли улетают далеко.

Откройте глаза, выпрямитесь, потянитесь. Кто хочет, может встать».

Учитель-логопед предлагает ответить на вопрос: «От чего зависит хорошее звучание нашего голоса?». (Ребята отвечают: «От правильного дыхания, правильного положения тела во время произнесения слов, от тренировки голоса».)

Далее пятиклассникам предлагаются различные ситуации, в которых их голос будет звучать по-разному. Работа в парах.

IV. Обобщение изученного.

Ученики отвечают на вопрос: «Что способствует хорошему звучанию голоса?»

Пятиклассникам предлагается оценить собственный голос, выбрав квадратик определенного цвета (цветовые метки соответствуют цветовым обозначениям характеристик голоса на доске).

Учитель: Над какими качествами голоса вам необходимо поработать специально? (Дети отвечают).

Ребята получают памятку: «Хорошие результаты достигаются только постоянными занятиями».

Учитель: Что нового вы узнали сегодня о голосе? Что понравилось на уроке?

V. Домашнее задание. Составить памятку о том, как сберечь голос и улучшить его звучание.

Ольга АБРАМОВСКИХ, учитель русского языка и литературы, Ольга ШУБИНА, учитель-логопед гимназии Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа