В последнее десятилетие изменились приоритетные ценности школьного образования: школа начинает переориентироваться на ценности развития интересов и способностей, на формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. А для достижения этой цели необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов. Возникает закономерный вопрос: кто будет решать эти задачи в школе - педагог, воспитатель или психолог? У кого есть реальные механизмы, средства решения поставленных перед современной школой задач? Педагог владеет учебным предметом, частной методикой, основами дидактики, но в меньшей степени обладает знаниями возрастной и педагогической психологии. Психолог владеет знаниями своей науки, но в меньшей степени знаком с учебным предметом, частной методикой и т.д. Педагог проводит контроль в форме проверочных работ, а школьный психолог - с помощью разнообразных тестов, анкет, психотренингов. Зачастую результаты педагогического контроля и психологического тестирования не только не совпадают, но даже противоречат друг другу. А ребенок в результате испытывает на себе прессинг в виде большого количества работ, которые ему приходится выполнять в течение учебного года и смысл которых ему вряд ли доступен, но которые создают для него в определенной степени стрессовую ситуацию. Педагогический опыт инновационных школ показал, что для разрешения возникшего противоречия между целями и средствами современного образования необходимо «вырастить» педагога нового типа - педагога-наставника и построить педагогическую технологию сопровождения, позволяющую не только выявлять познавательные интересы, но и сопровождать их развитие, использовать их в процессе обучения.

Такой педагогической технологией могло бы стать тьюторское сопровождение.

Входное тестирование

Задание №1

Представьте себе, что вы - тьютор. У вас первая встреча с учениками. Перед вами аудитория, в которой ученики сидят по два человека за партой и готовы вас слушать. Измените ситуацию, чтобы ученики стали субъектами обучения.

Решение

Можно структурировать пространство, провести разогревающие и разминочные упражнения. Необходимы ваша искренность, высказанные вслух опасения и переживания.

Глоссарий

Педагогическое сопровождение - взаимодействие, в ходе которого ученик выполняет действие, а педагог создает условия для осуществления и осмысления этого действия. Основные итоги сопровождения - не только знания, способы работы, самостоятельная образовательная деятельность, но и осознание самим учеником смысла и значения результатов образования. Педагогическое сопровождение подразумевает передачу ответственности от учителя к ученику. Выражение ответственности - нормы взаимодействия, на которые ориентируются учитель и ученик. Исходя из этого можно выделить два типа педагогического сопровождения:

1) нормативное сопровождение, основанное на внешне заданных нормах;

2) гуманитарное сопровождение, основанное на нормах, которые вырабатываются самими участниками сопровождения.

Один из видов гуманитарного педагогического сопровождения - тьюторское сопровождение учащихся.

Тьюторское сопровождение - особый тип педагогического сопровождения, когда ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам и затем обсуждает их с тьютором. Это грамотное и заботливое сопровождение.

Одна из заметных тенденций реформирования современного образования связана с введением новых образовательных профессий. Многие школы, претендующие на особое место в инновационном движении, имеют в своем штате социальных педагогов, освобожденных классных руководителей, кураторов или гувернеров. Позиция тьютора принципиально отличается от всех вышеперечисленных педагогических позиций. Суть тьюторского сопровождения заключается в организации работы на материале реальной жизни подопечного (учебной, трудовой и т.д.), расширении его собственных возможностей, подключении субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху. Тьюторское сопровождение позволяет педагогам работать с интересами каждого ученика, помогать школьникам осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы.

Тьюторский час - на нем выявляются удачи и неудачи произошедшего, делаются открытия - что нового ребенок увидел в себе и одноклассниках, формулируются предложения на будущее.

Презентация - представление, выступление перед аудиторией.

Гуманитарный - обращенный к человеческой личности, к правам и интересам другого человека, учитывающий самоопределение человека.

Субъектная позиция - активность плюс полная ответственность за свою деятельность.

Компетенция - круг вопросов, в которых кто-либо осведомлен.

Тьюторский контроль - индивидуальная контролирующая работа тьютора, направленная на использование знаний, умений и навыков учащихся, обсуждение затруднений, ошибок и решение проблем.

Тьюторский клуб - коллективная деятельность учащихся и тьютора, направленная на формирование общих интересов и ослабление коммуникативных барьеров.

Работа с учебным материалом - индивидуальная и поддерживающая тьюторская работа, направленная на освоение учениками представленного материала.

Тьюториал - коллективная деятельность тьютора и учеников в виде открытого занятия с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленная на приобретение опыта использования модельных, стандартных и нестандартных ситуаций, развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников.

Сегодня апробирован ряд технологий тьюторского сопровождения, в который каждый педагог может внести индивидуальное начало. Например, в работах П. Щедровицкого, Т. Ковалевой, Е. Сухановой отражены пути организации тьюторского сопровождения на примере общеобразовательных школ Москвы и Томска. Н. Рыбалкина изучала процессы тьюторского сопровождения в школе, разрабатывала технологии образовательного туризма и отдельных культурно-образовательных событий. В последнее время появились исследования о влиянии тьюторского сопровождения на развитие одаренных детей (Е. Александрова), профориентацию подростка (А. Тубельский), организацию дополнительного образования (Е.Колосова), формирование образовательного заказа (Е.Суханова), самообразование подростка (Г.Беспалова), образовательное пространство старшеклассника (М.Черемных). Подобные технологии уже сегодня используются в средних школах.

Кроме того, существуют тьюторские технологии, которые применяют в начальной школе: формирование индивидуального учебного стиля, реализация элементов индивидуальной образовательной программы (Т.Бубякина, Е.Волошина и др.).

Промежуточное тестирование

Задание №2

Напишите, что, по вашему мнению, должен делать хороший тьютор и что он делать не должен.

Функции хорошего тьютора - в тесте на выходе.

Технологии

Я сконструировала структурно-функциональную модель тьюторского сопровождения. Данная модель состоит из основных структурных блоков - содержательного; мотивационного; блока способов, знаний и умений школьников; организационно-деятельностного и диагностического. Каждый блок представляет собой структурное единство составляющих компонентов.

Содержательный блок (организация тьюторского сопровождения) включает в себя следующие разделы:

- теоретические основы тьюторского сопровождения;

- технологии тьюторского сопровождения.

Мотивационный блок обеспечивает поэтапное развитие познавательной мотивации младших школьников в соответствующих педагогических условиях.

Блок способов, знаний и умений в качестве результата фиксирует личностные изменения ребенка и включает в себя способы работы тьютора и ученика.

Организационно-деятельностный блок представляет собой организационно-деятельностное обеспечение развития через индивидуальные и групповые формы работы, тьюторские консультации, практическую деятельность, представление познавательных интересов, «Город мастеров», игры, тренинги, экскурсии, выезды.

Диагностический блок предусматривает анализ результатов тестирования, наблюдений, бесед, анкетирования и т. п.

На основании сконструированной структурно-функциональной модели развития познавательного интереса младшего школьника создана технология сопровождения познавательных интересов.

Это инновационная образовательно-воспитательная программа, которая существенно дополняет известные традиционные педагогические формы и обеспечивает индивидуализацию, становление новых способов и форм организации познавательной деятельности. Программа многоступенчатая, все ее части взаимосвязаны между собой и представляют систему познавательного развития ученика. Причем иерархическая подчиненность блоков не является строго вертикальной, все деятельностные уровни тесно переплетены между собой, на каждом в большей или в меньшей степени, прямо или опосредованно присутствуют содержательные элементы предшествующих или последующих технологических ступеней. Так, к примеру, организационно-деятельностный блок совершенно очевидно заключает в себе желаемое содержание представления и в то же время объективно базируется на уже имеющемся опыте. Однако, несмотря на наличие явных или скрытых структурных взаимосвязей, технология в целом представляет собой совокупность последовательных операций (способов деятельности).

Исходная ступень развития познавательного интереса школьников средствами тьюторского сопровождения - фиксация познавательного интереса. Естественно, учитывается, что у ребят сложились какие-то познавательные предпочтения, что в каких-то семьях развитие познавательных интересов уже входило в практику семейного воспитания, что дети имеют определенный объем знаний по интересующей теме и т. д.

Способы работы тьютора:

- диагностика интереса;

- анкетирование;

- «включение» и «приобщение»;

- вопросы с правом выбора.

Способы работы ученика:

- рассказ о себе;

- представление себя.

Аспекты обращения к ученическим интересам должны уступить ведущую роль познавательным задачам. Фиксацию познавательного интереса в таком контексте справедливо, на наш взгляд, определить как ориентировочный этап. Цель этапа - осознание школьником своих целей, интересов и планов.

Способы работы учителя на этом этапе:

- работа с папкой личных достижений ученика;

- беседа, консультирование;

- диагностика, тестирование;

- построение цепочки (что было, что есть, что будет).

Способы работы ученика:

представление имеющегося объема знаний по теме;

- представление своего «Я»;

- рассказ об истории возникновения познавательного вопроса;

- осознание неопределенности создавшейся ситуации, необходимость ее достройки из прошлого и будущего.

Мотивационный этап, служащий для организации сбора и анализа информации по теме, включает в себя следующие способы работы учителя и ученика.

Способы работы учителя:

- нахождение «точек удивления», вопросов в представленном материале;

- сужение или расширение темы;

- планирование шагов для достижения цели, создание «образа будущего»;

- анализ «портфеля»;

- консультации по «портфелю»;

- помощь в составлении «карты» интереса.

Способы работы ученика:

- составление карты интереса;

- сбор «портфеля»;

- анализ «портфеля»;

- выстраивание взаимодействия с другими людьми;

- сохранение независимости взглядов;

- выявление познавательного вопроса;

- определение темы выступления.

Подробнее о некоторых способах работы.

Под составлением «карты» познавательного интереса мы понимаем выявление образовательных ресурсов, «мест», в которых ребенок может найти информацию по интересующей теме. Цель этой работы - овладеть культурными средствами самообразования, в том числе институциональными средствами (библиотеки, кружки и т.п.).

Под сбором и анализом «портфеля» мы понимаем анализ познавательного интереса ученика, основанный на подборе культурного материала по интересующей теме. Эффективность и надежность этого педагогического способа зависят от опыта учителя. Технология «портфеля» служит следующим целям:

- снабдить учеников, родителей и всех тех, кто принимает решение в отношении образования, необходимой информацией о прогрессе младшего школьника в изучении выбранной темы;

- помочь учителю следить за прогрессом отдельных учеников в их индивидуальных поисках;

- научить ребенка систематизировать набранный материал;

- способствовать участию детей в оценке своей работы;

- осознать собственную успешность и компетентность в выбранной теме;

- заложить основу для многосторонней оценки общей работы ребенка.

Формирующий этап включает в себя организацию представления познавательного интереса и анализ этого представления. Школьники должны осознать значение представления познавательных интересов, способов работы, полученных результатов для себя. На этом же этапе учитель вместе с учеником определяет перспективы работы с познавательным интересом. Совместно выбирается форма представления интереса: «открытая», лаборатория, мастерская, салон, PR-презентация и т.д.

Важнейшее звено подготовки и представления познавательного интереса - создание опорного плана конспекта, а также выступление перед аудиторией, которую выбирает сам ученик.

После представления познавательного интереса идет анализ выступления. Он складывается из содержательного и внешнего анализа. Возможны два пути осуществления этой операции. Первый: из числа выступающих назначается «эксперт», специалист в данной теме. Перед групповым анализом он еще раз внимательно просматривает видеозапись выступления, осмысливает полученные результаты, а затем делится своими впечатлениями с группой. После выступления рецензента начинается коллективное обсуждение: школьники размышляют о том новом, что узнали во время выступлений, отмечают наиболее интересные моменты и эпизоды, находки выступающих. Разговор может начать и сам учитель, постепенно включая в обсуждение всех членов группы.

Второй путь: индивидуальная консультация по итогам проведения представления познавательного интереса, на которой ученик старается отметить сильные и слабые стороны своего выступления, успехи и трудности, которые ему удалось преодолеть, способы деятельности, использованные во время подготовки и проведения представления познавательного интереса.

Проверив оба варианта, мы пришли к выводу, что для учеников начальной школы предпочтительнее первая форма анализа: совместные размышления вслух младшеклассникам привычнее, чем индивидуальная беседа. А вот для 5-9-х классов предпочтительнее второй путь анализа, где школьник может не только оценить свое выступление, но и открыто высказать свои предложения, решения и опасения. Это необходимо не только для того, чтобы найти сильные стороны своего выступления, но и выявить желание в следующий раз сделать не хуже. Последнее мы определяем как активное проявление познавательной мотивации.

Ученику могут быть предложены следующие вопросы:

1. Каковы твои впечатления, чувства, эмоции после выступления?

2. Как ты оцениваешь свое выступление по сравнению с другими?

3. Что, по твоему мнению, было слабого в твоем выступлении?

4. Что было удачного?

5. Как ты этого достиг?

6. Что бы ты изменил, если бы можно было выступить снова?

7. Что у тебя не получалось, а теперь получается?

8. Готов ли ты выступить снова?

После анализа выступления наступает стадия определения планов на будущее, включающая в себя следующие направления:

- определение перспектив развития познавательного интереса;

- определение темы (содержательных перспектив);

- определение сроков (временные перспективы).

Тест на выходе

Задание №3

Соотнесите функции тьютора со своими возможностями. Поставьте себе оценку (один пункт - 10 баллов) за умение осуществлять перечисленные функции:

1) мотивация,

2) целеполагание,

3) планирование,

4) коммуникация,

5) контроль,

6) диагностика,

7) рефлексия,

8) методическая,

9) управленческая,

10) коррекция.

Результаты теста:

90-100 баллов. Вы настоящий тьютор. Вам стоит познакомиться с технологиями сопровождения.

40-80 баллов. Прежде чем использовать что-то новое, вы привыкли во всем досконально разбираться. Изучите технологию.

10-30 баллов. Ваш огромный педагогический опыт не позволяет вам оказывать предпочтение этой технологии.

Педагогические технологии, подобные этой, нужны всегда, когда мы хотим научить учеников (не отдельных, а практически всех) чему-нибудь сложному. Например, созданию сочинения, стихотворения, самостоятельному выполнению эксперимента или проекта.

Опыт применения тьюторской технологии показывает, что самостоятельно добытые знания и сведения, работа с ресурсной картой, составление опорного плана-конспекта помогают ученику не только максимально расширить «границы вопроса», но и прочнее запоминать различные сведения, не теряя при этом интереса. Эмоциональный комфорт, сотрудничество, творчество сопровождают весь процесс тьюторского сопровождения познавательного интереса.

Благодаря тьюторскому сопровождению школьники осваивают следующие виды деятельности:

1. Поиск в окружающем мире удивительных явлений, сказочных образов, примечательных и значимых объектов. Творческая продукция детей - краткое представление интереса. Формирование способа и техники поиска и систематизации материала.

2. Систематическое наблюдение какого-нибудь объекта, ведение дневниковых записей, сбор примечательных фактов.

3. Оформление и формулировка вопросов, обнаруженных фактов, формулировка проблем на основе вопросов.

4. Создание умозаключений, выводов и обобщений, конструирование объяснений, выдвижение гипотез, предположений, версий.

5. Работа с текстами по своей тематике. Ознакомление с современными научными гипотезами, альтернативными точками зрения на одну и ту же проблему. Изложение своего взгляда. Отстаивание позиции.

6. Рефлексия познавательной деятельности. Рецензирование работ. Умение вести диалог и спор со слушателями.

7. Составление таблицы-приложения. Выпуск книг и журналов.

Сначала исчезает познавательный интерес, способность творить, потом интерес к учебе и... к жизни. Чтобы не погасить желания познавать, нужно дать каждому ученику возможность творить свое будущее. И в этом, на мой взгляд, может помочь тьюторское сопровождение интереса.

Светлана ДУДЧИК, старший преподаватель кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования