Где тут у вас кнессет?

Занятие №1. «Общественный интерес и неприкосновенность частной жизни»

Мотивация

Нас настроила на тему история об американских президентах. В данном случае она была реальная. В принципе мотивирующий рассказик можно и придумать.

Лариса Жиронкина: Однажды Биллу Клинтону в бытность его президентом журналисты задали вопрос: переписывается ли он со своей дочерью Челси по e-mail? Он покачал головой: «Конечно, нет, это ненадежно». У меня к вам вопрос: почему такая реакция со стороны президента развитой страны?

Мотивация была подкреплена и зрительно. Мы рассмотрели и обсудили карикатуру, на которой была изображена семейная коллизия: жена с авоськой требует хлеба - отправляет мужа в магазин, а мужчина хочет зрелищ - не отрывается от телевизора, где идет футбольный матч.

Сообщение цели урока:

- после занятия вы сможете объяснить значение права на частную жизнь, мы узнаем различные подходы к содержанию данного права;

- продолжим формирование умения анализировать текст, работать в малой группе, выступать публично;

- сможем задуматься и выразить свое отношение к вопросам реализации права на неприкосновенность частной жизни.

Предоставление информации

Сначала мы попытались самостоятельно назвать термины, передающие содержание права на частную жизнь. На доске выстроилась небольшая колонка слов. Но знаний явно не хватало...

Тогда мы получили от преподавателя текст, прочитав который смогли дополнить список, а также составить свое собственное определение термина «частная жизнь».

Методический совет Ларисы Жиронкиной: когда работаете с текстом в классе, можно попросить нарисовать в виде схемы, что входит в понятие «частная жизнь».

Работа в группах или интерактивные упражнения

Лариса Николаевна предложила своим слушателям разделиться на группы и организовать Общественную приемную, обсудить и озвучить самые яркие реальные случаи нарушения частной жизни в школе.

Наверное, можно было тут же и опросить все группы. Но тогда мы не смогли бы ответить на вопрос, как разрешить эти ситуации. Мы отложили свои жалобы в Общественную приемную и начали штудировать новые тексты.

Этот этап неожиданно оказался для меня «личностно значимым». По иронии судьбы нашей группе попалась статья Артема Михайлова «Телепузики» хотят крови», описывающая, как простые люди, не звезды кино и эстрады, страдают от назойливых папарацци. Мне выпало вкратце анализировать текст у доски. Что ж, пришлось признать, что мои «коллеги» (в данном случае это слово просится в скобки) из «Дорожного патруля» или «Криминальной России» не церемонятся с частной жизнью граждан, когда ради рейтинга стремятся отснять как можно больше подробностей убийств или аварий.

В результате анализа текстов нашим группам удалось понять, кто же конкретно нарушает наши права (на доске возник список) и как можно с этим бороться.

Вслед за этим пришла пора перечислить случаи нарушения прав учеников и учителей, поступившие в Общественную приемную.

Методический совет Ларисы Жиронкиной: если время позволяет, вы разбираете с детьми все написанные ситуации, если нет - самое яркое нарушение.

Вот некоторые примеры, прозвучавшие в нашей приемной:

1. Нарушение права на отдых в свободное время: обязывают явиться на мероприятие или субботник.

2. Нарушение права на уединение. Не оборудованные закрывающимися кабинками туалеты.

3. Нарушение права на использование мобильных телефонов. А что если ребенку звонят в случае чрезвычайной ситуации?

Мы тут же попробовали разрешить эти ситуации. И вы попытайтесь!

Диагностическая карта занятия

В конце урока каждый слушатель смог высказать свое мнение: можно ли защитить свои права? На доске были закреплены листы формата А4 с ответами на этот вопрос. Нам оставалось только приклеить к нужному ответу индивидуальную желтую бумажку. Большинство «подписались» под словами: «Защититься можно, но долго и сложно», «Они сильные, все равно получат что хотят». И только трое согласились с тем, что защищаться «Можно и нужно».

Занятие №2. «Мировоззрение и его составляющие. Анализ текстов государственных гимнов»

Андрей Наумович Иоффе начал с вопроса: «Что объединяет эти понятия - деньги, сотрудничество, скромность, дружба, красота, демократия, менталитет, догматы, закономерность, презумпция невиновности, забота?»

После обсуждения всевозможных версий и попыток нащупать правильный ответ прозвучало: «Ценности...» Затем, опираясь на конкретные примеры, мы провели их классификацию. Дали определение понятию. И, наконец, вышли на цели и результаты занятия.

Андрей Иоффе: Я надеюсь, что в ходе занятия вы сможете приводить примеры общественных ценностей и уметь их классифицировать. Сможете использовать тексты гимнов для анализа общественных ценностей. И сможете устанавливать связь общественных ценностей с историей страны, с ее культурными, географическими и геополитическими особенностями.

А дальше началась самая интересная, интерактивная часть. Нам предложили ответить на вопросы теста. «И где же тут интерактивность?» - спросите вы. В способе ответов на вопросы. Получив задание и выполнив его, каждый слушатель должен был определиться, в какой из четырех групп ему работать дальше: «Франция или Израиль», «Россия или Болгария», «Украина или Казахстан», «США или Канада».

Примеры вопросов:

Эта страна является конституционной монархией (Канада).

Разделение политических идеологий и партий на правые и левые имеет исторические корни в этой стране (Франция).

На территории этого государства располагается самое глубокое озеро в мире (Россия).

На территории этой страны развернулись основные боевые действия русско-турецкой войны (Болгария)

В этой стране провел последние годы своей жизни лауреат Нобелевской премии поэт Иосиф Бродский (США).

Парламент этой страны называется кнессетом (Израиль).

В этой стране провел последние годы своей жизни первопечатник Иван Федоров (Украина).

На рубеже XX-XXI веков эта страна поменяла столицу (Казахстан).

Андрей Иоффе: Я использовал кинестетический подход. На любом уроке можно так сделать. Допустим, на литературе. Изучили несколько произведений. Вот вам или герой, или сюжет, найдите произведение и сядьте куда надо.

Дальше мы читали гимны стран, которые достались каждому в зависимости от ответа на вопрос теста, и обсуждали их в группах. Наша группа находила общее и отличия, а также различные виды мировоззрения в гимнах Украины и Казахстана. При этом каждый заполнял свою табличку. Наш представитель изложил коллективное мнение группы: «Первое, что бросается в глаза - гимн Украины написан большой группой людей. Местоимение «мы». В гимне Казахстана местоимение «мой». Он написан от имени одного человека, видимо, типичного представителя казахского народа...»

В конце занятия Андрей Иоффе дотошно допытывался, что было самым интересным, самым полезным. И я могу сказать честно - рассказы Андрея Наумовича об истории возникновения гимнов. Ну где бы я еще узнала, что казахский гимн, оказывается, написан при личном участии президента Назарбаева, а французская Марсельеза была гимном России с марта по октябрь 1917 года?

Вопросы в финале обсуждения гимнов аналитические: «Какие факторы влияют на ценности, которые есть в гимнах?», «Зачем нужны ценности?».

Лист контроля знаний, самооценки и рефлексии показался совсем легким - только что все знания прочно засели в голове...