Выдержка из Федерального закона

«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Принят Государственной Думой 25 декабря 2002 года

Утвержден Советом Федерации 26 декабря 2002 года

Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) следующие изменения и дополнения:

3. Подпункт 5 пункта 2 статьи 32 изложить в следующей редакции:

«5) ...Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием».

4. В статье 33:

пункт 9 дополнить абзацем следующего содержания:

«Особенности предмета и содержания экспертизы, проводимой в отношении образовательных учреждений, использующих дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме, устанавливаются федеральным (центральным) государственным органом управления образованием, если иное не установлено Федеральным законом»;

пункт 24 дополнить абзацем следующего содержания:

«Филиалы образовательного учреждения, реализующего образовательную программу (образовательные программы) в полном объеме посредством дистанционных образовательных технологий (за исключением некоторых занятий) в этих филиалах, вправе проходить аттестацию и государственную аккредитацию в составе образовательного учреждения, обособленными структурными подразделениями которого они являются».

5. Пункт 2 статьи 41 дополнить абзацем следующего содержания:

«Использование образовательными учреждениями при реализации образовательных программ различных методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, не влечет за собой увеличения федеральных нормативов финансирования таких образовательных учреждений».

Президент Российской Федерации В.Путин

Москва, Кремль, № 11-ФЗ от 10 января 2003 года

Заслушав доклад заместителя министра образования Российской Федерации Л.С.Гребнева и содоклад председателя комиссии Минобразования России по анализу результатов эксперимента в области дистанционного обучения (ДО) ректора Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана И.Б.Федорова, коллегия отмечает, что за последние годы в российской системе образования наблюдается быстрый рост численности обучающихся по программам высшего и дополнительного профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий.

С целью исследования и дальнейшего развития различных моделей дистанционных образовательных технологий, отработки организационных форм реализации и подготовки необходимых нормативно-правовых документов для регламентации применения технологий ДО Минобразованием России был проведен эксперимент в период 1997-2002 гг. В ходе эксперимента были достигнуты следующие результаты.

В вузах - участниках эксперимента было создано 588 учебных центров, прошли обучение более 206 тысяч студентов и слушателей, приняли участие в организации учебного процесса более 13 тысяч преподавателей, тьюторов (педагогов-консультантов) и педагогов-технологов.

В рамках традиционных форм обучения развиты и апробированы разнообразные дистанционные образовательные технологии, качественно отличающиеся как по применяемым учебным моделям, так и по составу и способам доставки обучаемым образовательных материалов. В ходе эксперимента в наибольшей степени исследованы следующие группы дистанционных технологий:

* комплексная кейс-технология в сочетании со специально разработанными очными формами занятий,

* интернет-технология в сочетании с использованием обучающих программ и кейс-технологии,

* телевизионно-спутниковая информационная технология.

Вузами - участниками эксперимента созданы и апробированы специализированные учебные материалы (базовые интерактивные учебные пособия, учебные видеофильмы, аудиопрограммы, обучающие компьютерные программы и т.п.). На их основе разработаны специальные методики ДО.

В ходе эксперимента был достигнут удовлетворительный уровень качества подготовки: десятки тысяч выпускников успешно прошли итоговую аттестацию в государственных аттестационных комиссиях, десятки филиалов вузов-участников прошли аттестацию и получили государственную аккредитацию в составе базовых вузов.

В настоящее время во многом благодаря эксперименту по уровню развития современных электронных средств обучения отдельные университеты России находятся в одном ряду с ведущими в этой области университетами индустриально развитых стран мирового сообщества.

С учетом опыта реализации ДО, полученного в ходе эксперимента, подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части дистанционных образовательных технологий). Также с помощью вузов-участников разработан проект нормативно-правового документа Минобразования России «Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации».

Академическое сообщество и общество в целом практически преодолели определенное предубеждение против дистанционных и электронных методов обучения. Многие вузы России в настоящее время в той или иной форме разрабатывают и применяют средства и методы ДО. В большинстве регионов России проводятся конференции, семинары, выпускаются научно-технические журналы и монографии по проблемам использования дистанционных образовательных технологий. ДО справедливо рассматривается как перспективное направление развития национальной системы образования.

В целом эксперимент показал необходимость и государственную важность развития ДО в России как одного из основных элементов системы российского образования при непременном обеспечении его высокого качества, соответствующего национальным и международным стандартам.

Вместе с тем сложившаяся ситуация в области ДО требует проведения более энергичной политики в области координации и организации применения дистанционных образовательных технологий, поскольку эксперимент позволил выявить следующие важные проблемы, от решения которых зависит дальнейшее развитие этого направления в системе образования в России:

* повышение эффективности научно-исследовательских работ и их соответствия конкретным задачам практической реализации ДО;

* совершенствование координации научных исследований по общим проблемам ДО: нормативного, учебно-методического, психолого-педагогического, организационного, кадрового обеспечения, контроля качества подготовки и др. Речь идет о недостаточно эффективной работе Совета по дистанционному обучению в сфере профессионального образования Минобразования России и его комиссий;

* развитие ДО существенно связано с уровнем развития информационных коммуникаций (системы почтовой связи, электронных коммуникаций, компьютерных сетевых коммуникаций). Международный опыт показывает, что для решения этой проблемы необходима серьезная финансовая помощь государства;

* недостаточно проработанными аспектами ДО (особенно по программам среднего и высшего образования) являются такие важные элементы образовательного процесса, как воспитание обучаемых в академической среде и научная работа преподавателей и студентов филиалов;

* вузы, осуществляющие дистанционный образовательный процесс, действовали автономно, в основном они использовали программный продукт, созданный на основе различных стандартов. Это, с одной стороны, значительно затрудняет эффективный информационный обмен между вузами, а с другой стороны, создает трудности интегрирования в общемировую систему дистанционного обучения, реализуемого на основе международных стандартов;

* совокупность трех основных факторов: бурного развития глобальных электронно-сетевых технологий, глобализации образовательного рынка и развитости зарубежных дистанционных образовательных продуктов и технологий, в отличие от российских приведенных к единым стандартам качества, является источником возникновения качественно новой и сложной проблемы - появления конкуренции со стороны международных образовательных систем и организаций.

Особого внимания заслуживают вопросы правового обеспечения реализации ДО. В настоящий момент отсутствуют нормативные документы, позволяющие использовать дистанционные образовательные технологии вне рамок эксперимента. Остается нерешенным ряд принципиальных юридических и других проблем в сфере ДО, требующих внесения изменений в существующие законы в области образования и разработки дополнительных нормативных актов.

Наиболее актуальными проблемами нормативно-правового обеспечения ДО в настоящий момент являются:

* отсутствие лицензионных нормативов, аккредитационных показателей и процедуры оценки качества подготовки выпускников при аттестации вуза, разработанных для получения образования с использованием дистанционных образовательных технологий;

* ведение образовательной деятельности учебного учреждения вне места его нахождения и места нахождения его филиалов;

* организация труда преподавателей и работников вуза, в том числе нормирование и оплата их труда, в системе дистанционного образования.

При разработке законопроектов и нормативных актов в этой области необходимо учитывать качественные особенности образовательных моделей и технологий ДО, а подготовленные документы следует подвергнуть широкому обсуждению и экспертизе с участием академической общественности.

С целью поддержки и дальнейшего развития дистанционных образовательных технологий в российской системе образования

коллегия решила:

1. Одобрить итоги эксперимента в области дистанционного обучения, проведенного в период 1997 - 2002 гг.

2. Принять за основу вариант «Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации», разработанный в ходе эксперимента.

3. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации: совместно с Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России разработать до 15.12.2003 аккредитационные показатели и процедуру аттестации для вузов, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных технологий.

4. Ввести заместителя министра образования Российской Федерации Л.С. Гребнева в состав Совета по дистанционному обучению в сфере профессионального образования Минобразования России в качестве заместителя председателя, возложив на него координацию работы комиссий совета в сфере его функциональных обязанностей.

5. Возложить на Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования координацию исследовательских работ по следующим проблемам в области ДО: учебно-методического (в том числе и для подготовки кадров), психолого-педагогического, нормативного обеспечения, методических основ контроля качества подготовки специалистов. Для курирования исследований в указанной области создать в рамках департамента отдел методического обеспечения развития образовательных технологий.

6. Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования:

6.1. Довести до сведения вузов информацию об итогах эксперимента в области ДО.

6.2. Подготовить перечень экспериментальных проектов в области ДО на основе рекомендаций всероссийской научно-практической конференции «Открытое и дистанционное образование в России: накопленный опыт и перспективы развития» и представить его для обсуждения на Совете по дистанционному обучению в сфере профессионального образования Минобразования России.

Председатель коллегии

В.М. Филиппов