- Анна Владиленовна, каков сегодня педагогический потенциал города?

- В городской системе образования работают 1500 учителей, две трети из них трудятся в общеобразовательных школах и детских садах. Необходимо отметить, что из всех категорий, представляющих трудоспособное население Туапсе, педагоги - самый высокообразованный класс специалистов. Высшее и среднее специальное образование имеют более 97 процентов учителей.

- Учитель Туапсе, как и в большинстве регионов нашей необъятной страны, находится на обочине жизни или его положение улучшается?

- К сожалению, положение учителя морально и материально выглядит крайне непривлекательно. Мизерная зарплата, невозможность получить жилье и другие социальные факторы снижают статус этой благородной профессии. В среднем заработок школьного учителя составляет около 3 тысяч рублей. Именно по этой причине в последнее время идет постоянное сокращение штата на 4 процента в год. Если учесть, что из-за неблагоприятной демографической ситуации сокращение учителей начальных классов связано с уменьшением классов-комплектов, то нарастающее сокращение учителей-предметников - тенденция очень тревожная. Сегодня в туапсинских школах не хватает учителей физкультуры, трудового обучения, ОБЖ, математики, информатики, физики и русского языка. Настораживает ситуация с высокой текучестью кадров в дошкольном образовании. Постоянно идет отток из школы учителей с трудовым стажем до двух лет, увеличивается число совместителей и пенсионеров. Мужчины бегут от школы как от огня. Приток молодых сил минимальный, но мы рады и этому. В прошлом учебном году в городские школы пришли 6 молодых специалистов.

Еще одной из причин неудовлетворенности учителя сегодня становится чрезмерная, ничем не компенсируемая нагрузка. При существующем в «обычных» школах уровне зарплаты педагоги работают либо на энтузиазме, либо спустя рукава. Подчас одно следует за другим. Учитель, поставленный в сложное положение, без преувеличения, в глазах широкой общественности занимает позицию жертвы. Примером тому служат представления большинства людей об учителях-энтузиастах, для которых любимая работа дороже личного благосостояния. Более того, некоторые педагоги и сами воспринимают себя как «жертву обстоятельств». Позиция «героя» и «жертвы» в одном лице осложняет профессиональное общение как в кругу учителей, так и с учениками и родителями. Подобная педагогическая среда - это крайне не конструктивная реальность, с которой сталкивается любая попытка реформирования, реорганизации или оптимизации системы образования.

Кроме того, совершенно очевидно, что окружающие нас отрасли по-своему подготовились к очередному, пусть и небольшому, витку инфляции, которая учителя оставляет всегда незащищенным. Городской и железнодорожный транспорт поднял тарифы на перевозки, цены на товары неуклонно растут, выросли тарифы на услуги телефонной связи и «коммуналку». В такой ситуации мы, работники образования, не можем чувствовать себя спокойно, так как понимаем, что даже незначительное повышение нашей зарплаты не гарантирует нам нормальной жизни.

В заключение хотелось бы сказать, может быть, о самом главном. Дело в том, что отношения общества и системы образования, отношения государственной власти и системы образования никогда не были легкими. Мне кажется, что многое будет зависеть от ответа на вопрос: какой экономический смысл имеют расходы на образование для нынешней власти?

Туапсе, Краснодарский край