Сюжет фильма - несколько полных нелепостей и абсурда дней из жизни солдат, вынужденных тянуть армейскую лямку. С «дедами» и «салагами», пьянством, краткими любовными историями и самоволками. Пока офицеры вдалбливают в головы рядовых азы военной науки, солдаты мечтают о дембеле и скором возвращении домой. Но не всех ждет эта дорога. Приходит приказ об отправке новобранцев на войну...

Но это в финале, а до него жизнь в небольшой провинциальной воинской части под командованием подполковника Лукина шла своим чередом. Бывший курсант Боря Кульшан крутил романы с дочерьми не подозревающего об этом подполковника. Впрочем, и сами девушки не догадывались о том, что у каждой есть соперница. Пока Наташа поступала в институт, Боря начал встречаться со старшей - Мариной. Но Наташа вернулась, и для Бори настали трудные дни.

Пока девушки устраивали Кульшану дознание, дембель Гена Савицкий, влюбленный в Веру, жену лейтенанта Пантелеева, тайно носил ей цветы по ночам. Правда, Вера не догадывалась о любви солдата, думая, что цветы оставляет ей муж. Но вскоре привычная жизнь пошла кувырком. Из-за телефонистки Раи повесился рядовой Хаитов, и в части появилось... привидение. Уверенные, что это бродит дух самоубийцы, в панику ударяются все.

После просмотра «Солдатского декамерона» выходишь из зала со странными ощущениями. Вроде фильм слабенький, трагикомедией не пахнет, комедия не самая удачная... Сказать, что все плохо, - нельзя. Но и похвалить вроде бы не за что. Странный фильм. Такое впечатление, что Андрей Прошкин держал в уме, с одной стороны, «Анкор, еще анкор!» Петра Тодоровского, а с другой - «ДМБ» Павла Качанова. Получилось ни то ни другое, ни рыба ни мясо, что-то средненькое, чем не восторгаешься, но и не разругаешь вдрызг. Такое вот необязательное кино, которое можно посмотреть, а можно и нет.

Андрей Прошкин снял уже свою третью картину, и по здравой логике должен был расти вместе со своими персонажами. В первой, «Спартаке и Калашникове», действовали 13-летний мальчик и овчарка, во второй, «Игры мотыльков», главными героями были старшеклассники, и вот теперь армия.

Однако поступательное движение, наметившееся во втором фильме, явно замедлилось. «Игры мотыльков» были достаточно мощной картиной, показывающей безнадегу провинциальной жизни. Зрителю же безнадега не нравится, вот и решил, судя по всему, режиссер снять комедию «Солдатский декамерон» по сценарию Геннадия Островского, благо он получил в 1998 г. приз как лучший. Однако хороший сценарий (его достоинства, правда, вызывают вопросы) - еще не гарантия хорошего фильма, что, по сути, и получилось.

По форме «Солдатский декамерон» ближе к «ДМБ» - та же серия анекдотических ситуаций в стиле черного армейского юмора. Тут вам и призрак повесившегося воина (еще один киношный «черный дембель»), носящийся с горящими глазами по периметру военного городка середины 1990-х, и дикий старшина, готовый за свои розы-помидоры убить любого, видящий кошмары, как его питомцев похищают, и озабоченный солдатик, изнывающий от эротических снов с участием всех женщин упомянутого городка, и тому подобное.

Все сделано с юмором, но как-то до «ДМБ» не дотягивает. Шуток типа «Видишь суслика? Я тоже не вижу. А он есть» или «Дикий прапор зашел в кабинку и заперся там навсегда» нет и в помине. Есть потуги на жизненность, и вот это - самое слабое место в картине. Один герой Пореченкова чего стоит. К слову, в «Солдатском декамероне», актер «вырос» в воинском звании. В «Девятой роте» он был прапорщиком, а здесь - старлей, который орет с матерком, грозит всем показать... Но чего грозит, чего орет? Непонятно. И уж когда он с радостной улыбкой дебила едет в Чечню вместе с частью - это уже просто трагедия.

А вот комедия у Пореченкова получается лучше. Самый смешной момент в фильме - когда героя Михаила ловят за нехорошим занятием. Оказывается, это он был «призраком повешенного солдата». Сцена, в которой Пореченков сидит в листвяной шкуре с мигающими «рожками» (их в темноте все принимали за горящие глаза), - самая что ни есть трагикомедия. Почему у режиссера комедийного получилось так мало? Это вопрос...

Для зрителей «Солдатский декамерон» может быть интересен и тем, что в нем снялся Александр Яценко. Его герой на общем довольно среднем уровне выглядит очень даже неплохо.

У зрителей наверняка возникает и еще один неразрешимый вопрос. Может быть, кто-нибудь объяснит: почему фильм называется «Солдатский декамерон»? Приставка «дека» означает «десять», «Декамерон» Боккаччо означает «Десятиднев». А что означает «Декамерон» у Островского и Прошкина? Дней в фильме проходит не десять. В нем вообще нет фиксации времени, кроме отъезда части в Чечню. Может быть, имели в виду, что фильм содержит некоторые любовные истории а-ля Боккаччо? Но их всего пара-тройка - о грезящем наяву солдатике, влюбленном в двух девушек бывшем курсанте и повесившемся из-за любви солдате. Да еще главная история - о «черном дембеле», то бишь призраке повешенного. В общем, явная натяжка.

Финал «Солдатского декамерона» исполнен в трагическом духе. Российские войска вступают на территорию Чечни, все солдаты и командование части уезжают на войну. Они еще молоды, и пока не боятся смерти и не думают о ней, а сочиняют историю о своих любовных похождениях. Машины колонной едут по первому снегу, а за ними, провожая, с лаем несутся гарнизонные собаки. Долго бегут, затем останавливаются, садятся на снег и тоскливо смотрят вслед уезжающей колонне.

Если фильм Андрея Прошкина и таит в себе какие-то философские идеи солдатского бытия, то все они проявляются в последние десять минут фильма. Поэтому картина оставляет двоякое впечатление.

Старшему поколению фильм, скорее всего, не понравится, потому что они еще хорошо помнят старые фильмы о солдатах, а до них творению Андрея Прошкина, как до Луны. Молодые любители «Американского пирога», возможно, оценят картину иначе, но будут сильно разочарованы концом. Никакого «хеппи-энда».

В целом фильм Андрея Прошкина нельзя отнести к режиссерским удачам. Тем более «черным дембелем» и прочей «чернухой» на военную тему уже давно никого у нас не удивишь...