Часто так и происходит. Но сколько еще есть случаев, когда люди слишком легкомысленно относятся к действу, которое делает их гражданами. Да, в отношении избирательных вопросов Конституция РФ не говорит «гражданин обязан», она провозглашает «Гражданин имеет право». Видимо, предполагается, что раз «гражданин», значит, осознает значение этого права. Ведь именно право избирать в гораздо большей мере, чем право быть избранным, определяет позицию гражданина. В некоторых древних обществах людей, совершивших неблаговидные поступки, изгоняли, заставляя покинуть общество, иначе говоря, «освобождали» от общих забот. И это считалось очень серьезным наказанием. За это право люди боролись, поднимали мятежи, свергали правительства. Почему же сегодня, когда общество в гораздо большей степени образованно, как говорится, цивилизованно, игнорирование выборов, пренебрежение собственным правом избирать стало практически рядовым явлением. В частности, легкомысленное отношение граждан к выборам приводит в действие скрытые механизмы коррупции в политике, влекущие за собой фундаментальные негативные изменения сути власти.

Поэтому необходимо целенаправленное формирование правового сознания граждан нашей страны и в первую очередь подрастающего поколения. Ставится задача углубленного развития правового образования как составляющей части гражданского образования. Особое место принадлежит формированию статуса активного, сознательного избирателя, от которого зависит выбор тех сил, которые в наибольшей мере способны обеспечить достойную жизнь народа, законность и правопорядок, характерные для демократического государства. Правовой базой обучения учащихся как будущих избирателей является наряду с Конституцией Российской Федерации Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», Федеральные законы о выборах Российской Федерации, а также законы и иные нормативные акты по избирательному праву.

Сегодня в школе преподавание прав человека осуществляется двумя путями: а) интегративным и б) модульным. В последние годы в нашей республике накоплен определенный опыт преподавания избирательного права и избирательного процесса, а также распространение данного опыта проходит через различные формы работы с молодежью. Одной из таких форм является ежегодно проводимый форум по конституционному и избирательному праву в рамках сотрудничества Министерства образования Республики Мордовия и Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия. Форум по конституционному и избирательному праву предлагает нечто большее, чем обычный разговор. Прежде всего это обсуждение принятых совместных решений, выбора общей позиции в условиях открытого общественного диалога, через различные формы работы. Общественное суждение рождается в диалоге, в стремлении понять друг друга, высказать свое мнение, найти компромисс по тому или иному вопросу. Кроме того, по результатам форума готовятся доклады, сборники сочинений-эссе, творческих работ, сочинений-размышлений. Данные сборники выпускаются в Республике Мордовия под редакцией председателя Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия Юрия Александровича Макарова.

В январе 2006 года в Республике Мордовия в городе Саранске, в гимназии №23 прошел республиканский форум по конституционному и избирательному праву.

Форум по конституционному и избирательному праву

Цель: донесение до учащихся через форум идеи государственной важности, Конституции РФ и Конституции Республики Мордовия - как основного Закона страны и значимости избирательного права.

Задачи: формирование первичных знаний и представлений об особенностях Конституции РФ, Конституции РМ и избирательного права; умение работать с первичными источниками - текстами конституций Российской Федерации, Республики Мордовия, федеральными законами и другими нормативно-правовыми документами; развитие познавательной активности и творческого мышления учащихся; воспитание активной жизненной позиции, ответственности за принятие решений.

В целях ознакомления, методической помощи по организации подготовки к проведению форума направляем для ознакомления образцы различных заданий, которые будут представлены в конкурсных заданиях.

I тур. Домашнее задание

Разработать информационный журнал по конституционному и избирательному праву.

Структура журнала должна соответствовать следующим требованиям:

содержательность материала, логичность информации, красочность оформления, наличие всех рубрик.

Предлагаемые рубрики:

1. Вопрос номера.

2. Панорама новостей.

3. В Госсобрании.

4. Тема номера.

5. Власть, политика и экономика.

6. Власть и школа.

7. Власть и я.

8. Штрихи к портрету.

9. Дети Мордовии (что читают, что смотрят, чем увлекаются).

10. Спрашиваем. Отвечаем.

Образцы конкурсных заданий

1. Конкурс ораторов: цель - выражая определенную точку зрения, воздействовать на аудиторию, чтобы склонить ее к предложенному оратором типу решения проблем.

2. Участникам тренинга в выступлении предлагается выразить собственное отношение к определенной теме (проблеме). Тема может быть сформулирована в виде вопроса:

а) Что необходимо сделать раньше - подготовить людей к конституции или ввести конституционное правление для изменения психологии населения? Какой позиции придерживаетесь вы? Подкрепите свои взгляды примерами из истории и современной жизни.

Подобный тип формулировки предоставляет возможность отстаивать собственное мнение по данной теме (проблеме), аргументируя его.

Время на выступление одного оратора 2-3 минуты.

Функции судей (жюри) в ходе конкурса ораторов может выполнять аудитория. В этом случае до начала конкурса предлагается обсудить с участниками тренинга критерии оценки выступления. После выступления всех участников «судьи» анализируют их и выносят решение о победе в конкурсе.

Выступление должно включать:

четкую постановку вопроса;

аргументированную позицию автора выступления;

оригинальную форму презентации.

Здесь имеется возможность помочь учащимся приобрести необходимые навыки ораторского мастерства, возможность объяснить, что каждое выступление - это «театр одного актера».

II. Конкурс энциклопедистов - организуют поиск значения терминов, понятий в словарях, энциклопедиях.

а) Группа энциклопедистов дает справки о значении понятий, терминов, выражений из разных словарей и дает сравнительную характеристику, выделяя основное и делая вывод.

Понятия: государство, власть, политика, закон, право, общество, свобода, ответственность.

Ставится четкая задача рассмотрения по определенной схеме выбранного или полученного понятия. Например: берем понятие «государство», выбираем его определение в разных словарях, затем делаем вывод: Таким образом, из различных определений понятия «государство» мы видим, что оно выступает представителем всего населения страны в ее отношениях с другими странами. В необходимых случаях государство использует средства и меры принуждения, государство возникает на определенной ступени развития общества в результате появления частной собственности и так далее.

III. Конкурс. Художники-оформители изготавливают образцы символики школьных республик, городов и районов республики. Составить викторину либо кроссворд по теме «Символы Российской Федерации и Республики Мордовия».

IV. Исследователи-политологи организуют поисковую работу по сбору материала на тему «Политический статус личности».

Цели поисковой работы

1. Сформировать знания о правовом и политическом статусе личности.

2. Показать возможность включения граждан в политическую жизнь общества, выполнение своих политических ролей.

3. Раскрыть суть политической социализации.

4. Способствовать усвоению форм политического участия и пониманию роли избирателя.

Основные вопросы работы

1. Правовой и политический статус личности, ее политические роли.

2. Политическая социализация и ее типы.

3. Формы политического участия, ее типы.

4. В каком документе юридически закреплен политический статус личности?

На защиту данной работы отводится 3 минуты. Оценивается степень раскрытия темы, лаконичность изложения, умение анализировать и сопоставлять мнения известных политических деятелей.

V. Конкурс. Работа с печатными материалами. Дан текст Конституции Республики Мордовия. Предлагается рассмотреть и проанализировать по следующим вопросам:

1. Кто автор документа? Кто кроме автора, участвовал в подготовке документа (соавтор)? Что вы знаете об этих людях? Что нового вы могли узнать об авторах из изучаемого документа? Какие выводы можно сделать об авторах исходя из текста?

2. Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа? Что можно сказать о дате написания документа и о влиянии времени на текст?

3. Какие факты (фактическая информация) приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?

4. Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Каковы причины, по которым произошли описанные в документе события?

5. Как изучаемый документ помог вам больше узнать об историческом, политическом, правовом событии, к которому он относится?

VI. Конкурс социологов. Составить вопросы для социологического опроса по темам выборочно (демократия и выборы, конституция как основной закон моей республики, роль конституции в жизни страны и общества, основные проблемы, связанные с выборами в России и Республике Мордовия).

Разработать 4-5 вопросов по заданной теме, провести мини-опрос какой-либо социальной группы (родителей, соседей, родственников, товарищей по школе, учителей).

VII. Конкурс. Написание писем, петиций, обращений - один из путей участия в демократическом процессе в своей стране (письмо непосредственно политическому деятелю, письмо в газеты и журналы).

VIII. Практикум: «Права человека в общеевропейском, российском и мордовском законодательстве» в форме работы с документами.

На основе сравнительного анализа Конституции РФ, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конституции РМ заполнить таблицу по темам:

Права человека.

Конституция РФ.

Европейская конвенция.

Конституция РМ.

На основе таблицы предлагается выполнить следующие задания:

оцените конституционный механизм обеспечения прав человека в России, в субъекте в свете Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;

оцените региональный уровень реализации в России стандартов Совета Европы в области прав человека.

IХ. Используя текст Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (статьи 2, 3, 4, 5, 6, 18, 22) и текст Конституции РФ (ст. 32, п.1, 2, 3), текст Конституции Республики Мордовия (ст. 31), обсудите следующие вопросы:

1. Какие права предоставляет гражданам законодательство Российской Федерации и Республики Мордовия о выборах?

2. Какие знания необходимы будущим избирателям для полноценного участия в демократических выборах?

3. Что говорится в конституциях о праве граждан участвовать в управлении делами государства?

4. О каких формах демократии идет речь?

5. Является ли голосование отдельного человека участием в управлении всей страной?

6. Что включает система выборов в РФ и РМ?

7. Что означает всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании?

8. Кто обладает избирательным правом в РФ?

9. Каковы правила выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты?

10. Как кандидаты в депутаты осуществляют свое право баллотироваться на выборах?

11. Какие гарантии дает кандидату в депутаты российское законодательство?

Для участия в форуме приглашаются по одному учащемуся от 10-х или 11-х классов школ республики по следующим номинациям:

1-я номинация: ораторы, работа с печатным материалом, социологи;

2-я номинация: энциклопедисты и практикум «Права человека в общеевропейском, российском и мордовском законодательстве» в форме работы с документами, конкурс написания писем, петиций, обращений.

3-я номинация: исследователи-политологи, художники-оформители, использование текста федерального закона, Конституции РФ и Республики Мордовия.

В работе форума принимали участие учащиеся из всех районов и городов Республики Мордовия, всего районов 25. На конкурс было прислано более 150 работ. В финал вышли 45 учащихся по 3 номинациям: в каждой номинации принимали участие по 15 учащихся.

Работы, представленные на конкурс: письма-размышления и рефераты, сочинения-эссе и тематические исследования, доклады и проекты, стихи и рисунки. Круг вопросов, волнующих молодых людей, делающих в общественной жизни первые самостоятельные шаги, насторожил и обрадовал, удивил разнообразием. Обрадовал глубиною и основательностью подхода к осмыслению процессов, происходящих в нашем обществе. Обрадовал желанием вникнуть в суть проблем, оптимизмом и уверенностью в завтрашнем дне. В своих работах многие писали: «...Я хочу жить в обществе, где истинная свобода предполагает добровольное соблюдение определенных норм и законов», «Нужно учиться объективно оценивать время с высоты веков. Каждый человек должен стараться преобразить мир, сделать его красивым, привнести что-либо новое и полезное в жизнь общества».

Мы предлагаем разные по темам, объему и характеру работы учащихся, принимавших участие в форуме. Мы старались сохранить уникальные точки зрения авторов.

Форум прошел в тесном сотрудничестве Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия и Министерства образования Республики Мордовия. Инициатором данного форума является ЦИК Республики Мордовия.

Открытие данного форума началось с выступления председателя Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия Юрия Александровича Макарова:

Вопросы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов постоянно находятся в центре внимания Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия, используются разнообразные формы и методы для реализации целей и задач Программы повышения профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правового обучения в Республике Мордовия.

Центральная избирательная комиссия Республики Мордовия организует и проводит конкурсы по вопросам избирательного права, избирательного процесса и законодательства о референдуме среди студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений и общеобразовательных школ.

Укрепление демократических основ государственной и общественной жизни в современных условиях сопряжено с преодолением ряда объективных и субъективных трудностей. Одной из них является недостаточная правовая культура населения России. В частности, низкой остается активность граждан в ходе избирательных кампаний.

Потребность в правовом обучении молодежи нашей страны давно не вызывает споров и разночтений. Более того, правовое воспитание необходимо сделать содержанием организационной сферы жизнедеятельности учащейся молодежи. Школа призвана стать первым опытом участия детей в общественной жизни, целенаправленно включая учащихся в систему общественных отношений, формируя у них чувство гражданственности, потребность иметь собственную позицию, умение и желание ее выражать. Поэтому гражданская направленность учебно-воспитательного процесса - это не только цель, но и средство правового воспитания учащихся.

Гимназия №23 в течение ряда лет целенаправленно занимается проблемой правового образования и воспитания своих учащихся. Тесно сотрудничая с ЦИК Республики Мордовия, проводят всевозможные мероприятия, где формируются основы знаний в области избирательного права. Отрадно, что регулярные олимпиады по избирательному праву, конференции среди учащихся городов, районов республики, защита творческих работ, конкурсы социальных проектов по избирательному праву и такая форма работы, как форум по конституционному и избирательному праву, дают возможность будущим гражданам получать особый опыт, позволяющий им в дальнейшем стать равноправными, деятельными гражданами демократического государства, поскольку молодая демократия России, по моему мнению, сейчас остро нуждается в новом поколении избирателей с активной жизненной позицией.

Таким образом, особое внимание мы уделяем именно пропаганде избирательного и конституционного права. Современные дети растут под влиянием зачастую неграмотной рекламы во время многочисленных избирательных кампаний. Для устранения этих негативных факторов необходимо сформировать уже в школе четкие представления у учащихся о существующей в стране системе права, в том числе и избирательного. Ребенок должен иметь четко определенную жизненную позицию, активно ее отстаивать, желать и уметь участвовать в органах демократического управления и самоуправления будущей России.

Мнение секретаря Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия Чудаевой Нины Ивановны:

Пока, к сожалению, наша страна заметно отстает от развитых демократических обществ. Особенно настораживает низкий уровень правовой культуры и гражданской активности молодого поколения. Одним из средств решения обозначенной проблемы является правовое гражданское образование, и прежде всего молодежи, школьников, студентов. В частности, практика показывает, что после проведения таких мероприятий по избирательному праву со школьниками, которые еще не являются избирателями, активность избирателей (их родителей, близких, знакомых и т.д.) заметно возрастает.

Социологические опросы свидетельствуют, что старшеклассники заинтересованы в практическом осознании своих прав, механизмов их защиты. Был проведен опрос и среди учителей. По мнению респондентов, за последние годы интерес учителей к преподаванию прав человека вырос. При этом наибольшую степень заинтересованности проявляют учителя старших классов. Очевидно, именно эта группа педагогов и является реальной силой, обеспечивающей развитие гражданско-правового образования.

Олимпиады, форумы стали одним из направлений правового образования учащихся, они проводятся в Республике Мордовия с 2002 года. Олимпиады, конкурсы и форумы являются существенным ориентиром для учителя в определении направлений развития учебной дисциплины, своеобразной планкой высоких достижений в изучении курса избирательного права школьниками. Кроме того, в этой работе происходит реализация важной практической задачи - помощи одаренным школьникам в поступлении в вузы на правовые специальности.

С каждым годом число участников таких мероприятий постоянно увеличивается. Отрадно, что участники конкурса демонстрируют различные формы познавательной деятельности в области конституционного и избирательного права. Например, ролевая игра по теме «Выборы президента детской республики» позволяет имитировать выборы в органы власти, во время игры учащиеся как будущий электорат знакомятся с процедурой выборов и с современным законодательством о выборах. Главный образовательный эффект происходящего в игре может рассматриваться более широко: выбор как гласное испытание, которому подвержен любой свободно действующий и мыслящий человек.

Это обеспечивает учащимся приобретение реального опыта действий в ситуациях, регулируемых избирательным правом, позволяет им на практике использовать полученные знания, переживать ситуации, сопряженные с подготовкой к выборам, самой процедурой выборов и их последствиями.

Все мероприятия конкурсантов направлены на реализацию личностно-ориентированного и практико-ориентированного подходов, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими школьникам верно ориентироваться в окружающем мире.

Своими мыслями по данному форуму поделилась учитель высшей категории по граждановедению и праву МОУ «Гимназии №23» Гудошникова Наталья Викторовна:

- Кто из нас не хотел бы жить в обществе, где благо каждого человека оборачивается благом для всех и все живут в мире и согласии друг с другом? Выбор нравственных принципов, по которым мы собираемся жить, очень важен для каждого из нас. Научить ребенка организовывать свою жизнь в школе и вне ее, проявлять заботу о товарищах, быть самостоятельным и инициативным, развивать умения управлять собой в разных жизненных ситуациях, научить детей работать с классом, разновозрастных коллективах - основная задача таких вот мероприятий. Один из молодых людей в беседе о роли политологических знаний так ответил на ряд вопросов: «Я не интересуюсь политикой, запутался в многочисленных понятиях, событиях. Да и зачем забивать себе голову лишней информацией...», «с моей точки зрения демократия - это безграничная свобода, от которой устаешь...». «Роль избирателя? Скучная роль». Такой взгляд на процессы, происходящие в сегодняшнем мире, нас волнует, я думаю, сегодняшнее мероприятие дает возможность будущим лидерам, избирателям, депутатам, губернаторам и т.д. узнать сущность и принципы конституционного и избирательного права, раскрыть значение выборов как важнейшего института демократии, укрепить понимание того, что через выборы каждый гражданин участвует в управлении государством и непосредственно влияет на развитие страны.

Рассуждения и мысли члена жюри Республиканского форума по конституционному и избирательному праву, методиста Мордовского республиканского института образования - учителя высшей категории истории и обществознания Рогозина Александра Васильевича:

В начале учебного года Министерством образования Республики Мордовия по инициативе Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия проводятся ряд мероприятий правового просвещения молодых избирателей, одним из таких является сегодняшний Форум по конституционному и избирательному праву. Он проходит в рамках национальных проектов, а также посвящен десятилетию принятия Конституции Республики Мордовия.

В настоящее время молодежь является наиболее социально активной частью населения. Вопросы участия молодежи в избирательном процессе становятся все более актуальными, ведь право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемой частью цивилизованного образа жизни.

Практические навыки в правовых вопросах учащиеся нашей республики отрабатывают в своих школах во время выборов органов школьного самоуправления. Конечно, в каждой школе это происходит по-своему, но в одном все стремятся быть едины: выборы органов школьного самоуправления должны быть максимально приближены к настоящим выборам, которые происходят в стране, чтобы каждый молодой человек почувствовал себя не только гражданином школы, но и гражданином государства. Тем более интересно сегодняшнее мероприятие, где особенно активно проявили себя ребята, выступающие в роли социологов, энциклопедистов, проявили на практической работе свое знание основных нормативно-правовых документов, Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Мордовия, федеральных законов по избирательному праву. Правила и принципы данного форума: нет лидеров, все равны, все получают удовольствие от общения друг с другом, от совместной работы, каждый получает удовлетворение от чувства уверенности в себе, все активны, все вносят вклад в общее дело. Данная работа совместно с Центральной избирательной комиссией Республики Мордовия дает возможность планомерно проводить работу с будущими избирателями нашей республики.

Майя КОЛЯДЕНКОВА, учитель высшей категории права и обществознания; Нина ЧУДАЕВА, секретарь Центральной избирательной комиссии