Урок-турпоход

Оформление

Карта путешествия с остановками и заданиями.

Плакаты на экологическую тему.

Рисунки учащихся на тему: «Экология и порядок в нашем доме».

Эпиграф к уроку: «Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется». (Ф.Бэкон)

Ход урока

Учитель: Сегодня мы будем говорить о природе и ее охране. Ведь тема нашего урока - «Природа не прощает ошибок». И урок я хотела бы начать словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Проснувшись утром, первым делом приведи в порядок планету!»

И мы с вами отправляемся в поход, но не простой поход, а экологический. А что же означает «экология» - это наука о доме, о жилище. Под жилищем понимается окружающая человека природа. Поэтому, когда говорят об экологии, имеют в виду все, что связано с порядком в доме, т.е. в природе, с охраной природы.

Я думаю, наше путешествие будет интересным и полезным. Но в поход всегда идут с хорошими друзьями. С помощью жеребьевки мы поделились на две команды. Я предлагаю каждой команде придумать название и выбрать капитана.

Итак, все готово? Тогда в путь! Будем делать привалы, выполнять задания, наблюдать и рассуждать. Обратите внимание на карту, на ней указан наш маршрут.

(Все перемещения учитель отмечает на карте путешествия.)

А вот и первое препятствие. Перед нами река Безымянка, но нет мостика. Нам нужно построить мост, чтобы переправиться на другой берег. А для этого выполним первое задание.

Учитель читает текст:

«Человек своей деятельностью наносит природе огромный вред. Ежегодно 300 морских черепах из каждой тысячи погибают, проглотив плавающий в море пластиковый мусор. В Белом море каждые 4 из 100 тюленей гибнут по той же причине. Очень загрязнены Черное и Аральское моря. Реку Дунай называют «сточной канавой» Европы. Мировой океан принадлежит всем. Но он и... ничей. Каждый год в него сваливают миллиарды тонн жидких и твердых отходов. В результате гибнут морские животные, рыба, птицы».

Это только несколько проблем из тех, что существуют в мире.

Задание командам: расскажите об экологических проблемах в нашем крае.

Время обсуждения - 2 мин.

Затем команды выступают со своими рассказами.

В дополнение я хочу привести некоторые данные о состоянии окружающей среды в Оленинском районе Тверской области. Выбросы в атмосферу стационарных источников производят 14 предприятий. В результате в воздушную среду за год поступает восемь тонн загрязняющих веществ. Основная масса выбросов приходится на поселковые котельные - 95% выбросов.

Загрязнены р. Сишка и р. Береза. Очистные сооружения работают неудовлетворительно. Низкое качество питьевой воды способствует возникновению у населения заболеваний органов пищеварения, поражения зубов, заболеваний кишечными инфекциями, вирусным гепатитом «А». Идет незаконная вырубка леса. Только в 2001 г. зарегистрировано 6 случаев, ущерб составил 165,8 тыс. рублей.

Все это губительно сказывается на окружающей нас природе. Надо срочно принимать меры для защиты и охраны природы родного края.

Наше путешествие продолжается. Мы идем дальше! Жарко! А впереди спасительная прохлада. Хотите войти в лесную дубраву и испить чистой воды из ручейка-змеевичка? Тогда выполните задание: вспомните пословицы и поговорки о природе.

Команды поочередно называют пословицы и поговорки.

Привал у д.Зеленая.

Задание: команды должны составить рекламный ролик о необходимости охраны природы.

Река Чистюлька.

Задание: переплыть можно лишь в том случае, если перечислишь меры, которые позволят не загрязнять ее.

Привал на поляне в лесу.

Каждая команда готовит рассказ о пользе лесов, приводит свои примеры их гибели и сокращения площадей.

Озеро Голубое.

Учитель: Хотите искупаться перед тем как вернуться домой? Тогда вспомним о своем домашнем задании. Вероятно, лучше всего можно определить состояние природы, если мы на время сами представим себя деревом, рекой, озером или даже воздухом.

Учащиеся зачитывают свои сочинения.

Учитель: Вот и подошел к концу наш экологический поход. Мы вернулись домой.

Давайте подведем итог нашему путешествию.

Вам понравился наш поход?

А что особенно запомнилось?

Ребята, нужно охранять и защищать природу?

Что вы, дети, можете сделать для охраны природы?

Ребята отвечают на вопросы.

Учитель выставляет и комментирует оценки.

Учитель: Закончить наш урок хочу словами Р.Эмерсона: «Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок». Никогда и нигде не наносите вреда природе! Помните об этом, ребята!

Спасибо вам за урок.

Л.НОВИКОВА, учитель Оленинской школы, Тверская область