«Небесные тела» - первая часть раздела «Вселенная» - знакомит ребят со звездами, планетами, кометами и метеоритами. Краткие пояснения написаны простым языком, рисунки и фотографии превращают далекий космос из абстракции в реальность. Содержание атласа позволяет формировать научные понятийные знания на доступном материале.

Учащиеся узнают, что звезды светятся сами (существенный признак понятия), но при этом имеют разные размеры, температуру и цвет (варьирующие признаки). Рассматривая выполненные в масштабе учебные рисунки, могут сравнить размеры Солнца и планет Солнечной системы на примере Земли и Юпитера: Земля в 109 раз меньше Солнца и в 10 раз меньше Юпитера. Ребята учатся основам классифицирования, начинают мыслить логически, отвечая на приведенные в атласе вопросы.

Любая фотография, помещенная в атласе, может служить для ученика источником информации, надо лишь помочь ему научиться увидеть и осмыслить ее. Обратим внимание на такую важную деталь, как постановка ударений, например, в названиях звезд Антарес, Арктур и в других терминах - комета Галлея, туманность Андромеды и т. д.

В атласе можно найти самые важные, интересные и необходимые сведения о Солнечной системе. К этим рисункам, пояснительным текстам и космическим фотографиям можно обращаться многократно и в разных классах рассматривать их с разной степенью осмысления: от элементарного знакомства с названиями планет, их количеством и внешним видом до сравнительных характеристик по размеру, по продолжительности периода обращения вокруг своей оси и вокруг Солнца. На основе рисунка «Солнечная система» учитель может составить разные по уровням сложности учебные задачи.

Все развороты атласа - это специально сконструированные учебные материалы, на основе которых может быть организована учебная деятельность на разных уровнях познавательной самостоятельности. Деятельность, направленная на формирование таких важных приемов умственной деятельности, как абстракция, обобщение, описание, сравнение, классифицирование.

В разделе «Земля - планета Солнечной системы» вы найдете сведения о размерах и форме Земли, движении Земли вокруг Солнца и поясах освещенности. Отдельные учебные материалы посвящены внутреннему строению Земли и формам рельефа. В качестве самых больших неровностей представлены выступы материков и впадины океанов. Атлас научит ориентироваться по сторонам горизонта и по звездам, по Солнцу и по часам, по компасу и по местным признакам. Дети узнают о трех состояниях воды в природе и о ее круговороте.

В раздел «Земля - планета Солнечной системы» включены две географические карты - физическая карта полушарий и «Удивительные объекты неживой природы». На градусной сети карты цветом выделены фрагменты меридианов и параллелей. На такой карте даже младший школьник без ошибки покажет стороны горизонта.

Карта «Удивительные объекты неживой природы» сделана в проекции мировых карт и представляет ученикам еще один взгляд на изображения земной поверхности на плоскости. Карта сопровождается фотографиями наиболее ярких и интересных объектов.

Раздел «Жизнь на Земле» содержит материалы о живой и неживой природе, мире растений и животных и географические карты природных зон мира. На карте «Удивительные растения и животные» показаны центры происхождения культурных растений.

Раздел «Наша Родина - Россия» - это самая богатая коллекция всевозможных карт. Раздел позволяет сформировать у младших школьников необходимые представления о территории нашей страны. Сначала учащиеся знакомятся с Россией как самым большим государством мира. Сравнение площади России с площадью других государств сделано с помощью приема наложения карт. Если есть возможность вырезать контуры упомянутых государств из любого старого атласа, то такое наложение можно наглядно продемонстрировать на уроке. Затем знакомятся с Россией как с государством огромных расстояний. На картосхеме показано расстояние от Москвы до отдельных городов на востоке и западе нашей страны и время возможного преодоления этих расстояний на разных видах транспорта. При изучении этой темы необходимо обратиться к жизненному опыту младших школьников и обсудить, на каком расстоянии, от каких городов и территорий находится пункт их проживания; какие расстояния, за какое время и на каких видах транспорта им самим приходилось преодолевать.

Пользуясь физической картой России, учащиеся могут ответить на вопросы: 1) Назови и покажи, в каком направлении протяженность России больше - с севера на юг или с запада на восток. 2) Покажи на физической карте России Уральские горы и реку Урал - условную границу между Европой и Азией. Покажи европейскую и азиатскую части страны. Какая из них больше по площади? 3) Расскажи, в какой части нашей страны - европейской или азиатской - ты живешь.

Рассматривая карту «Крупные районы России», школьники с помощью учителя определяют, что к востоку от Уральских гор до реки Енисей лежит Западная Сибирь, еще дальше к востоку между реками Енисей и Лена - Восточная Сибирь. Часть страны, которая находится еще восточнее и омывается морями Тихого океана, называется Дальний Восток.

Физическая карта России может поначалу даже показаться перенасыщенной информацией. Но уже в начальной школе стоит показать, что карта - источник информации, которым надо только научиться пользоваться. Наша страна велика, и те названия, которые жителю европейской части могут показаться лишними и второстепенными, окажутся необходимыми для жителей Сибири или Урала. Что могут сказать о карте России, например, школьники и учителя Алтая, если не увидят на ней названий Белуха, Бия и Катунь?

Есть карта-врезка федеральных округов: ученикам младших классов полезно узнать на территории какого из них они проживают, какой город является столицей.

Карта «Россия и страны мира» знакомит учеников с новым видом тематической карты - политической - и тоже имеет соответствующее дидактическое оснащение.

Наш атлас - единственное учебное издание для начальной школы, которое сопровождается указателем географических названий. Ребенок может самостоятельно найти на карте заинтересовавшие его город, реку, отдельную вершину или государство, получает возможность удовлетворить свое еще не растраченное любопытство.

Ольга КРЫЛОВА, доцент кафедры истории, социально-политического образования и права АПКиППРО

Москва