В ладу с природой,

собой и людьми

Возможно, кто-то из родителей, увидев в портфеле собственного чада «Учебник семейного лада», где показано устройство деревенской избы, где женщины в платках да сарафанах, а мужчина не с косой, так с топором, скажет: зачем ребенку этот крестьянский быт, это несовременно. Но скорее всего большинство, полистав такой учебник, задумается: почему раньше-то люди так ладно жили, и избу всем миром строили, и дети родителям помогали, и за Отечество свое радели. Должно быть, действительно многое таится в корнях и традициях каждого народа?

О том, насколько современному человеку не хватает знаний о народной культуре, Марина Юрьевна Новицкая впервые задумалась, когда в 1984 г. пришла работать в пединститут, незадолго до этого успешно защитив диссертацию по русскому детскому фольклору в Пушкинском доме в Петербурге. Молодому специалисту было очевидно, что нынешнее молодое поколение живет вне национальной культурной традиции, и как всякий энтузиаст своего дела, она пыталась эту ситуацию исправить. Студенты с интересом слушали ее лекции, занимались в организованном ею фольклорно-этнографическом ансамбле. Но, честно говоря, увлечь по-настоящему народной культурой удавалось немногих. Тогда пришло понимание, что введение в народную культуру должно начинаться гораздо раньше, с детства.

Сложилось так, что по семейным обстоятельствам Марине Юрьевне пришлось оставить институт: нужна была работа рядом с домом. Она пришла в ближайший Дворец пионеров (благо в застойные времена их существовало великое множество) и стала вести там фольклорно-этнографический кружок. И дети потянулись к ней: «Я увидела, насколько они отзывчивы, как на лету все усваивают. Им не надо было ничего объяснять, достаточно самому быть в какой-то степени носителем той культуры, которую ты им прививаешь».

Коль был кружок, то нужна была и программа занятий. Для составления ее понадобились не только полученные знания, но и личный опыт. И здесь Марина Юрьевна сделала для себя важное открытие: в ее большой семье, где преемственность поколений каким-то чудесным образом не прерывалась с дореволюционных времен, сохранился и передался ей тот духовный, нравственный стержень, который составляет основу русской национальной культуры. Сам уклад семьи, несмотря на особенности быта советского времени, сохранял в себе традиционные черты. С детства запомнились семейные праздники. Новогодняя елка ежегодно стояла в доме до Рождества Христова и Крещения, освещая огоньками свечей всю святочную неделю. «На блины» собирались родные и близкие - все старались повидаться на Масленицу. Традиционным было в семье и поминовение умерших, об их незримом присутствии напоминали старые фотографии и семейный архив. Пасхальные куличи и крашенные луковой шелухой яйца на столе «говорили» о весеннем обновлении природы и людей. Праздники создавали теплую атмосферу в доме. Ожидание их и неизменная повторяемость задавали ритм всей жизни. Воспоминания собственного детства подтвердили: введение, а точнее возвращение, детей в народную культуру нужно начинать с формирования представлений о традиционном календаре, который естественным образом вплетен в жизнь каждой семьи.

Еще один важный компонент программы - история родной страны - тоже возник не случайно. «Я все время чувствовала, что история не где-то далеко, вне нас. Она рядом, все мы живем внутри истории», - говорит, вспоминая жизнь своей семьи, Марина Юрьевна. Сама автор учебника родилась после войны, в 1947 г. Отец воевал, и, вернувшись с фронта контуженным, скончался 30 лет от роду. У матери его, бабушки Марины Юрьевны, было пять сыновей, двое из них были расстреляны «за контрреволюционную деятельность» в 1937 году, в один день - 19 октября. Потому и репрессии 30-х годов, и Отечественная война, и оттепель с документами о посмертной реабилитации близких - все это оставило свой след в памяти семьи Марины Юрьевны, а значит, - и в ней самой.

Таким образом «вырисовались» три основные проблемы для занятий с детьми: человек и природа, человек и семья, человек и история. Именно эти взаимные связи, которые важны для каждого, следует показать детям, осваивая вместе с ними культуру народа.

Как «Родную землю» сделать многонациональной

Комплект учебников к курсу «Введение в народоведение» М.Ю.Новицкой для начальной школы состоит из трех книг. Каждая посвящена одной из трех основных проблем. Учащиеся 1-2 класса отправляются в «Путешествие вслед за солнышком», где познакомятся с праздниками и буднями традиционной народной жизни по старинному календарю, увидят связь между явлениями природы и традиционными видами деятельности человека. Третьеклассникам автор учебника предлагает мысленно поучаствовать в строительстве большого дома, как своеобразной модели мироздания, и понаблюдать за жизнью большой патриархальной семьи: узнать обряды жизненного цикла, сопровождающие человека от рождения и до кончины. В четвертом классе учеников ждет путешествие во времени и пространстве родной страны. Ученики познакомятся с основными событиями отечественной истории, народными героями, среди которых и полководцы, и правители, и святые подвижники. На уроках дети учатся рассуждать о том, как понимали добро и зло наши соотечественники, как в соответствиии с этими представлениями они личными трудами и подвигами вносили свой вклад в историю страны. На примерах жизни выдающихся людей у учащихся формируется представление о традиционных нравственных ценностях, о национальном идеале, то есть параллельно с обучением осуществляется и процесс воспитания.

К каждому учебнику написана книга для учителя, где подобран материал для урока с учетом возрастных особенностей методики обучения. Поскольку речь идет о младших школьниках, то в уроки включено много игр, загадок, песен, творческих домашних заданий, которые иной раз без помощи взрослых не выполнить. Это тоже один из методических приемов курса - книга рассчитана на то, чтобы объединить вокруг себя всю семью, взрослых и детей, так, как собирались раньше старшие и младшие в праздники и будни для общего дела.

Всем, кажется, курс хорош - да вот только народов у нас в России слишком много, чтобы ограничиться одной русской культурой. Как работать по такому учебнику в классе, где учатся дети разных национальностей, или, наоборот, в моноэтнических нерусских регионах? Выход из «неразрешимой» проблемы может быть найден довольно легко. Структура курса, предложенная Новицкой, такова, что материал учебников можно дополнить региональным компонентом. То есть изучаются ли календарные весенние праздники или традиционные народные промыслы - учитель может на уроке построить материал с учетом особенностей своего региона. Если в классе учатся дети разных национальностей, то каждый ученик может рассказать об особенностях праздника или народного промысла, традиционного для своей, татарской, армянской и т.д. культуры. Как известно, сегодня многие межнациональные проблемы порождены в первую очередь незнанием своей культуры, тем более культуры соседствующего народа. В регионах, как правило, преподаются в школе краеведческие дисциплины, но, погружаясь в изучение истории родного села, дети забывают о том, что они живут в огромной великой стране с богатой историей и живой мощной культурной традицией.

По мнению автора учебника, учебно-методический комплект к курсу «Введение в народоведение» следовало бы дополнить рабочими тетрадями, которые должны создаваться по регионам. То есть если сохранить общее название курса «Родная земля», то рабочие тетради для Москвы могли бы называться «Московская земля», для Нижнего Новгорода - «Нижегородская земля» и т.д. Осилить такую работу без государственной поддержки этого проекта даже коллективу ученых, не говоря уже об одном авторе, практически невозможно. Но только так можно реально и естественно сочетать федеральный компонент образования с региональным, только так можно решить задачу сохранения единого образовательного и социокультурного пространства России, что сейчас очень и очень важно.

Книга, открытая

для творчества

Уже много лет работают учителя по учебникам М.Новицкой, не дожидаясь, когда курс войдет в число обязательных школьных дисциплин (к сожалению, пока он преподается как факультативный, хотя потенциал его намного шире). Немало и тех, кто начал вводить в школе народоведение, когда и учебников-то еще не было. Среди таких энтузиастов педагог-музыкант средней школы с. Трубино Московской области Н.Н.Ребячая, которая преподает детям народную культуру вот уже более 10 лет и параллельно ведет в школе занятия фольклорного ансамбля. Также работают по учебникам «Родная земля» в малокомплектной школе с. Оранки Нижегородской области. Когда я встречалась с Мариной Юрьевной, она как раз собиралась в поездку в Нижний Новгород. Из-за проблем с доставкой учебников и удаленности многих школ, где преподается курс «Введение в народоведение», поддерживать связь с многими учителями автору с каждым годом становится все труднее. Неизвестно, как сложилась работа у двух студенток из Угличского педучилища, которые приезжали к Марине Юрьевне, когда работали в малокомплектной сельской школе с. Нинорово Ярославской области. Характерно, что в этой школе учились и русские, и азербайджанские дети из семей беженцев. Марина Юрьевна рассказывает любопытный случай, который она наблюдала сама во время одного из своих приездов в эту школу. «Мы приехали в село 6 мая, в Егорьев день. По обычаю в этот день крестьяне выгоняли в первый раз скот на пастбище. Мы решили, что попробуем вместе с детьми инсценировать этот обычай: пойдем по дворам, и где есть скотина, выгоним ее вербой на пастбище. Молодые учительницы предварительно договорились с некоторыми односельчанами, и мы заходили в те дома, где нас ждали. Выгнали в одном дворе скотину, в другом - и вдруг из-за калитки, которую мы обошли стороной, так как с этим домом договоренности не было, выходит азербайджанка и говорит: «Ко мне заходите, и мою корову выгоняйте!» Мы зашли, и выгнали ее корову в общее стадо». Вот тебе, бабушка, и Егорьев день!

Идея введения детей в народную культуру замечательна еще и тем, что она позволяет интегрировать все знания, получаемые ребенком в начальной школе. На уроках музыки, чтения, письма, изобразительного искусства, технологий ребенок может изучать во взаимосвязи элементы национальной культуры: песню, орнамент, промыслы и т.д. И бесспорно, что, хотя народная культура в основном представлена как крестьянская, ее глубинные жизнеустроительные смыслы важно постигать всем детям, независимо от места жительства - и городским, и сельским. Конечно, учителя должны сами владеть материалом. А значит, нужно подготовку к введению народоведения начинать еще на уровне высшей школы.

Но не стоит терять время и ждать, пока в школу придут молодые творческие педагоги и будут работать с детьми по учебнику «Родная земля». Тем родителям, кто понимает, насколько важно воспитывать ребенка с опорой на народные традиции, можно попробовать в качестве первого учителя по народоведению себя. Планируется выпустить курс «Родная земля». Выйдет одна большая книга, и ее можно будет использовать как книгу для домашнего чтения. Главное - понимать, что, сохраняя и передавая из поколения в поколение традиционную культуру, мы сохраняем для себя нравственные ценности, на которых стояло Русское государство, благодаря которым оно создало великую русскую культуру и о которых сегодня почему-то предпочитают как можно реже упоминать.