Встреча

Ничего романтического не было в организации фестиваля лауреатов конкурса «Учитель года» в Иванове. Ира Федорова, финалистка «Учителя года России-2002», кажется, уже и не рада была, что взялась за это. Собрать десяток учителей года, поселить, накормить, предоставить все условия для проведения мастер-классов. Финансовые расходы взяла на себя частная школа «Шанс», куда Ирина Геннадьевна перешла работать сразу после конкурса.

Я помогала Ирине созывать «пеликанов», так как владею обширной информационной базой, «явками и паролями». Список мы с Ирой обговаривали несколько раз. Химика Дмитрия Добротина из Москвы она не знала. Я почему-то рассказала о нем «в красках» - участвовал в конкурсе в 1995 году, с тех пор побывал на огромном количестве слетов, стал асом по части открытых уроков. «Да он еще, кроме урока, лекцию прочитает по ЕГЭ, потому что входит в комиссию, которая разрабатывает единый экзамен по химии!» «А человек-то он какой?» - спросила Ира. «Компанейский!» - заверила я, вспомнив, как Дима здорово поет Окуджаву.

В самом начале апреля мы благополучно заняли несколько плацкартных мест поезда «Москва-Иваново». На заснеженном перроне рано утром нас встречала Ирина. Со знакомыми перецеловалась, около Димы Добротина задумчиво остановилась. Но и ему традиционный поцелуй и дружеское объятие достались. Знакомство состоялось.

Ира, несмотря на множество организационных хлопот, старалась побывать на всех мастер-классах. Пришла она и на Димино занятие. Победитель конкурса «Учитель года России-1995» в номинации «Надежда России» говорил о равновесии. Экологическом, химическом и даже шире - равновесии в человеческих отношениях, в воспитании. Когда на подростка начинают давить, равновесные отношения между родителем и ребенком могут нарушиться в одночасье и вызвать конфликт. Может быть, в этот момент Ирина Геннадьевна с некоторым любопытством взглянула на ивановского гостя? Тем более Дмитрий так «вкусно» подал тему. Для того, чтобы понятие «равновесие» стало зримым, он предложил участникам своего мастер-класса провести эксперимент под названием «последняя капля». Перед педагогами два стаканчика с водой. Один практически полон, вот-вот перельется. Чтобы нарушить равновесие, надо потихоньку капать воду пипеткой из второго стаканчика. И мы капали - одна, другая, третья, девятая. Кажется, сейчас натянутая поверхность дрогнет и прольется. Как бы не так... Но вот она - последняя капля! Дима комментирует: «По мере того, как детки капают, я им говорю: хорошо вам сидеть здесь и капать водичку. У вас стоит блюдечко, столик есть. А теперь представьте, что это не водичка, а кислота. И не в стаканчик вы капаете, а нарушаете природное равновесие, добавляя все новые и новые порции выбросов. И тогда детки начинают задумываться».

А потом был мастер-класс самой Иры. Яркий, талантливый, глубокий. Идея - слова Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Тема: «Текст как средство самовыражения автора». Ирина Геннадьевна, тоненькая, встревоженная, утомленная фестивальными хлопотами, кажется, вся уходит в урок, будто никаких других дел не было и нет. «Предлагаю вам сегодня проанализировать тексты, чтобы увидеть, за счет отбора каких языковых средств происходит самовыражение автора, увидеть авторскую позицию и создать свой собственный текст, выразить себя».

Дмитрий внимательно слушал Ирину. А она развивала тему, и каждое ее слово было точным: «Говоря, мы так или иначе выражаем свое отношение к происходящему. Можно сказать: «Я люблю тебя», и это будет не просто повествовательное предложение, это будет наше стремление бросить к ногам любимого человека весь мир».

В этот момент Ирина Геннадьевна заметила пристальное к себе внимание одного из участников мастер-класса. И хотя привыкла к публичным выступлениям и открытым занятиям, вдруг почувствовала непривычное смущение. Так ее еще никогда не слушали...

Мы вернулись в Москву. А недели через две я получила от Иры по электронной почте письмо. На голубом фоне - стихи:

Апрель, ты знаешь, он проказник

Вдохнет желанье жить, любить,

Почувствовать и в будни праздник,

Чтоб с сердцем сердцу говорить.

Чтоб день часами не измерить,

А ночь опять прошла без сна,

Чтоб только мог в апрель поверить,

Душою чувствовал - весна!

Судьба

Несмотря на то, что Ира и Дима участвовали в конкурсе, судьба, кажется, сделала все, чтобы они не встретились. Ведь Дмитрий Юрьевич Добротин попал на конкурс в 1995 году, в прошлом веке! В тот год он победил в номинации «Надежды России», где соревновались педагоги со стажем работы менее трех лет. Несмотря на то, что Дима был уже не юношей, а 27-летним взрослым человеком, среди своих коллег-предметников он ощущал себя «зеленым». Вокруг были педагоги с 15-20-летним стажем, солидные люди с публикациями, руководители кружков, лекторы институтов повышения квалификации. Дмитрий вспоминает: «Если основная масса учителей анализировала то, что они сделали, то в моем фолианте в основном были представлены мои мысли по поводу современного химического образования в школе. И был анализ игр. Поскольку я в округе давал урок в виде ролевой игры, то и концепция моя была об игровых методиках. Я говорил, что химия многими воспринимается как скучная наука, поэтому надо, чтобы детям было интересно на уроке. А что может быть интереснее, чем игра?» Однако урок поклонник учебной игры давал классический. Добротин с благодарностью вспоминает своего директора за то, что научила его готовить открытые уроки. «До сих пор комплекс вины, что я ушел из общеобразовательной школы», - признается он. Ушел через два года после конкурса, в частное учебное заведение.

«Роман» с конкурсом, напротив, только начинался. Вновь на российский финал Дима попал в 1996-м - вручал хрустального «пеликанчика» Игорю Агапову. В 1998 году заезжал в гости. С 99-м стал «групповодом» - лицом, ответственным за организацию работы одной из конкурсных номинаций. В 2002 году, когда Ирина приехала на конкурс в качестве участницы, Дима тоже был в задействован оргкомитетом - «заведовал» транспортом. И за автобусами Ирину Геннадьевну проглядел...

А Иру жизнь просто-таки упорно уводила от московского финала. Начать с того, что молодой филолог из Иванова впервые приняла участие в конкурсе «Учитель года» в 1996 году, проработав в школе всего несколько лет. На области Ирина заняла третье место и была этим счастлива. В тот год победила опытная филолог из Кинешмы. «У нее был красивый урок», - мечтательно вспоминает Федорова.

После участия в конкурсе ей предложили стать завучем. В должностных обязанностях новоиспеченного администратора появилась запись: «Подготовка участников, материалов на районный конкурс «Учитель года». Ирина приглядела нового участника - учителя физкультуры Александра Масова. Александр Руфович - настоящий «батяня» для ребят из военно-спортивных классов, но человек немногословный, непубличный. Завуч Федорова взялась за «раскрутку» имиджа физкультурника и с блеском воплотила все задуманное. Под новый 2001 год в жутких условиях (8 градусов тепла) на видеокамеру был заснят урок в спортзале. «В январе нам позвонили и говорят: вы заняли первое место, готовьтесь на область. Сначала был шок. А потом я начала готовить описание, его опыта работы. И уже такое настроение, а вдруг получится? Занимаем первое место в области. Еще страшнее стало».

В мае Саша Масов и Ира Федорова поехали за советом к финалисту конкурса «Учитель года России-1999» Наталье Нежкиной. И вот тут произошла удивительная вещь: наслушавшись рассказов Наташи о конкурсе, насмотревшись на фотографии из альбома, Ира просто влюбилась в конкурс. Ей захотелось попасть в эту атмосферу общения, творчества, праздника. Ирина продолжала самоотверженно помогать своему подопечному, а параллельно, преодолев смущение, пошла по спонсорам - выбивать деньги на себя, сопровождающую. . Ивановские педагоги не ударили в грязь лицом - Александр Масов попал в «пятнашку» финалистов. А Ира поняла, что раз и навсегда заболела конкурсом. Она сдружилась с участниками. Не завидовала им, а искренне восхищалась. Однажды, гуляя в перерыве между конкурсными мероприятиями по осенней кленовой аллее поселка «Московский» с будущим учителем года-2001 Алексеем Крыловым, Ира сказала: «Как здесь здорово! Какая сказочная атмосфера общения, растворения в других людях. Такой высокой концентрации ума, красоты, душевности я еще не видела». И добавила почти жалобно: «Как я хочу пройти еще раз по этим кленовым листочкам...» Алексей Валентинович ей ответил: «Ты пройдешь! Ты вернешься сюда».

Мудрая поговорка: «Два снаряда в одну воронку не попадают». Но есть и другая: «Никогда не говори никогда». Ирина Федорова решилась участвовать в конкурсе на следующий же год. И победила! На районном этапе с уроком «Языковые особенности рекламных слоганов». На областном уроке-импровизации «авантюристки» из Родников ученики рассказывали анекдоты. А после занятия Ирины с московскими детьми уже на всероссийском финале председатель номинационного жюри написал: «Главной пленяющей чертой урока было артистическое вдохновение, с которым провела его Ирина, - звенящий (в меру) голос, легкость и изящество ее жестов, перемещений по классу». Федорова стала лауреатом президентской премии.

Семья

И вот позади все: конкурс, слеты, даже свадьба, очень красивая, в самом престижном Дворце бракосочетания Москвы, Грибоедовском. Я дома у супругов Добротиных и радуюсь за ребят. Наш разговор не похож на интервью, мы делимся ощущениями.

- На конкурсе вдруг понимаешь, что люди вокруг близкие, а ведь только что с ними познакомился. Мы любим одни стихи и песни...

Ирина: Это подкупает. Помню, как стояла под дверью аудитории, очень волновалась перед защитой концепции. И стоял Вадим Мелешко из «Учительской газеты». Он говорит: «Вы волнуетесь?» - «Безумно! Я просто боюсь туда идти». Он говорит: «Не надо волноваться. Я сейчас посмотрел: у вас лицо учителя года. Поэтому все будет хорошо». Потом я поняла: наверное, что-то в этом есть. Лицо учителя года, душа, стихи - это все общее.

- Откуда берется это чувство, что мы всегда знали друг друга?

Ирина: Мы особое племя, которое рассыпалось по разным уголкам. Дим, я тоже думала: мы с тобой разные. Москва и провинция. Разные предметы. Разные увлечения, воспитание, тем не менее ты говоришь - я тоже так думаю, ты поешь - мне эти песни нравятся.

Дмитрий: Я думаю, это единомыслие. Готовность идти на самоотдачу, на контакт, открытость позиции.

Ирина: Люди без кожи. Мы такими рождаемся. Люди, которые друг друга чувствуют и видят.

Дмитрий: Из конкурса выпадают излишне амбициозные, самоуверенные, которым кажется, что нечему учиться.

Ирина: Они приезжают, чтобы себя отдать, показать себя. А остальные приезжают взять.

- Почему человек влюбляется?

Ирина: Я для себя поняла - мне нравится отражаться с Димкиных глазах. Он так внимательно слушает все, что я говорю.

Дмитрий: Я хочу о другом сказать. Это не была любовь с первого взгляда. Просто я почувствовал, что этот человек мне близок. Если бы у меня тогда спросили «Чем?», сказал бы: «Не знаю». Мой человек. А когда мы уехали из Иваново, я понял, что не хочу расставаться с человеком.

- Удивительно, что за 14 лет проведения конкурса, никогда не было свадеб. Этим летом поженились конкурсанты 2002 года Дмитрий Бровко из Приморья и Любовь Любушкина с Урала и вы.

Дмитрий: Встретились два человека, которые поверили в чудо.

Ирина: Допустили, чтобы чудо стало жизнью.

- Дима, с Ириной дочкой вы сразу подружились?

Дмитрий: Проблем не было, это точно. И в этом, безусловно, большая заслуга Катюшки. Определяющую роль сыграло видение Катей нашей с Ирой отношений. Видя, что Ира мне доверяет, она тоже начала мне доверять. Я восхищаюсь Катюшкой. Она очень наблюдательный человек. Очень четко чувствует, на какой ноте мы сейчас общаемся.

- У вас как у родителей есть представление о будущем Кати?

Дмитрий: Я подумал: какие-то особые установки на воспитание... Их быть не должно. Но какие-то общие подходы надо будет проговаривать. Мне кажется, мы стараемся пока какие-то вещи проговаривать.

Ирина: Как можно больше стараемся говорить.

Дмитрий: Другие люди в познании друг друга до свадьбы проживают достаточно длительный период времени. У нас он был короткий. И это не хорошо и не плохо. Люди и шесть лет не женятся, а потом разбегаются, поженившись.

Ирина: Его и мои знакомые заметили, как мы изменились.

- Ира, как будет складываться твоя жизнь в Москве?

Ирина: Работа в школе для начала.

Дмитрий: Уже ездили, Катюшку туда записали. Это школа-лаборатория городского подчинения.

Ирина: Но вообще-то я хочу реализоваться в семье. Создание семьи - это очень увлекательно. И падает на такую благодатную почву. Я шторки купила. Видела шторки в той комнате?!