Всех под стандарт

Родился я левшой. В то время, когда я учился в школе, считалось, что левшой быть неправильно, неприлично. На своем же опыте знаю, как сложно переучиваться писать правой рукой.

Долгое время считалось, что детей, которые пользуются левой рукой активнее, чем правой, необходимо переучивать, подгоняя под общий стандарт. Но ничего хорошего из такого переучивания не получилось: у детей часто развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это можно понять: ведь леворукость - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно отличное от нормы распределение функций между полушариями мозга. Заставлять левшу писать правой рукой - это значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок. Если ребенок пишет левой рукой и, следовательно, по крайней мере частично, этот процесс регулируется правым полушарием, то заставлять его писать правой рукой означает создавать дополнительную нагрузку для систем левого полушария. Это не следует понимать таким образом, что у левшей полушария как бы просто поменялись местами: левое делает то, что должно делать правое, и наоборот. Такое понимание - грубое упрощение.

Если учитель вовремя не объяснит ребенку, что его леворукость не порок и не отклонение от нормы, а его индивидуальная особенность, вовремя не пресечет насмешки или просто «косые» взгляды со стороны класса, не уделит ребенку больше внимания, не научит его правильно сидеть, правильно писать левой рукой, может произойти страшное. Ребенок с огромными трудностями научится писать «правильной» правой рукой. Но за это время в его душе поселится чувство неуверенности в себе, пройдет желание учиться. Учеба начнет ассоциироваться с чем-то неприятным. И тогда для самоутверждения в детском коллективе школьник начнет хулиганить. Таким образом, школа, учитель, сами о том не подозревая, могут воспитать из обыкновенного ребенка злостного правонарушителя.

У этой проблемы есть и другая, материальная сторона. Все инструкции, технологические описания и рекомендации начинаются со слов: «Возьмите в правую руку... придерживайте левой рукой...». О том, что человек может быть левшой, не допускается и мысли. Так же изготовлены инструменты. Рожок рубанка устроен под придерживающую левую руку. Ножовки в большинстве своем эргономично рассчитаны под правую руку. Левой рукой правильно работать таким инструментом невозможно. Я никогда не встречал ножниц для работы левой. Передний зажим стандартного столярного верстака расположен слева, это удобно для правшей. Строгать на нем левше невозможно. Таких примеров можно привести множество, не только по школе, но и в быту, на производстве. Считаю, что над этим стоит задуматься.

Феномен леворукости

Чтобы лучше понять, что такое левшество, приведем два научных толкования этого феномена.

1. Под «левшеством» понимается левая асимметрия - преобладание левой части над правой в совместном функционировании парных органов. Левшество не сводится лишь к леворукости.

Виды асимметрии:

- моторные (рук и ног);

- сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса);

- психическая (выделена в 1981 году).

Присущее каждому конкретному человеку сочетание моторных, сенсорных асимметрий - индивидуальный профиль функциональных асимметрий.

2. Леворукость - преимущественное пользование левой рукой при выполнении различных действий.

Леворукость и праворукость обусловлены генетически. По данным различных источников, леворукие дети составляют 2,4% - если оба родителя правши, 17,4% - если один из родителей левша, 42% - если оба родители левши. Феномен леворукости чаще встречается среди детей, чем среди взрослых. Многие из тех, кто считает себя правшами, на самом деле скрытые левши со стертыми признаками леворукости.

Рассмотрим особенности леворуких людей.

Морфологические особенности

1. Левая рука несколько больше правой.

2. Ноготь левого мизинца несколько шире правого.

3. Более развиты вены на тыльной стороне левой кисти.

4. Более подвижна мимика левой половины лица.

Психофизические особенности

1. Плохая зрительно-двигательная координация. Может быть плохой почерк, трудности при срисовывании графических изображений.

2. Речевые нарушения. И.Макарьев в своей книге «Если ваш ребенок левша» приводит неутешительные данные о том, что заикается каждый третий леворукий ребенок.

3. Особенности пространственного восприятия. Искажение форм и пропорций фигур, зеркальность письма, плохая зрительная память.

4. Сложно концентрировать и переключать внимание.

Эмоционально-психологические особенности

1. Повышенная эмоциональная чувствительность.

2. Ранимость.

3. Быстрая утомляемость и, как следствие этого, ограниченная работоспособность.

4. Высокий уровень креативности.

5. Ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству.

6. Раздражительность и обидчивость.

7. Подверженность различным страхам (боязливость).

8. Низкий уровень самоконтроля.

9. Пониженный эмоциональный фон (почти всегда плохое настроение).

10. Конформность (склонность к пассивному восприятию действительности).

11. Сонливость.

12. Повышенный уровень тревожности.

13. Эстетическая впечатлительность.

Правила выживания

Для решения проблемы леворуких детей на уроках технического труда я использую следующие приемы:

I. Знакомясь с пятиклассниками на вводных занятиях, выясняю, кто левша. Предлагаю им тест «Правополушарник или левополушарник?».

В тесте использованы четыре признака, которые являются врожденными и, как правило, не меняются до конца жизни. Научно доказано, что у левши доминирует правое полушарие, а у правши - левое. Таким образом можно определить правшу и левшу.

1. Большой палец.

Переплетите пальцы рук, и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же большой палец (у левшей - левой, у правшей - правой руки).

2. Ведущий глаз.

Попробуйте «прицелиться», выбрав себе «мишень». Смотрите на нее через своеобразную «мушку» - карандаш или ручку. Вы заметите, что если зажмурить один глаз, то «мушка» не смещается относительно «мишени», а если другой - то смещается.

Зажмуренный глаз, при котором «мушка» смещается относительно «мишени», и есть ведущий глаз.

3. Руки на груди.

Если при переплетении рук на груди сверху окажется левая рука, то доминирует левая, если правая, то она является доминирующей.

4. Аплодирование.

Если при аплодировании удобнее хлопать левой рукой, то доминирует левая, если правой, то правая.

II. В нашей мастерской изготовлены два верстака, продуманных для работы леворуких детей. Передний зажим переставлен слева направо, боковой - справа налево. За эти верстаки рассаживаются леворукие пятиклассники, которые будут за ними работать до девятого класса, в таких же комфортных условиях, что и правши.

III. При объяснении нового материала избегаю фраз: «Взяли в правую руку... придерживайте левой рукой...». Вместо этого говорю: «Взяли в доминирующую руку... в ту, которой удобнее, придерживаем второй...».

Слежу за тем, чтобы дети, и левши и правши, работали только тем инструментом, которым удобно. Инструментом, эргономично продуманным под правую руку, работают только правши, тем инструментом, которым удобно работать и левой, и правой рукой, работают дети-левши.

IV. Работаю с родителями леворуких детей. Многие из них до сих пор считают, что леворукость ребенка - это серьезное отклонение, с этим явлением необходимо бороться.

Другой рукой и на «отлично»

Отечественный исследователь феномена детской леворукости нейрофизиолог А.В.Семенович отмечает, что 70% детей с трудностями школьного обучения составляют левши. В нашей школе, напротив, левши в большинстве своем учатся на «4» и «5». Среди них есть отличники.

Мне хочется обратить внимание преподавателей не только технического труда, но и других предметов, на леворуких детей. Особенно учителей начальных классов. Во многом от них зависит, как будет чувствовать себя «не такой, как все» ребенок. Сейчас стали выпускаться прописи для леворуких. Рассаживая детей за парты, необходимо учитывать, что левша должен сидеть слева и не упираться локтем пишущей руки в соседа (так происходит, если левша сидит за партой справа). Необходимо обращать внимание на осанку. На мой взгляд, учителям начальных классов не стоит добиваться от левши наклона букв при письме именно вправо, если они пишут аккуратно и без ошибок. Учителя в старших классах не должны требовать выполнения тех или иных действий правой рукой только потому, что это записано в методической литературе, если ребенку удобно работать левой. Уделив левше чуть больше внимания, взамен получим уверенного в своих силах ребенка, который испытал успех на уроках. А это не так уж и мало.

Андрей МИНАЕВ, учитель технического труда СШ №13 г. Бийска Алтайского края