Оксана БАУРИНА, учитель физики, Волгоград:

- Моя зарплата - это 3596 рублей «грязными». На руки я получила 3029 рублей. Я не замужем, и у меня маленький ребенок. Живу с мамой. Получив деньги, начинаю раскладывать их на «кучки». Квартплата - 1200 рублей. Оплата за телефон - 200 рублей. Проездной - 260 рублей. Детское питание «Малыш», три пачки каждую неделю - 240 рублей. Обязательно покупаю молоко, соки. Дочка болела, поэтому около 600 рублей я потратила на лекарства. Они очень дорогие, особенно новые антибиотики. В общем, практически вся зарплата ушла на оплату коммунальных услуг и продукты. А на следующую планирую купить кое-что из детской летней одежды.

Если бы меня спросили, сколько должен получать учитель в цивилизованном обществе, я бы ответила - не менее 10 тысяч. Ведь помимо одежды и питания, он должен еще и книги покупать, и компьютером пользоваться. Компьютера, кстати, у меня нет.

Екатерина АНТИПОВА, учитель информатики, Санкт-Петербург:

- В системе образования я работаю всего полгода, поэтому зарплата у меня небольшая. Последняя составила шесть с половиной тысяч рублей.

Пятьсот рублей ушло на оплату коммунальных услуг, а остальные деньги я потратила на ребенка. Купила ему весенние полуботинки и сандалии на лето. Если бы наша семья состояла из меня и ребенка, то нам пришлось бы распределить деньги по-другому. Но у нас есть папа, который обеспечивает семью продуктами питания.

Ирина НАУМОВА, учитель биологии,

Воронеж:

- Из трех с половиной тысяч рублей полторы ушло на оплату коммунальных услуг. За тысячу двести купила новую куртку дочери-девятикласснице, старая у нее еще с седьмого класса. Так что откладывать покупку было уже некуда. Оставшиеся 800 рублей, сами понимаете, богатство небольшое. Если бы не муж, не знаю, на что жили бы. Недавно прочитала в газете, что в нашей Воронежской области среднемесячная зарплата 5700 рублей - это явно не про учителей.

Анна КРАСНИКОВА, учитель начальных классов, Омск:

- На что потратила зарплату, вспомнить нетрудно. Труднее вспомнить, что она вообще была. Полторы тысячи плачу за комнату в общежитии, поскольку своей квартиры нет, а родители живут в селе. Примерно столько же я трачу на получение второго высшего образования - педагогическое у меня есть, теперь учусь управлять. Оставшихся средств не хватит даже на то, чтобы не умереть с голоду, но помогают мама с папой. Картошку, мясо, молоко привожу от них, из деревни. Еще есть расходы на транспорт, на различные бытовые средства, на лекарства. И непременно покупаю хотя бы одну книжку. На художественную литературу мне пока не хватает, поэтому беру что-нибудь методическое. Часть зарплаты оставляю на своих второклашек. То в планетарий едем, то в театр. Им, конечно, родители деньги выделяют, но всякое случается, надо иметь запас. Тем более, что от первой учительницы всегда ждут сюрпризов.

Наталья ИЛЬИНА, педагог Центра дополнительного образования, Нижний Новгород:

- Свою зарплату, которую получила в марте, потратила как обычно. Уплатила за квартиру, коммунальные услуги, электричество и телефонную связь. А на аванс купила демисезонную куртку для дочери-подростка. Мы в семье уже привыкли, что на питание уходит зарплата мужа.

Ольга БЕРГЕН, учитель истории гимназии

№ 9, отличник просвещения РФ,

Новосибирск:

- На еду! И на книжки. На что же еще? Это смешно - зарплата учителя высшей категории меньше трех тысяч. И та доплата для классных руководителей, которую так разрекламировали, во-первых, ничего не решает, а во-вторых, она тоже... усеченная. Если в классе больше 25 учеников, учитель получает тысячу рублей. А если учеников меньше 25, то за каждого ребенка платят 40 рублей! Спокойно работать учитель может только в одном случае - если у него есть «тыл» - родители, муж...

Полтора месяца назад наш министр говорил в своем выступлении, что молодые не идут в школу, потому что там засилье пенсионеров. Я тогда подумала: а не организовать ли акцию - всем пенсионерам не выйти на работу? Школа рухнет. Молодые в школу сами не идут, и я их понимаю. Жизнь одна. Сегодня учителя не могут даже дать образование собственным детям. К нам сейчас приходят практиканты из педучилища - целые группы мальчиков, в основном из учительских семей. Но они идут в училище не потому, что хотят продолжить династию, а потому, что после училища на третий курс пединститута их примут на бюджетные места. А уж после института ребята возвращаться в школу не собираются.