В своем вступительном и заключительном слове Президент Путин дал губернаторам ориентиры предстоящей «большой и системной работы». Прежде всего это реализация национального проекта «Образование», который в отличие от затянувшейся модернизации отрасли должен «подтолкнуть преобразования и добиться содержательных изменений».

В ряду приоритетных задач президент назвал обеспечение доступности и качества образования на всех уровнях и особенно подчеркнул необходимость сохранения принципа бесплатности на школьном этапе.

Однако образование в малокомплектных школах, по мнению президента, «оставаясь на низком уровне, обходится очень дорого». Решать эту сложную проблему придется, учитывая территориальные особенности.

В ближайшее время предстоит переход на нормативно-подушевое финансирование. Действовать здесь, по мнению Владимира Путина, нужно аккуратно, постепенно расширяя географию эксперимента, заранее определяя объемы и источники финансирования муниципалитетов, регионов, конкретных учреждений.

Говоря о начальном и среднем профобразовании, Президент Путин обратил внимание на то, что эти уровни, по сути, стали промежуточным звеном перед поступлением в вуз, в то время как главное их предназначение - воспроизводство квалифицированных кадров среднего звена для промышленности, АПК и сферы услуг. Именно поэтому так важно проанализировать содержание программ обучения и сориентировать их на запросы отечественного предпринимательства и конкретных сегментов рынка труда.

Очевидно, что прежде всего сама система образования остро нуждается в кадрах. «В образование должна прийти подготовленная молодежь, - сказал Владимир Путин. - В этой связи считаю оправданной специальную поддержку инновационных программ развития ряда инновационных университетов и вузов». В этом году на их поддержку предусмотрено пять миллиардов рублей, а в следующем - еще пятнадцать.

Коснулся президент и международного аспекта. Россия как страна - председатель «Восьмерки» в этом году предложила рассмотреть на саммите вопросы образования, а его интеграция, подчеркнул президент, способствует сближению национальных культур. Потому так важно наращивать экспорт образовательных услуг, открывать зарубежные филиалы российских образовательных учреждений, расширять доступ в них для иностранных студентов и преподавателей, а для поступающих из стран СНГ максимально снять сохраняющиеся ограничения.

NB!

О чем говорили в своих выступлениях участники заседания и что изменилось для российского образования после аналогичного заседания Госсовета августа 2001-го? Читайте об этом в следующем номере «Учительской газеты».