Вызов. Эта стадия не имеет ничего общего с традиционным началом урока. Стимулирование интереса к новому знанию в технологии РКМЧП происходит через «извлечение» уже известного, обнаружение нехватки знания и постановки вопросов для получения недостающей информации. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях. Существуют конкретные приемы и стратегии для работы на этапе вызова.

Из педагогического опыта. На уроке чтения в 4-м классе по рассказу А.И.Куприна «Барбос и Жулька» учитель московской школы №1690 Светлана Голованова организовала двойной вызов. Во-первых, она попросила детей по именам собак представить, кто такие могут быть Барбос и Жулька, нарисовать их и объяснить свои рисунки. Во-вторых, Светлана Юрьевна предложила ученикам информацию об авторе и затем дала задание устно продолжить фразу: «Мне кажется, что этот рассказ про то, как...»

Комментарий. Не каждое художественное произведение «захватывает» его с первых строк, зачастую требуется некоторое время для «вчитывания». Учитель на уроке этим временем не располагает. Поэтому в школьных условиях необходимо специальными приемами вызвать активный интерес учеников, чтобы дети читали текст, настроившись на его восприятие. С.Ю.Голованова использовала приемы организации активного вхождения учащихся в чтение повествовательного текста. Подобный вызов необходим, если обучение направлено на формирование навыков осмысленного чтения, умения понимать мысль автора, его отношение к героям, развитие сопереживания.

Осмысление. На этом этапе учащимся предъявляется новый материал в виде текста и организуется процесс принятия школьниками новой информации. У этой стадии урока есть свои закономерности:

- восприятие новой информации индивидуально, поэтому каждый ученик должен работать самостоятельно;

- учитель создает специальные условия для активного включения ученика в процесс первичного усвоения новой информации;

- любой текст имеет свои характерные особенности (логику, структуру и т.д.), поэтому приемы активного включения ученика в процесс его освоения необходимо выбирать, учитывая эти особенности.

Из педагогического опыта. На уроке геометрии в 7-м классе в школе «Город Солнца» Елена Орлова предложила детям для усвоения нового материала по теме «Прямоугольный треугольник» параллельные, взаимодополняющие тексты из двух учебников по геометрии. Для активного включения учащихся в процесс освоения нового материала она использовала прием, который в технологии РКМЧП называется «двойной дневник». Семиклассники разделили лист тетради пополам вертикальной линией. Слева они записали то новое, что узнали из текстов, а именно: правила, свойства, чертежи, а справа - комментарии по поводу прочитанного: свое отношение к тексту (доступен ли он), возникшие по ходу чтения вопросы, ассоциации с имеющимся знанием, мысли, посетившие по ходу чтения.

Комментарий. Выбранный Е.Л. Орловой прием не только помогает убедить учеников в необходимости работы с текстами разных авторов для получения наиболее достоверной информации, но и учит систематизировать информацию, найденную в различных источниках.

Рефлексия, или размышление. Именно на этом этапе происходит осознание школьником нового знания и встраивание его в структуру имеющегося. Учитель организует усвоение нового знания и подготавливает ученика к самостоятельному использованию полученной информации. Ученик ставит сам себе вопросы: «Что я делаю?», «Как я это делаю?», «Зачем я это делаю?», осознает приобретенный опыт.

Из педагогического опыта. Перевод информации с языка слов на язык схем на стадии размышления был организован Светланой Прошиной, учителем начальных классов школы-пансиона «Росинка». Урок был посвящен преодолению трудностей при определении падежа имени существительного. На стадии осмысления дети самостоятельно читали тексты о том, как определить падеж существительного в предложении. На этапе рефлексии третьеклассники в парах пытались схематично изобразить разветвленную схему - алгоритм определения падежа существительного в предложении. Состоялась презентация каждой схемы. После обсуждения выстраивалась общая схема, на основании которой пары корректировали свои алгоритмы:

На втором этапе стадии рефлексии Светлана Васильевна предложила ученикам задание на применение полученного знания в знакомой ситуации. Каждому ученику был предложен текст. Например: «Солнце греет землю. Теплый воздух от земли поднимается вверх. С воздухом поднимается водяной пар. Далеко от земли воздух остывает. Капли остывшего пара дождем падают на землю». Необходимо было прочитать текст и выполнить три задания:

Какими членами предложения являются выделенные слова?

Выпишите словосочетания с выделенными существительными.

Поставьте в скобках к каждому существительному вопрос от другого члена предложения и вспомните, к какому падежу относится этот падежный вопрос. Надпишите названия падежей.

Людмила ПРОКОФЬЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории дидактики Института теории и истории педагогики РАО, зав. кафедрой открытых образовательных технологий Московского института открытого образования