Я не знаю, может быть, филиал педагогического университета и в состоянии готовить высококвалифицированных учителей русского языка на базе педагогического колледжа, но как можно подготовить хороших инженеров - электриков и механиков, не имея никакой технической базы, проводя обучение в здании бывшего детского садика и помещении бывшей женской консультации? Удивительно? А филиал Государственного университета цветных металлов и золота в таких условиях уже сделал несколько выпусков, прошел лицензирование и аккредитацию. О каком качестве выпускаемых специалистов можно говорить, если наши выпускники по специальности «Металлургия цветных металлов» химию изучают по таблицам и никогда не мыли пробирок в лаборатории.

Весь выпуск по специальности «Экономика и управление на предприятии» оказывается торгующим в магазинчиках нашего торгового центра и рынка, в то время как инженер-механик считает большой удачей устроиться простым рабочим на Ачинский глиноземный комбинат или нефтеперерабатывающий завод. Как говорят экономисты: «Рынок просто не может переварить такое количество продукции такого низкого качества». А мы каждый год все принимаем и принимаем новых студентов. Принимаем всех, лишь бы в аттестате не было двоек.

Поэтому необходимо как можно быстрее вводить обязательный единый государственный экзамен и не только по русскому языку и математике. Нужно вернуться к практике советской школы - сдаче в конце выпускного класса обязательных экзаменов по всем основным предметам: математика, русский язык, физика, химия, история, иностранный язык. Только все это принимать в форме ЕГЭ. При этом количество двоек в аттестате может быть любым. Этим мы не только сразу же выявим настоящий уровень нашего среднего образования, но и умерим аппетиты некоторых вузов, готовых принимать любого, кто платит. Введя обязательный ЕГЭ, мы значительно уменьшим наплыв учащихся в 10-й и 11-й классы. Учителя будут заинтересованы брать в старшие классы только тех, кто сможет вытянуть программу и не ухудшить показатели школы. Менее талантливый «балласт» автоматически уйдет в сферу среднего профессионального образования. И только не надо говорить, что каждый человек талантлив по-своему. Я с этим не спорю. Только считаю, что талантливого слесаря совершенно не нужно одиннадцать лет учить в школе. Напротив, его необходимо как можно раньше направить на производственное обучение, что позволит его таланту не киснуть в школьной (и совершенно ему не интересной) рутине, а раскрыться ярко и многогранно.

Довольно часто я слышу: «Ну чего ты привязался к этим филиалам? Пусть дети учатся, вместо того чтобы по улицам слоняться, пить и курить». Да не привязался я, просто мне за державу обидно. Во-первых, я уверен, что вуз нельзя превращать в отделение какой-то благотворительной организации, что цель высшего образования - не занять чем-нибудь молодых бездельников, а дать знания и престижную профессию тем, кто этого действительно хочет. Во-вторых, подобные разговоры имели смысл лет десять назад, когда страшно было не то что отправить ребенка учиться в краевой центр, даже если этот краевой центр находится в трех часах езды, но и просто выпустить на улицу. Сегодня ситуация в корне изменилась. Все действительно одаренные дети уезжают поступать в головные вузы научных центров (для нас это Красноярск, Новосибирск, Томск), а на долю филиалов достается... все, что осталось. Вот и приходится опускать ниже плинтуса планку проходного балла, держать до последнего студентов с огромным количеством «хвостов». Лишь бы деньги платили.

Не имея материально-технической базы, а значит, не тратя денег на ее содержание и развитие, филиалы могут учить по дешевке. Правда, толку от такой учебы мало. Специалисты получаются какие-то книжные, что ли. Не имеющие никакого практического опыта. Это давно уже поняли на всех наших предприятиях и косо смотрят на людей, в дипломе которых написано «филиал».

Дмитрий НЕШКОВ, старший преподаватель Ачинского филиала Госуниверситета цветных металлов и золота, Ачинск, Красноярский край