ОмГПУ - единственный педагогический вуз среди учреждений высшей школы, где создан и успешно работает Межвузовский центр международного сотрудничества и академической мобильности. Организованный в 1999-м, через четыре года он уже стал Центром тестирования по русскому языку как иностранному. По мнению Натальи Гарафутдиновой, руководителя Кадрового центра по подготовке персонала Главного организационно-кадрового управления правительства Омской области, МЦ сегодня единственный в регионе и один из немногих в России, кто реально влияет на развитие интернационализации образования. Актуальность деятельности Межвузовского центра и Управления международного сотрудничества при ОмГПУ подтверждает ряд совещаний, состоявшихся на уровне федеральных и региональных структур.

В МЦ считают, что место России на международном рынке образовательных услуг явно не соответствует ее высокому потенциалу. Проекты омичей сразу же оказались в центре внимания «корифеев» международного образования. Особенно иностранцев заинтересовала модель эффективного управления университетом. Контакты с университетами США, Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Китая, Японии и других государств были достигнуты на удивление быстро. Студенты из-за рубежа отважно «погрузились» в русскоязычную среду и сибирские морозы. Сегодня, спустя шесть лет, иностранные «школяры» в Омске стали привычными. Так же, как и поездки за рубеж сибирских студентов, аспирантов и преподавателей.

- Высшее образование всегда было проникнуто духом интернационализма, - говорит Сергей Широбоков, директор Межвузовского центра международного сотрудничества и академической мобильности, начальник Управления международного образования при ОмГПУ. - Вспомните историю. В средневековой Европе студенты странствовали от Болоньи до Оксфорда, и университетское образование уже тогда переступало пределы национальных границ. Позднее массовое распространение высшего образования стало рассматриваться как гарантия конкурентоспособности государства в глобальной экономике. С другой стороны, интернационализация предполагает существование национальных государств и отражает мировой порядок. Получается, что глобализация и интернационализация - два взаимосвязанных процесса, которые медленно, но верно ведут к преобразованию университетов в новые формы.

По мнению Сергея Широбокова, три критерия ярко иллюстрируют международную деятельность вузов. Это количество иностранных студентов, число командированных за рубеж и средства, выручаемые за обучение «заморских гостей». За время существования Межвузовского центра при педуниверситете академическая мобильность возросла в два раза! Появились абсолютно новые формы международного сотрудничества. Например, проект молодежного обмена на базе археологической экспедиции истфака. Программа Британского совета предоставляет возможность приобрести новые знания в Великобритании. Разработка посольства Франции поддерживает труды омских вузов по развитию французского языка. Канадское агентство международного развития предложило свой проект сравнительного анализа стандартов высшего образования по социальной работе с инвалидами. Действительно - обучение без границ!

- Мне очень повезло, что в начале своей карьеры я изучал модель международного сотрудничества в Университете Миннесоты, общепризнанном лидере международного образования и в Америке, и в мире, - рассказывает Сергей Широбоков. - Множество полезных наработок, результативных технологий, используемых американцами, основано на прочном фундаменте: лидеры в академической среде - это ученые и управленцы в одном лице. Только при таком сочетании возможна гармония в области обеспечения качества образования на уровне международных стандартов.

Результаты деятельности созданного Координационного совета по международному сотрудничеству при Совете ректоров омских вузов уже вполне осязаемы. При поддержке губернатора региона недавно издан «Сборник экспорта образовательных услуг». Правительство области выделило губернаторские стипендии на обучение иностранцев в Омске и омичей за рубежом. Взаимодействие с властью помогло Межвузовскому центру укрепить конкурентоспособность.

Но интеграция - процесс сложный, как любой прорыв в будущее. Признание обучения за рубежом и оценок, полученных там, остается проблемой. Различия в структуре образования разных государств - одновременно и стимул мобильности, и барьер, препятствующий развитию. До сих пор нет четких правил регулирования системы высшего образования. Причем на всех уровнях - от страны до факультетов. Студентам после обучения за границей приходится сдавать экзамены на родине по второму кругу. Преподаватели, как ни странно, редко рекламируют преимущества международного образования в студенческой среде - наследство «железного занавеса». Хотя плюсы интернационализации в высшем образовании очевидны: объединение ресурсов, особенно когда они так труднодоступны, уход от ненужного копирования тем исследований. Углубляется база знаний, раздвигаются рамки научного поиска, обогащаются учебные программы, расширяются культурные горизонты. Более того - обучение иностранных студентов влияет на развитие их стран, способствуя экономической и политической стабильности. Выход на внешний рынок ужесточает требования к качеству образования, к учебному содержанию и условиям обучения студентов. Поэтому Межвузовский центр международного сотрудничества и академической мобильности при ОмГПУ сейчас вплотную занялся помощью тем омским вузам, где есть проблемы по привлечению иностранных студентов.

Омск