Людмила ИВАНОВА, директор Правохеттинской общеобразовательной средней школы,

Ямало-Ненецкий АО: Вакансий нет

У нас довольно долго был стабильный коллектив. Остро кадровая проблема встала примерно два года назад, когда ветераны стали уходить на пенсию. Как удалось ее решить?

Во-первых, приглашаем педагогов из других регионов.

У многих специалистов есть желание попасть в Надымский регион, и они присылают свои документы в управление образования. Пользуясь базой данных управления, я выбираю специалистов для своей школы. Так, например, нашла учителя физики.

Еще один способ решения кадровой проблемы - по рекомендации педагогов, работающих в нашей школе. За период летнего отпуска они подыскивают желающих поменять место жительства. И обычно к 1 сентября нужный специалист выходит на работу.

И наконец, третий способ - заранее договариваемся со студентами старших курсов педагогических институтов о предоставлении рабочего места в нашей школе. Так, например, у нас появился коллега с очень редкой специальностью для сельских школ - преподаватель информатики и английского языка.

Как закрепляем кадры в школе? Закон о северных надбавках для молодежи позволяет молодым специалистам заработать все северные надбавки всего за 3 года. Администрация поселка предоставляет учителям жилье, что очень важно особенно для молодых семей. Управление образования Надыма приняло положение о доплатах и надбавках для молодых специалистов. Из надтарифного фонда назначается доплата за дополнительную работу (например, ведение кружковой работы). Увеличена доплата за классное руководство.

В результате на сегодняшний день в Правохеттинской средней школе вакантных мест нет.

Надежда ТЕРЕНТЬЕВА, директор 9-й школы города Павлово Нижегородской области: Проблему решила... программа

Как только появляется вакансия, мы подаем заявку на необходимого специалиста в районное управление образования. Так было и в прошлом году, когда в нашу школу пришла работать выпускница Дзержинского педагогического колледжа Наталья Минеева. Она получила среднее специальное образование как учитель английского языка.

У нас в области несколько лет назад была проблема с учителями иностранного, но сейчас этот вопрос решается, так как начала действовать целевая программа. По этой программе проводят подготовку учителей иностранного языка два педагогических колледжа - Нижегородский и Дзержинский. Получив диплом, выпускники этого отделения могут продолжить обучение в вузе на заочной основе, но при этом необходимо одновременно работать учителем в школе. Заключается трехсторонний договор между школой, районным управлением образования и самим выпускником педколледжа. По нему молодой специалист должен работать в школе учителем от трех до пяти лет, по крайней мере пока он получает высшее образование. В то время как местная администрация берет на себя обязательства по частичной оплате за обучение «своего целевого» студента в Нижегородском лингвистическом университете.

Конечно, мы не пишем в трудовой книжке, что берем учителя на определенный срок - мы берем его на постоянную работу и хотим, чтобы он остался у нас навсегда. Наталья Минеева работает первый год. Безусловно, у нее, как у всякого молодого специалиста, есть трудности, но они решаются, и самое главное - есть желание работать.

Также по целевому направлению пришла к нам работать и другая молодая учительница английского языка Людмила Бадина. Она наша бывшая выпускница. От нас поступила в Центр одаренных детей в Нижнем Новгороде и тоже по целевой программе училась в Нижегородском лингвистическом университете.

В декабре прошлого года у нас по семейным обстоятельствам уволился учитель физкультуры. Мы распределили его нагрузку между учителями и также подали заявку в РУО по этой вакансии. И мне уже сообщили, что наметили для нас выпускника спортфака Нижегородского педагогического университета, кстати, нашего бывшего ученика.