В начале декабря 1939-го на Кольский полуостров из Белорусского особого военного округа на аэродром Ваенга прибыли две истребительные эскадрильи, состоявшие из самолетов И-153,

И-15-бис, И-16, и эскадрилья скоростных бомбардировщиков СБ-2. Среди летчиков полка, быстро освоивших полет в условиях Заполярья, выделялся 24-летний старший лейтенант Борис Сафонов. Он свободно летал над морем и голыми скалами, как раньше - над равнинами Белоруссии. Когда в полк стало прибывать молодое пополнение, Борис Феоктистович был назначен командиром тренировочной эскадрильи.

До Сафонова еще никто на Крайнем Севере не вводил в строй молодежь. Очень трудно было обеспечить систему и непрерывность обучения. Погода и ограниченность аэродрома становились серьезными помехами. И тем не менее комэск Сафонов с большой охотой и уверенностью взялся за дело.

Эскадрилья Сафонова стала школой освоения науки побеждать в воздухе. Из этой школы вышло немало героев, прославивших ее. И осталась память и благодарность сотен матерей и жен, чьим сыновьям и мужьям он подарил боевое искусство выживания и побед в адском огне войны. В самое трудное время Великой Отечественной он показал мужество и стал предвестником нашей Победы.

224-й боевой вылет на прикрытие каравана союзников PQ-16 стал последним для командира 2-го гвардейского смешанного авиационного Краснознаменного полка ВВС Северного флота. После его гибели в 1942 г. полк стал носить на Боевом Знамени имя командира гвардии подполковника Бориса Сафонова.

В 1948 г. 2-й авиаполк стал 174-м, а в 1960 г. в связи с сокращением морской авиации сафоновский полк передали из ВВС Северного флота в войска ПВО. Слова «Охранять небо по-сафоновски!» стали девизом боевых летчиков мирных дней.

В 2001 г. 174-й гвардейский истребительный авиационный Печенгский Краснознаменный полк имени Сафонова был расформирован. Оборвалась его шестидесятилетняя история. Овеянное ратной славой фронтовиков Боевое Знамя было сдано в музей.

За возрождение сафоновского полка боролись многие. Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов, депутатский корпус областной Думы и другие - всех не перечислить.

И вот наконец-то свершилось! В боевой строй Северного флота возвращается дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов - именем единственного в России отдельного корабельного истребительного авиационного полка. Этот уникальный воинский коллектив воспитал нескольких Героев России, в том числе трагически погибшего генерал-майора Тимура Апакидзе.

К слову, Герой России Апакидзе так отзывался о Борисе Феоктистовиче: «Сафонова надо поставить на первое место среди всех. Потому что он уже с июня 1941 года начал сбивать самолеты, начал учить этому своих летчиков. Он провоевал-то меньше года - 30 мая 1942 года он погиб. Погиб, имея на счету 39 сбитых самолетов. Это первый дважды Герой в Великой Отечественной войне, и это был действительно великий учитель, который учил на земле и в воздухе. Он просто, как щенят натаскивал своих летчиков.

Я считаю, что одна из заслуг Бориса Феоктистовича Сафонова в том, что он возглавил истребительную авиацию Северного флота, она не понесла ни одного жестокого поражения...

С первых воздушных боев они не дали себя унизить, побить. Сафоновцы только побеждали».

Корабельный полк, которым командует ученик Тимура Апакидзе полковник Сергей Рассказов, за свою многолетнюю историю на чем только ни летал. Только в послевоенные годы на вооружении полка были МиГи 15-е, 17-е, 19-е, 25-е, 31-е, Яки 25-е и 28-е.

Самолеты МиГ-31, которые стоят на вооружении полка и по сей день, впервые приземлились на полярный аэродром Мончегорск в январе 1982 г. во время празднования 40-й годовщины присвоения полку звания гвардейского. Тогда же ветеран Великой Отечественной войны, бывший старший инженер полка Завен Арушанов предложил увековечить имя легендарного командира полка Бориса Сафонова на борту одной из боевых машин. Ходатайство было удовлетворено, и летом того же года заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза полковник Гелий Пукито вручил именной МиГ-31 лучшему экипажу полка гвардии подполковнику В. Кузнецову и гвардии майору А. Макарову. На воздухозаборниках МиГа красовались нанесенные на заводе знак «Гвардия», надпись «БОРИС САФОНОВ» и две Золотые Звезды Героя Советского Союза.

На этом история «именных» машин в полку не закончилась. К 60-й годовщине формирования полка на бортах самолетов были увековечены имена однополчан - Героев Советского Союза. А ими в годы войны в полку стали девять летчиков. Так появились «борта» с именами Александра Коваленко, Николая Бокия, Павла Климова... Кстати, еще семеро воспитанников полка стали Героями Советского Союза в других авиационных частях ВВС Северного флота.

Но так уж сложилось, что не всем «именным» МиГам суждено было благополучно закончить свою летную жизнь. 28 февраля 2001 г. на МиГ-31 имени Захара Сорокина с бортовым номером «22» поднялся в воздух экипаж гвардии подполковника М. Сатановского и гвардии майора

В. Овченкова. На 53-й минуте полета отказал генератор правого двигателя, а через 15 секунд речевая информация «обрадовала» сообщением о пожаре правого двигателя.

Экипаж выключил неисправный двигатель и применил систему пожаротушения, одновременно заходя на посадку по кратчайшему маршруту. Из-за возможности повторного возгорания самолета аварийный слив топлива был опасен, а его в баках оставалось еще слишком много для посадки на одном двигателе. Ситуацию осложнил отказ гидросистемы. Шасси пришлось выпускать аварийно, а посадку выполнять без выпуска посадочных закрылков, что привело к увеличению и без того повышенной посадочной скорости, которая при посадке на одном двигателе увеличивается.

Экипаж в этой сложнейшей ситуации мастерски посадил самолет в самом начале полосы, выключил левый двигатель, выпустил тормозной парашют и приступил к торможению. Но посадочный вес, почти вдвое превышающий расчетный, и повышенная посадочная скорость не позволили остановить самолет в пределах полосы. Самолет выкатился и остановился в районе аварийной тормозной установки. Повреждения самолета при пожаре оказались столь серьезными, что его восстановление и ремонт были признаны нецелесообразными.

Так закончилась служба одного из именных самолетов, но имя прославленного однополчанина Захара Сорокина было присвоено другому самолету - тоже МиГ-31 с бортовым номером 45.

Другим именным МиГам, к сожалению, не долго было суждено поднимать в небо Заполярье имена Героев-однополчан. В десятилетие реформирования Российской армии наша военная авиация претерпела столь сокрушительные изменения. Над гвардейским сафоновским полком еще в конце 1997 г. завис дамоклов меч сокращения.

С 1998 г. судьбу полка письмами в различные инстанции отстаивали ветераны из Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Смоленска, английские ветераны 151-го британского авиакорпуса, воевавшие в одном боевом строю с летчиками полка в годы Великой Отечественной войны, губернатор области. Но, увы, все тщетно. Ни фронтовые, ни другие заслуги полка, ни имена героев не смогли уберечь один из знаменитейших полков Российских ВВС от участи многих авиационных частей и подразделений 1990-х гг. - сокращения.

В 2001 г. полк был расформирован, часть машин, требующих ремонта, сдали на завод. Остальные передали в другие части. 12 самолетов с истекшим ресурсом планера навсегда остались на аэродроме Мончегорск для дальнейшей разделки на металлолом. Именные самолеты разлетелись по всей стране. Пока не известна их дальнейшая участь, неизвестно и то, будут ли они по-прежнему носить на бортах имена бывших однополчан-Героев?

Хочется верить, что будут.

Ведь возвращен же волей Президента России - Верховного Главнокомандующего нашими Вооруженными Силами из небытия с боевой строй защитников России легендарный сафоновский полк!