Такие обращения вызваны непониманием отличий суворовских, Нахимовского военно-морского училищ, кадетских корпусов Минобороны от кадетских школ-интернатов, школ и классов. А они совершенно разные по статусу и задачам.

Деятельность государственных образовательных учреждений среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами военной подготовки регламентирована постановлением Правительства России от 11 июня 1996 г. № 696 (в редакции постановления Правительства РФ от 25 августа 1999 г.

№ 944). Обратите внимание: принципиально важно, что такие образовательные учреждения создаются Правительством России в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Они есть в Минобороны, МВД, Погранслужбе, Железнодорожных войсках.

Таким образом, подобные образовательные учреждения (училища и кадетские корпуса) могут быть только в федеральных силовых министерствах и ведомствах. Их главная задача - подготовка несовершеннолетних к профессиональной военной службе. И льготы при поступлении в военные вузы предоставляются выпускникам именно этих общеобразовательных учреждений соответствующих силовых структур.

Основные цели кадетских школ, классов, школ-интернатов, реализующих наряду с общеобразовательными дополнительные программы военной подготовки, - интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основ для подготовки несовершеннолетних к служению Отечеству на гражданском и военном поприщах. У их выпускников при поступлении в военно-учебные заведения Минобороны льгот нет, за исключением тех, кому они определены законодательством России (сирот и некоторых других).

Подчеркну, что суворовские училища и кадетские корпуса Минобороны спасают многих ребят от влияния криминала, наркомании, беспризорности. Для краев и областей, где открылись кадетские корпуса, они стали своеобразной «палочкой-выручалочкой» в борьбе с этими острыми и сложными социальными проблемами молодежной среды. От региональных органов власти, например, от президентов республик Якутии, Коми, губернаторов Владимирской, Ивановской, Саратовской, Смоленской, Нижегородской, Амурской областей и других поступили и продолжают поступать многочисленные просьбы об учреждении совместно с Минобороны кадетских корпусов и суворовских военных училищ.

Вместе с тем в последнее время в стране разворачивается так называемое независимое кадетское движение, создаются образовательные учреждения под видом кадетских корпусов. В них зачастую под видом духовного и иного образования насаждаются различные элементы, не имеющие ничего общего с государственными программами среднего (полного) образования и дополнительной военной подготовки. К сожалению, в названиях таких общеобразовательных учреждений используется наименование «кадетский корпус», копируются форма одежды суворовцев и кадет, погоны, шевроны и другие атрибуты.

Программы военной подготовки этих общеобразовательных учреждений разрабатываются, исходя из чьих-то сугубо субъективных, возможно, недостаточно компетентных представлений. С подачи руководителей таких образовательных учреждений в средствах массовой информации появляются публикации и видеосюжеты, не отражающие истинного положения дел в системах довузовской военной подготовки Минобороны и кадетских школ Минобразования.

Хотя кадетские школы и классы не дают выпускникам льгот при поступлении в военные вузы, они, конечно же, приносят большую пользу. Но если школьники и их родители выбирают учреждение общего образования в расчете на льготы при поступлении в военный вуз, необходимо прежде всего выяснить его статус, о котором шла речь.