Изменяемся сами - изменяем общество

Профессор: Неделю назад Федя обещал нам подумать, готов ли он сделать шаг вперед и стать активистом самоуправления.

Федя: Вы будете долго смеяться, но думать мне было некогда.

Вася: Что, еще один коллоквиум по биологии?

Федя: Хуже! На этот раз - конкурс «Мистер и мисс нашей школы». Мариванна послала меня защищать честь класса. «Ты же у нас, - говорит, - в парламенте? Вот и оправдывай доверие!».

Вася: И как же ты его оправдываешь?

Федя: На репетиции хожу каждый день. Там показывают, как ручками-ножками двигать, голливудскую улыбку ставят...

Вася: Круто?

Федя: Тошнит уже!

Вася: Если бы ты, Федечка, учился в моей школе, тогда твое самочувствие было бы гораздо лучше! У нас самоуправление уже давно добилось того, чтобы все внеклассные мероприятия были добровольными. Хочешь - участвуй, не хочешь - иди по своим делам. Между прочим, это не мы придумали: так в законе написано.

Профессор: Есть такое выражение: если ты не занимаешься политикой, то политика займется тобой. Выходит, Федя, что так же и с самоуправлением. Если ты не управляешь школой, то школа будет управлять тобой.

Федя: Да-а... А я-то думал, что без самоуправления в школе прожить проще.

Вася: Некоторым и правда проще. Делаешь десять лет все то, что тебе говорят, а там и учебе конец.

Профессор: И чему же, коллеги, может научить человека такая «десятилетка послушания»?

Вася: Очень многому может научить! Например, сидеть и не высовываться. Молчать, пока тебя не спросят. Напоминает надпись на трансформаторной будке: «Не влезай - убьет!»

Федя: А нам на истории рассказывали, что раньше вожди нашей страны сравнивали людей с винтиками. Винтики с шестеренками крутятся, и государственная машина работает. А если что, винтик просто заменяют.

Профессор: Как это ни грустно, но Федя вспомнил историю очень к месту. Именно в те смутные времена зародились не самые лучшие традиции нашей школьной жизни. Они не ушли из стен школы и до сих пор.

Вася: А живем мы, между прочим, уже в XXI веке!

Профессор: Правильно. И наша страна становится совершенно другой. Что требовалось от добропорядочного гражданина еще лет пятнадцать назад? Быть дисциплинированным и уметь жертвовать собой ради общего блага. За человека все решала власть, а его собственное мнение ни на что не влияло. Школа должна была готовить людей именно к такой жизни. Теперь же все в стране зависит от самих людей. Они сами выбирают мэров и президентов, создают собственные фирмы и общественные организации. Чем активнее будут люди, тем лучше нам всем будет жить. И наоборот.

Федя: Вы, профессор, сказали - будто про нашу семью! Мой папа раньше работал на заводе. Он стоял у станка и вытачивал какую-то деталь для бронепоезда. Каждый день он вытачивал 10 деталей. Он мог бы выточить и двадцать, но в то время зарплату за это не прибавляли. Зачем ему было напрягаться? А потом завод закрыли. Папа остался без работы и не смог никуда устроиться. И тогда он создал свою фирму. Теперь дома почти не бывает, но зато зарабатывает хорошо.

Профессор: И чем лучше его фирма зарабатывает, тем больше налогов она платит государству. На эти деньги содержат школы, больницы, устраивают праздники.

Вася: Значит, если в городе откроется больше разных фирм, то в городскую казну будет поступать больше денег. И жизнь тогда станет лучше?

Профессор: Если, конечно, власть сумеет правильно этими деньгами распорядиться.

Вася: Значит, нужно, чтобы инициативные и честные люди пришли и во власть?

Профессор: Совершенно верно! Еще нужно, чтобы жители города эту власть контролировали. Иначе она может забыть, что работает именно для них. И начнет делать только то, что выгодно ей самой.

Федя: Эх, жаль, что все это - только сказки. Я могу рассказать вам, какими на самом деле станут мои одноклассники, когда вырастут. Фирму создаст Петька, но только налоги он точно платить не будет! Он такой, всегда выкрутится. Машка начальницей будет. Которая всех «отфутболивает». Она ж не для того в начальство пойдет, чтобы нам лучше жить стало. А большинству все будет «по барабану». Не трогают, и ладно.

Вася: Так в том-то все и дело! Если в вашей школе не будет работать самоуправление, то получится именно так, как ты говоришь!

Федя: А при чем тут самоуправление? Если у нас люди такие, то с этим уже ничего не поделаешь.

Вася: Помнишь, мы говорили о том, что школа должна не только учить, но и воспитывать. Готовить школьников к взрослой жизни. Ведь ребята не рождаются равнодушными и пассивными. Они становятся такими за десять лет учебы в школе. Понимаешь?

Федя: Некоторые, между прочим, уже одиннадцать лет в школе учатся. А скоро, говорят, перейдем на двенадцатилетку. Кошмар!

Профессор: Не будем уходить от темы. Давайте сравним, какие качества в ребятах школа должны была воспитывать раньше и какие качества нужны теперь.

Федя: Я понял так. Раньше школа воспитывала людей дисциплинированных и исполнительных. Чтобы они хорошо исполняли то, что им скажет начальство, и не лезли, куда не надо. И сейчас школа по привычке продолжает делать то же самое. Ведь как учителя оценивают учеников? По дисциплине и успеваемости. Хорошо себя веди и не получай двоек, и школе от тебя больше ничего не надо.

Вася: Значит, пора это менять! И воспитывать другие качества: инициативность и самостоятельность. Чтобы человек не сидел сложа руки, а мог сам чего-то в жизни добиться.

Федя: Выходит, наш школьный парламент должен убедить учеников школы в том, что они должны быть активными. Предложу-ка я провести на эту тему классные часы! И будем вместе с Мариванной воспитывать их, пока все активными не станут! Если надо, и замечания в дневники влепим!

Профессор: Куда же тебя, голубчик Федя, занесло?! Неужели ты сам не понимаешь, что воспитывать активность лекциями и замечаниями в дневник просто бесполезно? Это ведь все равно что учиться плавать не в воде, а на асфальте!

Федя: А что же тогда делать-то?

Профессор: Нужно рассматривать школу как модель.

Федя: Чего-о??? Какую еще модель? Вот я точно скоро буду на конкурсе «Мистер и мисс нашей школы» топ-модель изображать. При чем же тут активность?

Профессор: Понимаешь, школа - это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы школьники стали во взрослой жизни инициативными людьми, то нам надо сделать их инициативными уже в школе. Если мы хотим, чтобы ребята выросли самостоятельными, то уже в школе они должны быть самостоятельными. Научиться этому нельзя ни на классном часе, ни на уроке. Только в школьной жизни! Самостоятельности и инициативности может научить только сама жизнь.

Вася: То есть если я хочу научиться плавать, то мне для этого обязательно надо прыгнуть в воду?

Федя: Причем головой вниз!

Профессор: Пока ты, Федя, еще школьник, у тебя есть время заходить в воду более аккуратно. Учиться держаться на поверхности, плавать и нырять. И тогда, если будет нужно, во взрослой жизни ты будешь готов и с обрыва прыгнуть.

Федя: И все-таки, как самоуправление может научить ребят нырять в бурный поток инициативы и активности?

Вася: Красивый вопрос, Федя! По-моему, чтобы справиться с этой задачей, самоуправление должно быть не игрушечным, а настоящим. И тогда ребята в него поверят.

Профессор: А это во многом зависит от самих активистов. Недавно в германском городе Любеке ученическое самоуправление отстаивало свою позицию... забастовкой. Власти Любека решили преобразовать гимназию в обычную школу, а ученики с этим не согласились. И решили не выходить из здания гимназии, пока власти свое решение не отменят. Первый день ученики провели одни. Играли в спортзале, смотрели видеофильмы. Как это принято сейчас говорить, тусовались. На следующий день к этой «тусовке» присоединились и учителя. Власти поняли, что надо выходить из неудобной ситуации, и признали свою ошибку. Ученики отпраздновали победу.

Вася: А в Петрозаводске был другой случай. В одной из школ педагоги решили провести переводные экзамены для десятых классов. «Какие еще экзамены?» - возмутились ученики и пошли в школьное правительство. Председатель его позвонил в комитет по образованию и спросил, имеет ли право школа проводить экзамены для десятиклассников. Ему объяснили, что экзамены обязательны только для девятых и одиннадцатых классов. А другие параллели можно экзаменовать лишь в том случае, если это разрешает устав школы. Тогда школьное правительство потребовало у директора показать устав. И увидело, что там об этом - ни строчки. В результате директор экзамены отменил.

Профессор: Давайте подведем итоги. Мы выяснили, что самоуправление необходимо развивать не только потому, что оно изменяет к лучшему жизнь школы. Оно также изменяет самих ребят. Ученическое самоуправление делает их инициативными и самостоятельными. Благодаря самоуправлению активность входит в моду. Ведь если ученики видят, что самоуправление - это реальная сила, которая им помогает, то они начинают уважать и поддерживать своих активистов. И значит - роль самоуправления еще и в том, чтобы «выпустить в жизнь» новое поколение людей, которые своей активной позицией будут изменять к лучшему наше общество.

Домашнее задание:

1. Какие поступки, вызвавшие у тебя уважение, совершило ученическое самоуправление твоей школы?

2. Захотелось ли тебе после прочтения первых параграфов учебника, чтобы в твоей школе было настоящее самоуправление? Обоснуйте свою позицию.

Повторение пройденного, или работа над ошибками.

Новая встреча в штабе юниорского союза «Дорога» началась с чтения писем. Первые параграфы нашего учебника не оставили читателей равнодушными, и они тоже решили высказаться.

Профессор: Ну-с, открываю первый конверт. Нам пишет ученый с характерной фамилией Умнов: «А не копнуть ли вам, господа, поглубже? В научном мире уже сформировалась новая точка зрения на обсуждаемую проблему. Она такова: ученическое самоуправление в школе просто невозможно! Ученики никогда не смогут самостоятельно управлять школой. Они ведь еще не взрослые и сознательные граждане - у них просто нет необходимого опыта! В школе может существовать только со-управление, но никак не самоуправление».

Федя: Это что же получается, наш учебник выкидывать надо? Оказывается, и не бывает самоуправления вовсе...

Вася: А «со-управление», значит, бывает? По-моему, его еще больше не бывает! По крайней мере, я нигде его не видел, а словцо это узнал только что из письма умного Ученого... ой, наоборот, ученого Умнова.

Профессор: Да, Вася, среди умного нашего брата ученого немало таких, которые все время придумывают новые слова. Их и сами-то ученые не успевают выучить, не то что простые школьники.

Федя: Надеюсь, билет на экзамене по этому самому «со-управлению» я не вытащу?

Профессор: Думаю, вряд ли. Могу предположить, что словечко это появилось вот как. Прочитал кто-то, вроде господина Умнова, слова «ученическое самоуправление» и подумал: «Это означает, что ученики сами управляют всем и вся». И охватил ученого тихий ужас: бедная школа, что же с ней будет-то! Призадумался труженик науки и через минуту воскликнул: «Эврика! Со-управление - вот спасение человечества!»

Вася: А потом ребята придут к директору и скажут: «Хотим самоуправление наладить». Посмотрит он на них с хитрым прищуром и ответит: «В школе, дети, самоуправления не бывает. Бывает только со-управление. Последний, так сказать, писк науки. Так что, извините, не получится: надо идти в ногу со временем!»

Федя: А наша Мариванна прочитала первые параграфы и сказала, очень так выразительно: «Такого самоуправления нашей школе не надо!». Видите, без всякого со-управления обошлась!

Вася: Она, наверное, саму себя так называет - «Наша Школа». Нам на истории рассказывали про одного короля, который тоже так шутил. Проснется, бывало, в хорошем настроении, соберет всех придворных, залезет на трон и объявит: «Государство - это я!»

Федя: Ага, Людовик. Не помню только, который по номеру. Слушай, так мы что - вроде придворных, получается?

Вася: А режим, при котором живут некоторые школы, называется «учительская монархия»! Давай, брат Федор, запатентуем!

Профессор: Что-то, коллеги, вы сегодня слишком много шутите!

Федя: Обождите, профессор, главные шутки еще впереди. Вот завуч наша сказала так: «Мы бы и рады, чтоб у нас самоуправление было, но только ученики-то у нас - все пассивные. Они на это не пойдут».

Вася: Классная отмазка, посильнее «со-управления» раз в десять!

Профессор: Между прочим, многие педагоги говорят это совершенно искренне. Для них это - серьезная проблема.

Федя: Даже две. Первая - как за первые пять лет учебы превратить нормального человека в «дисциплинированного ученика». А вторая - как за оставшиеся пять лет не дать ему превратиться обратно.

Вася: В одной из школ нашего города учится Маша, моя знакомая. Она тоже что-то подобное говорила, мол, никто у нас ничего не хочет, все пассивные... Ходила-ходила, жаловалась-жаловалась... А потом собрала такой школьный совет, что школа затрещала!

Профессор: Коллеги, хватит резвиться! Давайте вернемся к письмам. Нам пишет школьник Николай Неформалов: «Как только ученики пролезут в школьный парламент, они сразу начнут «надувать щеки» и в конце концов превратятся в законченных бюрократов. А наша Родина и так стонет от засилья бюрократии. Зачем же создавать бюрократические структуры еще в школе? Все вопросы нужно решать неформально. Хочешь провести в школе праздник - подойди к директору и обо всем договорись. Недоволен учителем - опять же иди к директору. И увидишь, что без самоуправления все решается гораздо проще».

Вася: А что делать, если директор не хочет идти тебе навстречу? Или ты на встречу с директором?

Федя: Тогда утешай себя тем, что директор - тоже враг бюрократии! Не позволяет ученикам по парламентам рассиживать и щеки надувать!

Профессор: У нас как раз есть письмо от директора. «Выражу мнение большинства моих коллег, - пишет твердым учительским почерком Анна Петровна Строгая. - Школа - это учебное заведение. Главное в ней - учебный процесс. Не случайно при входе в нашу школу детей встречают два больших плаката: «Учеба - наш главный труд» и «Дневник - лицо ученика». Учебным процессом должен руководить опытный взрослый человек - директор, и никакой самодеятельности здесь быть не может. Внеклассную же работу может и должно выполнять школьное самоуправление. Но только так, чтобы это ни в коем случае не мешало учебе».

Федя: Так мы ведь вроде уже договорились, что школа должна не знания давать, а к жизни готовить...

Вася: А Анна Петровна считает, что «готовить к жизни» и «давать знания» - это одно и то же. Нет, серьезно! Я встречал людей, которые рассуждают в таком духе: «Быть готовым к жизни - значит уметь преодолевать трудности. Поэтому какая разница, чему учить! Главное, чтобы учиться было трудно». Вот так!

Профессор: Так вот. Анна Петровна советует школьникам: не вмешивайтесь в учебный процесс, а внеклассная работа - ваша. Принимаем это предложение?

Федя: Сначала «со-управление», теперь «учебный процесс»... Вы сначала покажите нам этот «процесс»! Чтобы мы поняли, где он начинается, а где - заканчивается!

Вася: Начинается первым звонком, а заканчивается - последним. Пришел в шесть лет, вышел в семнадцать - процесс закончен, результат на лице!

Федя: У-у-у...

Вася: А если серьезно, то недавно мы встречались с ребятами из юниорского союза «Дорога», которые выпускают детскую правозащитную газету «Школа - территория закона». Они там много интересного про этот «учебный процесс» пишут. В одной из школ на уроке учительница ставит на стол бутылку пепси-колы и прямо «из горла» запивает сникерс. Весь класс слюнки пускает, но процесс идет! В другой школе учительница учит детей сидеть прямо: кто над партой нагнулся - хрясть линейкой по спине! Еще была статья про трудовика: он уже три месяца ничего нового не объясняет. Дает парням одно и то же задание, а сам вытачивает на станке резаки для резьбы по дереву. Выточит - и продает своим же ученикам. Они даже посчитали, сколько он на этом зарабатывает. Ребят, которые обо всем этом написали, классная руководительница весь урок пропесочивала!

Федя: Интересно, а какую тему она в журнал записала?

Вася: Так и записала: «проработка»! Расслабься, Федя, это была шутка. Конечно же, что положено, то и записала. И сказала: «Параграф, который мы с вами не прошли из-за этих хулиганов, прочитаете дома. На следующем уроке напишем самостоятельную работу».

Профессор: Интересно, что сказала бы об этом Анна Петровна Строгая?

Вася: Она бы сказала примерно так: «Эти юнцы своей желтой прессой оскорбили тысячи учителей нашей страны, которые из последних сил, за нищенскую зарплату стараются дать детям знания!»

Федя: Выходит, если зарплата маленькая, то можно делать с учениками, что тебе вздумается?

Вася: И при этом говорить, что самоуправление ни в коем случае не должно в это вмешиваться!

Профессор: Василий подсказал нам очень важную мысль. Давайте мы посоветуем Анне Петрове и другим директорам не бояться, что ученическое самоуправление помешает учебному процессу. Наоборот, его можно сделать более качественным, если директор будет на самоуправление опираться. Ведь что происходит в школе, в которой этого нет? Директор в большинстве случаев не знает, что происходит за закрытыми дверьми класса: учат там детей или занимаются чем-то другим? Многие учителя в такой школе не понимают, что они работают не для самих себя, а для детей, и поэтому, извините, халтурят. А ученики вынуждены со всем смириться, потому что любые споры с учителями немедленно сказываются на их оценках. Ученическое самоуправление может эту ситуацию в корне изменить: качество учебного процесса будут контролировать сами ребята. Если директор действительно хочет дать детям хорошее образование, то он не может не прислушиваться к мнению совета. Предположим, совет говорит, что Марья Петровна не должна вместо объяснения новой темы устраивать детям проработку. Умный директор в ответ на это непременно воскликнет: «Кошмар!» - и сделает так, чтобы в следующий раз учитель не путал урок с «беседой по душам».

Федя: Умный директор? А что, директора бываю и не очень?..

Вася: Федор! Как такое могло прийти тебе в голову! Ты чуть не обидел всех директоров Вселенной!

Федя: Хорошо, что наш директор сейчас меня не слышит!

Профессор: Нет, коллега, наоборот: это очень плохо, что директор тебя не слышит! Ученическое самоуправление еще и тем ценно, что оно помогает педагогам и школьникам наладить диалог, понять друг друга. Ведь и те, и другие часто друг другом недовольны. Они действительно порой друг друга не слышат, хотя встречаются каждый день. А площадки, на которой они могли бы договариваться, у них нет. Если и те, и другие будут иметь возможность выяснять отношения цивилизованно, то педагогам не придется применять силу, а ученикам - писать на партах про учителей нехорошие слова.

Вася: Значит, ученическое самоуправление помогает создать такую площадку для переговоров?

Профессор: Если, конечно, это именно то самоуправление, которое позволяет ученикам влиять на решение реальных школьных проблем.

Домашнее задание:

1. Сталкивался ли ты с мнением, что ученическое самоуправление в школе развивать не нужно? Как это мнение обосновывалось? Что ты можешь возразить?

Александр ПРУТЧЕНКОВ,

доктор педагогических наук,

профессор кафедры развития образовательных систем АПК и ПРО МО РФ, председатель Конституционного совета Межрегиональной общественной организации детей и молодежи

«Новая цивилизация»

Окончание следует