Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать

Во время заочного тура в адрес оргкомитета поступило 266 работ, из которых 152 были рекомендованы к участию в ярмарке. 124 автора получили приглашение на очный тур, дабы символично представить свои разработки. Автором проекта ярмарки стал руководитель Отрадненского управления Департамента образования и науки Самарской области кандидат педагогических наук Владимир Гусаров. Надо сказать, что эта необычная ярмарка заинтересовала многих компетентных в сфере образования людей.

Проведение ярмарки стало возможным только в контексте смелой программы самарских образовательных реформ. Напомним ее основные пункты. Это разграничение полномочий местного самоуправления и субъекта Федерации в вопросах экономики образования; региональный финансовый норматив; укрупнение территориальных единиц управления образованием. Самарская модель принята пилотным проектом модернизации системы образования в России, что подтверждено специальным постановлением Правительства РФ.

Но вернемся к ярмарке, ставшей первой практической попыткой материальной оценки интеллектуальной деятельности учителя. В развитых странах продукты этой деятельности давно являются товаром, который продается, наследуется, служит предметом залога. Отношения между производителями и потребителями интеллектуальной собственности основываются на общем патентном праве. У нас в стране рынок интеллектуальной собственности тоже постепенно начинает работать, однако учителей, особенно из провинции, на нем нет. Ярмарка в Отрадном как раз и предоставила двум сторонам такую возможность, чем, собственно, и привлекла столь большое количество потенциальных продавцов и покупателей. На ярмарке работало патентное бюро, то есть была возможность юридически закрепить авторское право и право собственности на результаты интеллектуального труда.

Теперь что касается непосредственно материальной оценки. Всех интересовали конкретные суммы, предлагаемые за реальные проекты. Положением о ярмарке предусматривалось, что автор должен самостоятельно оценить стоимость своей работы. Сделка (процесс приобретения интеллектуальной собственности) производится в частном порядке.

Для выработки ориентиров в ценах каждый проект с точки зрения педагогической значимости комментировали федеральные, региональные и муниципальные эксперты. В их роли выступали люди весьма компетентные, к примеру, директор Самарского регионального центра Федерации Интернет Образования Наталья Дельцова; ректор СИПКРО доктор педагогических наук Игорь Носков; директор регионального социопсихологического центра кандидат психологических наук Татьяна Клюева; первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», исполнительный директор Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование» кандидат педагогических наук Ирина Димова; главный редактор журнала «Народное образование» Алексей Кушнир; заместитель главного редактора журнала «Лидеры образования» доктор педагогических наук Константин Сумнительный.

И еще о двух «денежных» моментах. Первый: руководитель организации «Новая цивилизация» (это социальный проект НК «ЮКОС») Анатолий Ермолин сообщил, что на покупку 10 образовательных и воспитательных программ у них заложено 100 тысяч долларов. Не суть, что они будут приобретены на нынешней ярмарке в Отрадном, суть в том, как высоко может цениться оригинальная авторская разработка педагога.

Второй момент: для приобретения необходимых образовательным учреждениям Отрадненского округа учебных, воспитательных, управленческих проектов сформирован специальный фонд из средств спонсоров. Это не исключает возможности покупки нужных технологий муниципалитетами, самими образовательными учреждениями или на частном уровне, то есть отдельным педагогом. По словам Владимира Гусарова, фонд сложился достаточно внушительный, однако это опять-таки не означает, что средства будут израсходованы на представленные на отрадненской ярмарке проекты. Чтобы не томить читателя, скажем, что по итогам трех дней заключены 163 сделки на общую сумму более 200 тысяч рублей. Неплохо для начала. А уж творческий импульс, полученный учителями, в дензнаках оценить невозможно.

И в заключение об одном «глобальном нюансе» (чуть позже поймете, почему не надо искать в этом словосочетании лексического диссонанса) ярмарки и самарской модели образования вообще. Одна немолодая дама, всю жизнь проработавшая в школе, открыв список проектов, авторитетно заявила, что «ничего нового здесь нет - эти идеи бытовали и в прежние времена». Заметьте, идеи... Как любит говорить руководитель Департамента образования и науки администрации области доктор физико-математических наук профессор Ефим Коган, идеи можно производить сотнями, а проект - это не идея, это технология - путь внедрения с получением гарантированного результата. Со следующего года в СГАУ вводится новая специализация - «Инновационный менеджмент». Такой менеджер будет уметь мыслить проектными категориями, значит, будет по-другому строить деятельность, профессиональную в том числе.

Первая ярмарка социально-педагогических проектов положила начало формированию банка новых образовательных технологий, совершенствованию механизма их продажи и приобретения, проведению семинаров и тренингов по их внедрению. То есть ярмарка будет постоянно действующей. Мэр Отрадного Нина Вишнякова уже пообещала внести ее в список традиций города.

«Не продается вдохновенье.

Но можно рукопись продать»

- это строки из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом». Пушкин стремился сделать свой литературный труд, свою интеллектуальную деятельность финансовым источником. Он хотел зарабатывать на жизнь стихами, художественной прозой, критикой, философией. Тогда это не получилось, но то был век ХIХ, а ныне - ХХI.

Маргарита МАКСИМОВА

Событие, полное сюрпризов

Почти у каждого иногда, да и возникнет «безумная» идея, реализация которой на первый взгляд невозможна. Так и идея организации и проведения «Ярмарки социально-педагогических проектов» считалась неосуществимой. Ведь доселе никто и нигде не задумывался над тем, что продукт интеллектуального труда педагога требует своей конкретной оценки в денежном эквиваленте, так как это принято хотя бы на предприятиях за рацпредложения.

Преодолевая инерцию такого мышления, Отрадненское управление Департамента образования и науки администрации Самарской области решило организовать «Ярмарку социально-педагогических проектов», подходя к ней совершенно по-новому. Автор проекта руководитель Отрадненского управления Владимир Гусаров - кандидат педагогических наук.

Проект заинтересовал многих компетентных в сфере образования людей: А.М. Кушнира - главного редактора журнала «Народное образование», зам. главного редактора «Учительской газеты» И.Г. Димову, координатора Межрегиональной образовательной программы «Мой выбор» В.И. Колупаеву, вице-президента Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование» А.Н. Иоффе, которые принимали активное участие в рассмотрении самых интересных и актуальных проектов.

- На проходившей в Отрадном ярмарке многие учителя столкнулись с тем, что не умеют продавать свой интеллектуальный продукт. Очень трудно оценить свою разработку и преподнести ее покупателям. Считаете ли вы, что нужно помогать им в этом или же каждый должен пробиться сам, а победить сильнейший?

Е. Коган: Считаю, что не нужно им помогать в этом, нужно создавать структуры, которые профессионально будут это делать, то есть оценивать интеллектуальный продукт и искать для него рынок. Это особые люди со специальным образованием. Надо вообще научиться разделять эти задачи. Один придумывает, формирует, создает, другой ищет способы, как коммерциализовать то, что придумано, то есть оценить и найти для этого рынок. Надо создавать такие структуры.

Я думаю, что теперь в Отрадненском образовательном округе надо такую группу создать.

Г. Комиссарова:

- Мы из Тольятти. На ярмарке нам понравился уникальный опыт покупки-продажи идей, интеллектуальных продуктов, и надеемся, что следующая такая ярмарка пройдет успешно.

Н. Гоголева, г. Кемерово:

- Очень интересная была ярмарка, очень много впечатлений. Хотим,чтобы такое грандиозное событие еще когда-нибудь повторилось. Много идей, которые мы здесь увидели и услышали, нам понравились, но купить мы не смогли.

Е. Шушакова, Омская область, директор учебно-методического центра:

- Две недели назад мы принимали у себя гостей, директоров школ Кинель-Черкасского района. Мы договорились о сотрудничестве и вот здесь встретили людей, которые нам нужны, которые занимаются едиными проблемами. Муниципальная методическая служба малого города и села еще наработала мало опыта, а мы такой опыт имеем. Поэтому мы интересны для школ г. Отрадного, для Кинель-Черкасского района. Нас пригласили в гости в конце апреля, так что сотрудничество будет продолжено.

Здесь мы приобрели интересные проекты для нашей службы.

Ольга Сербина, г. Омск:

- Хочется выразить огромную благодарность организаторам ярмарки за то, что они смогли дать возможность работникам общеобразовательных учреждений показать свое мастерство. Хочется надеяться, что данное мероприятие будет развиваться только в позитиве и повторится еще не один раз. Спасибо большое. У нас поступило 10 заявок на разработку ПР-компании. 6 из них от Самарской области и 4 из других регионов, поэтому будем работать.

В. Комаров, директор Дома-школы г. Отрадного:

- Очень многое удалось купить, много полезных идей, которые хочется воплощать в своем учреждении, поэтому были сделаны такие приобретения. О сумме приобретений говорить не буду, пусть это будет коммерческой тайной. Но, так скажем, я не поскупился на те проекты, чем, может быть, иногда приятно радовал продавцов. Стоит отметить, что это первый опыт. Об этом говорил и В.И.Гусаров. Важно сделать первый шаг, а дальше мы будем понимать, какие ошибки есть и что нужно исправлять.

Р. Обухов, директор кинель-черкасской школы №3:

- Многое приобрели, часть товаров приобрели по бартеру, договорились о переписке, установили деловые контакты. Даже, может быть, это более важно. Проблема, с которой столкнулся, - не везде мог успеть для того, чтобы приобрести и помочь своим продать.

Е. Нестеренко, директор ресурсного центра г. Отрадного:

- Мне очень понравилось это мероприятие, увидела много интересных людей, много идей, получила очень хороший заряд на будущее. Мы приобретали, слушали, смотрели и заключили договор с Омским ресурсным центром о том, что мы приедем к ним на обучающий семинар.

О. Ларионова, начальник отдела развития Отрадненского управления образования:

- Очень сложно оценить себя, и это мы заметили, когда учитель не мог назвать, а сколько же стоит та работа, то дело, которому он посвятил всю жизнь. На ярмарке педагоги реализовали продукт своей интеллектуальной деятельности на сумму свыше 200 тыс. рублей. Один из участников ярмарки заработал в течение вечера 28 тыс. рублей.

А. Роккель, руководитель ОПФР по Самарской области:

- Интеллектуальная собственность всегда была в цене, а сегодня она приобретает все более яркие черты.

В. Гусаров, руководитель Отрадненского управления Департамента образования и науки:

- Я бы очень хотел, чтобы каждый из вас, получив эмоциональный и интеллектуальный заряд на нашей Отрадненской ярмарке, потом в течение целого года, а может быть, целых лет нес детям то, что здесь было наработано, то, что здесь он получил. Ведь в конечном итоге все это событие направлено на то, чтобы наши дети жили лучше нас, чтобы наши дети жили интересней нас, чтобы наши дети жили в мире и согласии.

В. Кленов, п. Тимашево:

- До ярмарки я не думал, что все-таки можно с мертвой точки сдвинуть процесс купли-продажи собственных идей. Здесь я увидел, что, во-первых, это можно сделать, а во-вторых, что учителя еще не знают своей собственной цены, хотя они бесценны. У меня уже есть договоренность на будущее, и за эту будущую работу уже обещана оплата.

Н. Ульянова, г. Пенза:

- До ярмарки, наверное, было больше заинтересованности, думали, как это все пройдет, что получится из этого. А после ярмарки, может быть, даже легкое разочарование испытываем. Все прошло очень интересно, организовано неплохо было, но вот в конце надо было объяснить педагогам, как надо правильно продавать, как это должно быть представлено. Хотя бы за час психологически нас подготовили бы...

Мы получили то, что хотели

Так оценила итоги Ярмарки социально-педагогических проектов мэр г. Отрадного Н. Вишнякова. Лучше и не скажешь о тех трех днях, собравших на территории Отрадненского образовательного округа представителей образования из 25 регионов. «Отрадный на это время стал педагогической столицей России», - отметили на своих страницах «Самарские известия».

Так получилось, что мне не удалось полностью окунуться в сам процесс ярмарки (поздний приезд, попутное решение других проблем не позволили мне присутствовать на всех площадках и участвовать в профессиональном общении с коллегами). Пришлось довольствоваться ролью стороннего наблюдателя, составляющего картину из отдельных фрагментов. Многое было от меня скрыто. Но и многое со стороны видится по-другому.

Пожалуй, самое яркое ощущение - ярмарка была «живой»: бурлила, двигалась, жила по своим, казалось, только ей понятным законам, со своими надеждами, амбициями, разочарованиями, взлетами и успехами. Это действительно было событие неформального плана, новое как для участников, так и для организаторов. Чувствовалось, что развитие событий приносит сюрпризы как тем, так и другим.

Но, наверное, главный результат для Отрадненского управления Департамента образования и науки даже не в том, что мероприятие состоялось. Важно то, что это была серьезная проверка для чиновников, декларирующих новый подход к ситуации управления, проверка соответствия взятому на себя уровню. И когда я подошел поздравить В. Гусарова с успешным завершением ярмарки, он был абсолютно прав, заметив, что это не его личный успех, а успех всех сотрудников управления, успех команды.

И еще одно наблюдение. Было видно желание участников попробовать себя в новой ситуации «прецедента оценки интеллектуального труда». Была видна и реакция на итоги прецедента. Легкий шок. Недоумение и где-то разочарование. Ощущение того, что мы еще не готовы к объективной оценке педагогического труда. Не готовы как оценивать чужой, так и принимать оценку своего. Этому всем нам еще придется учиться.

Но это и есть результат ярмарки. Она позволила увидеть проблему, понять ее и начать действовать дальше. В конце концов, дорогу осилит идущий. Важно сделать первый шаг...

А участники собираются на следующий год снова встретиться в Отрадном.

А. КОСАРЕВ, методист

Сколько дадите

Ярмарочная жизнь кипела и бурлила. Правда, внешне динамика не наблюдалась, ведь все совершалось на уровне интеллекта.

С короткими приветственными обращениями выступили учредители мероприятия, чиновники из областного Департамента науки и образования, главы Кинель-Черкасского и Богатовского районов и мэр г. Отрадного. После небольшого перерыва началась презентация авторских разработок. В аудиториях шестой и десятой школ и в ДК «Россия» один за другим выходили учителя и рассказывали о содержании своих проектов, сопровождая сообщения наглядностью. Потом шло обсуждение, после которого выступающему задавали вопрос: «Сколько стоит ваш проект?». Почти никто из «продавцов» не назвал конкретную сумму. Отвечали скромно: «Сколько дадите».

Завучи, директора школ, психологи, дефектологи, рядовые учителя внимательно слушали каждого автора. Кому не хочется приобрести разработку, по которой можно проводить уроки, дающие наибольший эффект? Три дня в атмосфере общей заинтересованности, творческого накала пролетели быстро.

В последний день авторы самых интересных проектов были награждены дипломами лауреатов. На закрытии руководитель Отрадненского управления Департамента образования и науки администрации Самарской области В.И.Гусаров сказал: «За эти дни мы стали добрыми друзьями и убедились, что интеллектуальный труд востребован».

Ольга Александровна Гребенникова и Роза Фардеевна Халимова приехали из Удмуртии. Работали они над одним проектом «Семья - начало гражданственности». Роза Фардеевна потратила на дорогу месячную зарплату, но о поездке не жалеет.

- Полностью проект не продали. Нашлись покупатели лишь на отдельные части, но это не главное. Тут, на ярмарке, убедились в том, что мы не «белые вороны». Людей, желающих изменить мир к лучшему, много.

Ольга Александровна добавила: «Нас приятно удивило то, что творчество, инициативу своих учителей поддерживают директора и завучи школ. У нас все иначе. Разве что юродивыми нас не считают за то, что мы приоритетным считаем нравственное и физическое здоровье детей и свои идеи о значимости семейного воспитания воплощаем в жизнь. Знаете, ради того, чтобы убедиться, что таких, как мы, в России много, стоило приехать».

Мария Павловна Блан, директор психолого-медико-педагогического центра, приехала из Ростова Ярославской области. Она оказалась более удачливым продавцом:

- Мой проект «Сельский ребенок» купили полностью. В Ростове мы уже работаем по этой системе. Выездная школа, в которой есть психолог, логопед, дефектолог, педиатр, учитель, необходима в селе, куда мы систематически приезжаем на оборудованном автобусе. Ведь людям бывает трудно привезти ребенка в центр. Наши специалисты после полного обследования назначают лечение, занятия и т.д., то есть мы после диагностики продолжаем и оздоровительную, и коррекционную работу. Тут, на ярмарке, я познакомилась с интересными людьми. Думаю, что мы будем продолжать отношения, потому что обмен опытом просто необходим. Идея проведения этого мероприятия просто замечательная.

Если судить по впечатлениям участников ярмарки, то она удалась, и цель, которую ставили организаторы мероприятия, достигнута. Учителя из разных краев нашей страны убедились в том, что продукт интеллектуальной деятельности востребован. А.Ермолин, руководитель Межрегиональной общественной организации детей и молодежи «Новая цивилизация», сказал: «Очень много идей и много денег, но они не могут встретиться». Будем надеяться, что следующая ярмарка привлечет еще больше людей, готовых покупать педагогические проекты, благодаря которым образование не стоит на месте. Поскольку творческий потенциал российского учительства достаточно силен. И педагоги согласятся, что это основательный повод для самоуважения.

С. СИПЯГИНА

Сколько стоит интеллектуальный труд

Свершилось! Наконец-то менеджеры образования всерьез задумались над тем, как оценить кропотливый труд педагога-новатора, творца-практика не только морально, но и материально. Это хорошо продемонстрировала «Ярмарка социально-педагогических идей». Данный проект заинтересовал многих. «Ярмарка социально-педагогических идей» позволяет: предоставить возможность педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений использовать опыт других регионов, что является одним из шагов к созданию открытой школьной системы; показать преимущества (для образовательных учреждений и населения) объединения территорий нескольких муниципалитетов в использовании интеллектуальных и материальных ресурсов образовательных учреждений; показать положительные тенденции развития образования и воспитания молодежи в условиях новой формы управления образованием; создать условия для выравнивания возможностей образовательных учреждений; для коалиционной работы образовательных учреждений в части консолидации интеллектуальных и материальных ресурсов для достижения положительных результатов в воспитании подрастающего поколения; дать возможность субъектам образовательной среды показать свой опыт, провести самоидентификацию, оценить свой интеллектуальный труд в денежном эквиваленте; привлечь интеллектуальные ресурсы на территорию округа; сформировать банк данных социально-педагогических идей; способствовать формированию у участников ярмарки потребности ориентировать свои наработки на потенциальных потребителей; предоставить возможность педагогическим коллективам, муниципалитетам, населению познакомиться с передовыми наработками в образовании и воспитании и приобрести их для дальнейшей своей деятельности.

Способствовать продвижению педагогических работников по пути демократизации и гуманизации процесса обучения; создать прецедент оценки продукта интеллектуального труда лучших работников образования.

А. НУЖДИН, зам. руководителя Отрадненского управления Департамента

образования и науки

Я за равновесие духовности и ума

Город Отрадный небольшой, но в нем много разных достопримечательностей. Одна из них - инициатива и творчество самих отрадненских педагогов. Их много. Они разные, и большинство содержит идею, которая не только нова, но и привлекательна. У таких учителей и дети необычные, неравнодушные, им очень хочется помочь своим землякам сделать сегодняшнюю жизнь лучше и комфортнее. Вот что пишет одна ученица в своем сочинении.

Для меня любовь к своему городу, как и стране, - не абстрактное словосочетание, а прежде всего призыв. Самый искренний внутренний призыв к деятельности, творческому повороту во многих и многих сферах, которые будут мне под силу.

Однажды я поняла, что хочу изменить окружающий меня мир к лучшему. Поняла не вдруг, а после долгого изнурительного пути мысли и наблюдения. Что-то мешало мне быть гармоничной, что-то присутствовало, как фон... Как будто мой внутренний человек ждал, пока я проснусь и пойму что-то важное для всей своей жизни.

И действительно, однажды проснулась, увидев глаза брошенного ребенка и свое собственное благополучие. Я поняла, что никогда не буду счастлива в своем отдельном уютном мире, пока рядом кто-то страдает. Я не смогу больше никогда быть спокойно сытой, пока кто-то где-то голодает. Когда я ложусь спать, то думаю, как можно помочь всем, кому нужна помощь. Если честно, мне даже стыдно ехать на машине мимо тех, кто стоит у обочины с протянутой рукой в любую погоду. Раньше я мечтала о далеких прекрасных странах, а теперь остро понимаю, что не смогу жить в другой устроенной стране, пока моя страна будет рушиться. Что бы ни было в России, я твердо знаю, что разделю с ней все, приму общий крест. Только так я успокою свою совесть.

В первый момент сознание всего этого давило на меня непосильным грузом. Иногда я даже впадала в отчаяние от собственного бессилия. Казалось, что при всем усилии я одна ничего не смогу изменить к лучшему, это будет маленькая капля в огромном равнодушном море. Мне хотелось найти попутчиков в этом новом мире сознания. Ночи были бесконечными от поиска мыслей.

Но ночь тем и хороша, что рано или поздно наступает утро. Утро наступило. И все, что мучило, вдруг ясно улеглось на предназначенные полки в моей непутевой голове.

Я поняла, что смогу изменить мир своей творческой работой и бережным отношением к каждому человеку. И не важно, будет ли эта работа видна и оценена. Даже если будет, наоборот, я должна изо дня в день кропотливо и с любовью очищать мир вокруг себя от приспособленчества.

Но что такое мир вокруг меня? Это мой город, с которого начинается моя страна. Когда я думаю о моей стране, то мечтаю о громе среди ясного неба. Пусть грянет гром и чистым свежим ливнем смоет с лица земли все и всех, кто унижает и позорит великую Россию. Соберутся новые свежие и ясные бескорыстные люди, готовые работать для ее духовного возрождения. Они должны быть умными, но духовность должна уравновешивать ум. Это мое открытие. Мир может нормально существовать только при условии равновесия духовности и ума. Духовность - это Бог, а ум - отшлифованная способность мыслить. Если чаши весов не равны, мир вступает на путь саморазрушения. Вот для того, чтобы предотвратить это, и нужны новые люди с новым сознанием.

Как же реально это возможно? В любом деле нужны единомышленники. Всегда вспоминаю слова Вознесенского: «Их мало... Их адски мало... Но самое главное то, что все врозь». Поэтому я мечтаю собрать всех неравнодушных духовных людей, способных и желающих творчески работать на любом рабочем месте, в любой области в единое целое, чтобы вместе думать и решать пока проблемы своего города, а потом проблемы страны в целом. Может быть, начать с нашего города, в котором я живу. Ведь город - это страна в миниатюре.

Я мечтаю разработать свою собственную программу развития города и параллельную программу, чтобы шел постоянный процесс взаимообмена: люди - городу, город - людям. Мечтаю убить бюрократию, создать комиссию по жесткой аттестации соответствия действий каждого работающего своим обязанностям, систему поощрения для людей, совершенствующих свое рабочее место, но только при условии наличия коммуникабельности. Мечтаю создать условия для развития науки, культуры и религии только в гармоничной взаимосвязи. Мечтаю создать программу, которая бы лепила и укрепляла тот мощный внутренний стержень каждого ребенка, с которого будет воскресать заплеванный русский дух. Сначала должен воскреснуть дух, а остальное воскреснет естественно, как последствие. Я бы хотела в дальнейшем со своими будущими единомышленниками обсудить этот проект с главой нашего города. Может, какие-то идеи найдут свое воплощение в жизни города. Я очень хочу сделать много полезного, чтобы не жить безнадежно, а каждый день творить, поднимать от спячки других и верить в завтра.

И пусть каждый, кто услышит меня и поймет, отзовется и встанет рядом. Я уже чувствую эти новые глаза. Глаза, в которых отражается мой родной город, новая страна, новый мир и новое будущее.

Алина ЖЕМАЙТИС