Ребята увлеченно реагируют на музыкальное «воссоздание» жизненных явлений и чувств. Они с интересом следят за «превращением» музыкальных звуков то в «пейзаж», то в «настроение», то в «портрет».

Одной из важнейших особенностей обучения и воспитания на уроке музыки является поиск правильного соотношения между рациональным и эмоциональным, то есть обращение к уму и сердцу ученика одновременно.

Общение с музыкальным произведением - это эффективнейший путь восприятия мира. Все формы и виды общения с музыкой должны быть развивающими, стимулирующими познание, побуждающими к действию. Хорошо, когда у ребенка появляется желание постичь смысл своей деятельности, выбрать то, что наилучшим образом выразит его «слышание» или видение - интонацию, поэтическую фразу, движение. Важна именно эта внутренняя работа ученика, процесс мыслительного экспериментирования с выразительными средствами. «Недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться в структуре самого произведения - необходимо еще и творчески преодолеть свое собственное чувство, найти его катарсис», - писал Л.С. Выготский.

На уроках я пытаюсь активизировать внутренние ресурсы ребенка, в первую очередь его творческое воображение, фантазию. Они необходимы как для активного восприятия музыки, так и в повседневной жизни человека.

Полезны различные ассоциативные игры, так как здесь ребенок - субъект творчества. Никто кроме него не может знать верного решения стоящей перед ним творческой задачи. Такие игры - форма обучения и творческого развития, в которой одновременно действуют два начала: познавательное и игровое. Основная задача включения в урок ассоциативных игр - развитие умения передавать свои эмоции, чувства, образы посредством звуков, мимики, пластики, цвета.

Подобные игры будят внутреннюю активность детей, учат анализировать результаты коллективно выполненной работы, способствуют появлению качественно новых идей и образов.

Повышенный интерес ребят, особенно младшего школьного возраста, к различным видам и формам художественной (музыкальной) деятельности общеизвестен: они с удовольствием рисуют, сочиняют простые мелодии, стихи, сказки, поют, принимают участие в театрализованных представлениях и т.п. И эти психологические особенности школьников просто нельзя не учитывать, поскольку предварительная стадия восприятия музыки - возникновение интереса, установки на восприятие того или иного музыкального произведения. В структуру музыкального восприятия также включают: слушание музыки (как физический и психофизиологический процесс), переживание и понимание музыки, эстетическую оценку произведения. Наконец, заключительная стадия восприятия - последействие произведения, т.е. осмысление и переосмысление после прослушивания.

Слушательский опыт (жизненный и художественный) человека, воспринимающего музыкальное произведение, индивидуально неповторим. Постигая музыку, он мысленно соотносит (сознательно или бессознательно) ее содержание со своими взглядами, эмоциями и, пропуская воспринимаемое содержание через их призму, видоизменяет, трансформирует его. Как отмечал Б. Асафьев, «слушатель проходит путь, пройденный композитором, но привносит в него свои идеи, вкусы, привычки и даже просто душевную расположенность».

И в свою очередь я пытаюсь выстроить общение с музыкой так, чтобы направить его прежде всего на воспитание ребенка, раскрытие его духовного потенциала, нравственное совершенствование, очищение, просветление его души.

Например, так можно сформулировать проблему урока:

- От чего зависит способность человека воспринимать, чувствовать красоту и силу музыки?

- Может ли музыка оставить нас равнодушными или она всегда вызывает эмоциональный отклик в душе человека?

Можно задать вопросы, нацеленные на наблюдение за жизнью музыки: Что нарисовала музыка? Где заканчиваются возможности музыки? (о музыке С.В. Рахманинова). Удивит ли вас эта музыка?

Также я предлагаю детям такие задания: «Дадим высказаться музыке; постарайтесь почувствовать человека, которого вы никогда не видели».

Предлагаемые детям вопросы и задания заставляют мыслить, чувствовать, переживать, оценивать, создавать образы, развивают способность к различным видам музыкально-интонационной деятельности.

Бесспорно и то, что познание мира, самого себя через музыку станет глубоким и осознанным, если ребята будут включены в собственную художественную деятельность. Исходя из этого положения, я предлагаю ряд своих педагогических приемов и форм.

Ролевая игра «Я сочинитель»

Детям предлагается, опираясь на поэтический текст, сочинить мелодию, близкую к ритму стихотворения:

Старый дом на ветру разворчался,

Старый дом на ветру покосился,

Вспоминая, что было когда-то

Он как ива к реке наклонился.

Ученикам предлагается сочинить мелодию в определенных стиле, жанре, форме (старшие классы), образе (младшие классы) или на заданный текст.

Сочинение поэтического текста к мелодиям песен, романсов, произведениям классиков.

Игра «Цвет и звук»

На партах раскладываются разноцветные карточки. Детям предлагается выбрать цвет, соответствующий их внутреннему настроению, и выполнить следующие задания:

- по очереди голосом озвучить цвет, каким они его слышат;

- зазвучать всем вместе (одновременно) и каждому по-своему;

- создать звуковое произведение и исполнить под управлением дирижера.

Игра «Мой звук»

Детям предлагается извлечь из разнообразных мелких предметов (ключи, бумага, камешки и т.п.) звуки (стуча, шурша, звеня...) и найти понравившийся тембр. После того как звуки будут определены, каждый участник игры воспроизводит свой звук. Можно попросить объяснить выбранные сочетания, образ.

Перевод музыки на язык другого вида искусства.

Предлагается перевести, «переинтонировать» услышанный музыкальный образ на конкретное или абстрактное его выражение в живописи, танце, литературе, пантомиме. Например:

- 1-й класс, 2-я четверть - тема «О чем говорит музыка»; Д.Кабалевский «Танец молодого бегемота» (танец);

- 2-й класс, 1-я четверть - тема «Песенность»; Э.Григ «Утро» из сонаты «Пер Гюнт» (пантомима);

- 5-й класс, 1-я четверть - тема «Песня «без слов»; П.Чайковский «Грустная песенка» (живопись);

- 7-й класс, 3-я четверть - тема «Музыкальная драматургия»; О.Тактакишвили «Сегодня умер Руставели» (литература).

Детям предлагается выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из музыкальных частей. Например: 7-й класс, 3-я четверть - тема «Музыкальная драматургия»; Э.Григ «Соната для фортепиано и виолончели» (живопись).

Задание: сочинить рассказ, стихотворение, исходя из найденного оригинального музыкального образа в прослушанном произведении. Например: 8-й класс, 1-я четверть; Л.В.Бетховен, Соната 14, «Лунная», 1 часть (литература)

Два последних задания можно объединить.

Игра «Эмоции»

Карточки с обозначенными на них эмоциональными характеристиками (радость, горе, ярость, нежность) раздаются участникам. Каждый пытается озвучить и передать в движении или мимикой ту или иную эмоцию. Остальные дети пытаются объяснить услышанное или увиденное.

Ролевая игра «Дирижер»

Детям предлагается выразительно, красиво, оригинально передать музыкальный образ в процессе дирижирования своим пением, фрагментом музыкального произведения или хоровым пением.

«Ассоциации»

Предлагается составить цепочку ассоциаций, связанных с конкретным композитором. Примеры. Работа ученика 7 класса:

«Классик - отечественный - философ - наставник - основатель русской классики - мой идеал» (Ответ: М.И.Глинка);

«Классик - гений - солнечный - легкая музыка» (Ответ: В.А.Моцарт).

Синтез образных решений в пределах одного сюжета

Содержательный анализ при помощи художественного обобщения произведений разных видов искусства, объединенных одним сюжетом.

Варианты заданий: «Образ родной природы в произведениях И. Левитана и П. Чайковского»; «Сказка в произведениях В. Васнецова и Н.А. Римского- Корсакова» и т.п.

Предлагаемый прием направлен на развитие способности находить внутренние эмоциональные (а не только сюжетные) связи в различных произведениях искусства, близких по замыслу, но различных по образному решению.

Варианты ответов:

а) М.Лермонтов, «Осень» - Э.Григ, «Заход солнца»- И.Левитан, «Золотая осень».

б) А.Ватто, «Шарманщик с сурком» - Л.Бетховен, «Сурок» - И.Стравинский, отрывок «Шарманщик» из балета «Петрушка».

в) Х.Глюк, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» - Э.Асадов, «Сатана».

«Музыкальное письмо»

Ребятам предлагается прослушать незнакомую музыку и рассказать (написать) о человеке, который ее создал. Занятие проводится по типу «Сократовской беседы» Н.Е. Щурковой.

Импровизация при помощи средств музыкальной выразительности

прослушав музыкальное произведение, графически изобразить форму;

сочинить (рассказать, пропеть) сказку, стихотворение в определенной форме;

прослушав ритмический рисунок, повторить его через комбинацию простейших движений (щелчки, хлопки, притопы);

прослушать фрагменты музыкальных произведений в различных регистрах и сочинить движения, характеризующие тот или иной регистр;

составить ритмический рисунок, передающий движение (темповое развитие);

пластически изобразить динамические оттенки.

Моделирование

Досочинить ритмический рисунок.

Предложить свой вариант продолжения музыкального произведения (используя знания о форме и средствах музыкальной выразительности).

Сочинить текст на заданную мелодию, моделируя предложенную сюжетную линию.

Досочинить мелодию.

Елена ВЕЛИЖАНИНА