Чиновники без устали твердят, что, дескать, педагогическое образование разорительно для государства: выпускники вузов по большей части не идут на работу в школу. Как будто государство так заинтересовано в этом, что стимулирует (или во всяком случае готово стимулировать) молодых морально и материально. Сегодня нет распределения выпускников педучилищ и педвузов, нет былого статуса молодого специалиста, как и тех льгот, которые были в советские времена. Более того, зарплата молодого учителя зависит от экономических возможностей региона.

Для того чтобы выпускник педвуза пришел в школу при средней зарплате 8300 рублей, в Московской области для него введена губернаторская надбавка и раз в год выплачивается единовременное пособие. Если молодой учитель соглашается работать в сельской школе, ему выплачивают еще и «подъемные». То есть область пытается создать педагогу условия для того, чтобы он мог начать работу, чтобы, приезжая в сельскую местность, ощущал поддержку местных властей. Небольшая губернаторская надбавка есть и в Рязанской области, где молодому учителю выплачивают деньги за классное руководство, а жилищные проблемы пытаются решить через программу «Жилье для молодой семьи». В Москве заработная плата учителей и зарплата работников дошкольных учреждений одинакова. Средняя зарплата учителя в столице равна 10700 рублей. Молодым специалистам в соответствии с постановлением правительства города выплачивается 40-процентная надбавка от ставки в течение трех лет работы, а тем, кто закончил вуз и пришел в школу с красным дипломом - 50% ставки. Для того чтобы дать льготу на проезд, 15% от заработной платы молодые специалисты получают в качестве специальной надбавки. Кроме этого, раз в год молодым специалистам полагается сумма в 20 тысяч рублей на обустройство, в мае 2006 года будет сделана такая очередная выплата. В столице действует программа «Молодой семье - доступное жилье», и, например, в 2005 году 12,5 тысячи квадратных метров жилья были выделены для молодых учителей. Большой резонанс в педагогическом сообществе имело постановление правительства Москвы от 23 марта 2004 года, в соответствии с которым молодым специалистам, работникам образовательных учреждений предоставлено право приобретения жилой площади по договору аренды и возможность выкупа этой площади с рассрочкой платежа по истечении десяти лет. В Москве уже давно поняли, что зарплата зависит во многом от того, какой разряд у молодого учителя, приходящего в школу после окончания вуза, а потому ввели досрочную аттестацию для молодых специалистов на выходе из педагогического университета. Дело в том, что на пятом курсе студенты Московского городского педуниверситета в течение года проходят стажировку в школах, поэтому у них есть право на трудовую книжку и на прохождение досрочной аттестации. Благодаря этому молодые педагоги из педвуза попадают в школу с 7-8 разрядом. Но бывает, что молодые специалисты сразу получают и 10-й, и 11-й разряд, есть ребята, которые прекрасно учились в вузе и работали в школах, а потому получают даже 12-й разряд и соответствующую зарплату. Материальное стимулирование работы, повышение престижности педагога, целевой набор и прочие меры позволяют уже сегодня говорить о том, что в столице удастся в ближайшие годы не только ликвидировать дефицит педагогических кадров, но и существенно омолодить школьные коллективы.

В Ханты-Мансийском автономном округе, где действуют северные коэффициенты, размер учительских зарплат в 12,5 тысячи рублей может кому-то показаться большим, но ее съедают такие же высокие, как в Москве и Санкт-Петербурге, цены. Поэтому губернаторская доплата, которую молодой учитель получает в течение первых трех лет работы, - 7 тысяч рублей - кардинальным образом его материальное положение не меняет.

Материальное положение молодого специалиста на Камчатке такое же, как и везде. С учетом коэффициентов и ставок, которые положены в северных регионах, зарплата молодого учителя, приходящего в школу, равна зарплате учителя, имеющего первую квалификационную категорию или 13-й разряд ЕТС. И в сельской местности, и в городе платят одинаково, поэтому выпускники педвузов не хотят ехать на работу в глубинку. Специалисты считают, что нужно работать вместе с законодательными органами, искать варианты для закрепления молодых педагогов в отдаленных районах и в сельской местности. В какой-то мере кадровую проблему сельских школ позволяла решать отсрочка от призыва в армию для молодых учителей. Пожалуй, сегодня это единственная «приманка» для педагогов-мужчин, но если, как говорят, это будет отменено, кадровая проблема усугубится в еще большей степени.

Сегодня нет региона, который бы в той или иной мере не озаботился проблемой привлечения и закрепления молодых педагогических кадров. Но все усилия напоминают некое лоскутное одеяло, которое ни согреть, ни защитить систему образования в целом не может. Руководители региональных органов управления образованием отдают себе отчет в том, что скоро может грянуть всероссийская кадровая катастрофа: пенсионеры уже уйдут, а молодые еще не придут. Никого не устраивает позиция министерства, которое с видимым удовольствием перекладывает заботы о молодых кадрах на плечи субъектов РФ. Видимо, первым приоритетным национальным проектом должен был стать проект «Педагогические кадры», но об этом у чиновников голова пока еще не заболела.