Хотя, на наш взгляд, наиболее рационально совмещать интернет-технологию с кейсовой. Дело в том, что трафик и время работы сети стоят денег, и ученику самому придется их оплачивать, да и долго сидеть за компьютером - в интернете или без него - вредно, утомительно и не всегда возможно. В этом смысле работа с «кейсом» удобнее: нет нужды спорить с родителями из-за компьютера, оплаты интернета и постоянно занятого телефона. Несмотря на это Web-портал, через который идет учебный процесс, должен поддерживать все его элементы: консультации у преподавателя, общение с другими учениками, возможность тестирования и других видов самопроверки и аттестации, содержать справочные и учебные материалы. Последние должны быть организованы в виде гипертекста с элементами мультимедиа и, так же как и материалы «кейса», носить не чисто информационный, а обучающий характер. То есть они должны обладать методическим аппаратом, который поможет ученику правильно подойти к изучению предмета, организовать свое время, вспомнить изученный материал, проверить свои достижения, установить внутри- и межпредметные связи.

Для обучения в интернет-школе ЦИТО, уже сейчас работающей с экспериментальными группами старшеклассников-экстернов, необходимым условием является наличие компьютера и доступа в интернет. Очень важно, чтобы несмотря на отсутствие «живого» общения ученик не оказался один на один с учебными материалами, пусть и «коммуникабельными» (интерактивными). Поэтому перед началом обучения школьник получает подробное руководство, где объясняется, как организовать свою учебную неделю (месяц, полугодие), как часто выходить на связь, как и когда сдавать контрольные работы и экзамены. Там же даются пояснения и указания по оформлению работ, а также контактные данные преподавателей. В процессе обучения ученик постоянно общается со своими педагогами через электронную почту. В режиме конференции проводятся консультации, фронтальные опросы, в режиме on-line выполняются групповые работы, в которых принимают участие все члены учебной группы. Основным достоинством этой формы является возможность учиться в удобное время и вне зависимости от места проживания. Ученик также может выбирать и сроки обучения, например, пройти программу двух классов за год или учиться в обычном темпе. Завершается обучение, как положено, - государственной аттестацией (можно сдать и ЕГЭ).

Что касается проблем, то, как показывает практика, самой серьезной из них является проблема поиска авторов для создания грамотных и по-настоящему интерактивных учебных пособий и материалов, по которым можно научиться самостоятельно. Немногие учителя хорошо владеют компьютером, основными программами и приложениями, а тем более - имеют представление о мультимедиатехнологиях и методике создания мультимедийных учебных материалов. Однако нам удалось найти среди педагогов разработчиков учебных материалов по большинству предметов Базисного учебного плана. И они с помощью методистов и технологов успешно справились с поставленной задачей. К началу следующего учебного года мы будем готовы перейти от экспериментальных групп к полноценному дистанционному обучению по школьной программе.

Эта форма обучения актуальна для детей, живущих в регионах, испытывающих недостаток в учебниках и преподавателях, а также для зарубежных школьников, желающих получить российский аттестат. Экстернат с применением технологий ДО будет востребован и жителями больших городов, в частности, Москвы. Прежде всего, - старшеклассниками, которые готовятся к поступлению в вуз, и теми, кто серьезно занимается спортом или творчеством. Или, скажем, уже достаточно взрослыми людьми, окончившими девять классов и приступившими к трудовой деятельности, не получив полного среднего образования.