Я полагала, что если последовать предложенному условию, то весь курс граждановедения будет сведен к критическому разбору мелькающих на телеэкране персон. Но ошиблась. Как правило, после объявления темы кто-то непременно выкрикивал: «А что, если я не хочу быть культурным человеком?». Класс напряженно замирал в ожидании ответного «выпада». Как важно учителю найти убедительные аргументы. Мне нравится материал этого параграфа в учебном пособии, но тема неисчерпаема, а для подрастающего поколения важно, как сам учитель отвечает на этот вопрос. Ее освещение требует от самого учителя быть не рупором написанного текста, а искренним и ищущим человеком.

Начинаю с такого знакомого и необходимого для каждого из нас продукта, как хлеб. Откуда он берется? Оживление среди учеников, лес рук. Ответы: «Элементарно, Ватсон: сначала выращивают рожь или пшеницу, а затем мелют зерно в муку, из нее выпекают хлеб». «Все правильно, - откликаюсь я, - но первоначально-то человек случайно обнаружил эти растения в диком виде и, выявив их полезные качества, стал выращивать эти злаки. Заодно подмечая, что возделанная почва, как бы откликаясь на заботу, вознаграждает не поленившегося работника обильным урожаем. Со временем в человеческом житие-бытие оформилась сознательная деятельность, направленная на то, чтобы сделать землю пригодной для удовлетворения человеческих потребностей. Совершенствуя приемы ухода, обработки и удобрения почвы, чтобы получать обильные урожаи, человечество достигло определенного уровня агрокультуры. То же самое произошло и с животными, которых одомашнили. Не появись такое существо на земле, как человек, эти злаки и животные продолжали бы существовать в диком виде. Что же касается самого человека, то и для него культура - это уход, улучшение, облагораживание его телесно-душевно-духовных склонностей и способностей. Не занимаясь собой, следуя только инстинктам, заложенным природой, человек уподобится растениям и животным. В отличие от них, человек получил от природы еще волю. В противоположность влечению, удовлетворение которого характеризуется сильным чувством радости, а неудовлетворение - досады, воля - это духовный акт.

Что такое духовный акт? Это работа духа. Ты можешь ставить перед собой разные цели: остаться диким человеком или выявить, какими способностями тебя наградила природа. Но выявить их ты можешь в процессе какого-то занятия, т.е. заставить себя что-то делать, проявить свою волю. Если ты не делаешь никаких усилий, ты скатываешься по наклонной плоскости, следуешь своим инстинктам, как растительное или животное существо. В результате как бы рапортуешь природе, что она ошиблась, наделив тебя человеческой ипостасью. Выдающиеся умы человечества издревле размышляли над природой человека и пришли к заключению, что каждый из нас наделен определенными качествами, одни из которых называются достоинствами, другие - недостатками, образно выражаясь, каждый человек - это сосуд добра и зла.

Выдающийся немецкий философ Гегель (1770-1831) дал философское определение понятия: «Дух обнаруживается как исполинский знак интеграла, соединяющий небо и землю, добро и зло». Конечной целью мира является, по его же определению, осознание духом своей свободы (в воле). Благодаря воле человек представляет собой существо, обладающее свободой выбора. Дух выступает в трех формах бытия: как дух отдельного индивида (личный дух), как общий дух (объективный дух группы, народа, какой-то общности) и как объективированный дух (произведения науки, искусства). У тебя есть выбор: свой личный дух связать с духовной общностью какой-то группки, своего народа, всего человечества. Эти связи будут питать твой личный дух и способствовать тому, чтобы ты стал личностью. Как нашему телу необходимы продукты животного и растительного мира, так и нашему духу требуется соответствующая духовная пища. Живой дух мы познаем через произведения науки и искусства, поскольку и пока мы (как личности) можем принимать в них участие. Опасность для современного человека представляют суррогаты, как в телесном питании, так и в духовном. Не менее опасно и насильственное приобщение к чтению произведений высокой литературы. Классики требуют самостоятельной работы души, а не нашпиговывание памяти подростка выстраданными автором истинами. Школьные уроки литературы часто дают, к сожалению, противоположный эффект - отвращение к животворному источнику объективированного духа.

Исходя из всего вышесказанного, вернемся к условиям отбора на участие в полушутливом конкурсе «Самая бескультурная Личность». Что можно сказать о людях, мелькающих на телеэкране? Они могут быть названы Личностями (с большой буквы), если озабочены состоянием объективного и объективированного духа, т.е. народа и творцов культуры и науки. В нашей стране сейчас реально активен личный дух нескольких десятков индивидов, чего нельзя сказать о духе народа и творцах его культуры. Почему такое происходит? Почему загадочная русская душа не откликается на мотивы предлагаемой модели жизни?

Понять себя, свою культуру помогает общение с другим человеком, с другой культурой. Особенно если они сильно отличаются друг от друга, как, например, японцы и русские. Познакомимся с «Душой Японии». Когда читаешь произведения писателей другой культуры, ты словно совершаешь путешествие в другую страну, где общение происходит на уровне душ. Совершать такие путешествия в сферы иного духа помогают нам переводчики. Обращусь к двум именам - Константин Бальмонт и Григорий Чхартишвили.

Новогодняя страница

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) принадлежал к поколению, которое ныне стало славой и гордостью русской литературы, но он сам провидчески рано ощутил это и постоянно об этом помнил. Вместе с другими известными литераторами-ровесниками Вяч. Ивановым и Д.Мережковским, А.Пешковым (по псевдониму Горький), Буниным, Брюсовым и более молодыми Блоком и Белым он пережил череду «тяжелых лет России», потрясения и бури, выпавшие на долю страны в новейшую эпоху: 1905 год, февраль и октябрь 1917 года. Он пережил почти на два десятилетия Блока и Брюсова, оставшись на противоположном краю исторической бездны. И вот послание из прошлого К.Бальмонта (1922, 1 января, Бретань):

Ветер шумит и качает сосны. Ветер проносится над обнаженными виноградниками, шелестит по стене еще не расцветшими ветками мимозы, растущей за моим окном, летит к Морю, пенит океанскую волну, играет, теплый, шумит и поет, уводит мысль, говорит с мыслью, говорит, что только он, ветер, - правдивый и верный.

Мерный шум Океана не велит мне быть дома. Да и холодно в моем доме. Немногим теплее, чем в том московском доме, где сейчас думают обо мне дорогие мне люди, о которых я думаю и сейчас, и всегда. Океан всего в двух минутах ходьбы от меня. Я иду к волне, бросающей на прибрежные пески широкий белый веер влаги. Высоко на небе и стоит и плывет зеленоватый серп Новой Луны.

Хорошо идти по ровному песку без препятствий, не смотря под ноги. Любуюсь на переливные гребни волн, ощущая, что ты никем не гоним, не тревожим, не мучим, и лишь иногда отступая на шаг, чтоб тебя не захлестнула слишком веселая взрывно-буйная волна.

Я уношусь мыслью в Москву, к далекому Новому Году, который стал уже четырехкратно старым... К концу 1917 года видящему стало совершенно ясно, какими путями пойдет русская действительность. Но чувству хотелось другого. Я помню, накануне Нового Года, тогда я писал в своей памятной книжке:

Я сказать хотел бы:

«С Новым Годом!»

Но кому, и что, и как скажу?

Не одно с родимым я народом,

Не с молитвой выйду на межу.

Много прошло с тех пор. Все пути четырех этих лет были полны остриями и привели бесприютное множество тех, для кого Россия дороже всего, в изгнанье, в чужие пространства, где нет нашей русской неправды, нет и правды.

Что сулит нам этот Новый Год?

Чтоб возникла и создавалась Новая Россия, должна возникнуть благая чара дружной решимости, крепко спаянное кольцо видящих умов. Множественная воля, полная непримиримости.

«Душа Японии»

Семь лет в России реализуется российско-японский проект «Душа Японии», который знакомит россиян с различными видами японского искусства - литературного и музыкального. Как заявил от организаторов проекта Нумано Мицуеси: «Наши литературные дискуссии, читки прозы и стихов не способны повлиять на решение экономических и политических проблем. Но это условие для встречи на пути, прокладываемом в пространстве, где возможен такой «задушевный разговор».

От России куратором проекта выступает Григорий Чхартишвили, писатель-прозаик, специалист по японской литературе. В 1999 г. выпустил монографию «Писатель и самоубийство», в которой в свободной форме размышляет о феномене писательских самоубийств на примере различных литературных авторов, в первую очередь японских. Но нам он больше известен и широко популярен как автор серии исторических детективов - Борис Акунин (взяв псевдоним от японского аку-нин - злодей).

В этом году в рамках Международного музыкального фестиваля «Душа Японии» в программу одного из концертов была включена музыка современных российских композиторов с использованием национальных японских инструментов. Наряду с инструментальными пьесами звучалм музыкальные произведения на стихи японских поэтов в переводе К.Бальмонта и на его собственные стихи о Японии. Так случайно, знакомясь с культурой соседней страны, я узнала подробности о крупнейшем русском поэте, овеянном в свое время всероссийской славой.

И еще один жанр, в полной мере отвечающий особенностям его характера и психического склада и отражающий оригинальность его взгляда на жизнь, он поднял на новую ступень. Одолеваемый «жаждою новых наитий», Бальмонт много ездил по свету и много видел. И путевой очерк, письмо с дороги, заметки или зарисовки, а по сути дела те же эссе, были среди излюбленных жанров Бальмонта. Бальмонт был первым и во многих отношениях остался единственным в русской культуре, кто столь щедро и самозабвенно открывал новые, неведомые пласты мировой поэзии, в том числе и японской.

К.Д.Бальмонт умер в маленьком, оккупированном фашистами французском городке в ночь на 24 декабря 1942 года, когда Россия вела битву не на жизнь, а на смерть. Было не до смерти одного человека, пусть и великого русского поэта. Россия об этом не знала, да и не хотела тогда знать...

В последние годы обратились к наследию этого выдающегося художника слова, составляющего славу русской культуры ХХ века. Оно гораздо шире, богаче и многообразнее, чем это представлено традиционно. Бальмонт был не только лично литературно талантлив, но талантлив общественно, и это с полным основанием позволяет говорить о нем как об общественном деятеле России, одном их тех, кто в ХХ веке продолжал традиции общественной мысли нашей страны.

Менялись адресаты гневных, импульсивных выступлений Бальмонта - сперва гимназиста и студента, потом знаменитого литератора, затем лишившегося всякой надежды изгнанника, - не очень менялись формы и методы подавления Личности в России, но неизменным оставался клич Поэта, его призыв к защите Человека, борьбы за свободное и гармоничное существование, за свое «Я». И в этом - оставленный потомкам завет Константина Бальмонта.

Воля России по Бальмонту

Воля России была - рассеяться, разметаться на воле. От моря до моря, от одного океана до другого, от горной цепи до горной цепи, от естественно мыслимого Севера, с его полуночным солнцем, ледовитыми водными просторами и промерзлыми тундрами, до естественно мыслимого Юга, с его нежно-голубою красотою Крыма и тропическим богатством Кавказа и Закавказья. От Закатного солнца, заходящего на ночь в Янтарное море, до Восходящего солнца моря Жемчужного.

Воля России, не мыслящая себя вне простора неограниченного, имела в своем своеволии одну прихоть, весьма ее определившую: Воля России любит географию и не любит историю. Эти два понятия в ней - не в соучастии согласном, как в любой стране Европы или даже в просторной Америке, а в явном, друг другу мешающем противоборстве. Их противоречие сказывается в самом их лике. География России - одна из богатейших на всей Земле, история России - одна из самых бедных. Строго говоря, если рассматривать историю России в точном смысле этого понятия, надо сказать, что мы богаты только злополучиями. Славянская рознь, варяжская загадка, минутный расцвет ХII века, сменяющийся веками монгольского ига, Иван Грозный, бесовское действо Смутного времени, кровавая вольница Волжская и Запорожская, кровавая охота за сибирскими соболями, кровавый Петр, этот светлоликий и молнийный демон, вызвавший из болот могучий город и ударом кулака разбудивший дремотную Москву, эта сказочная Москва, загоревшаяся в двенадцатом году от копеечной свечки и ставшая купиной неопалимой, гореньем недогорающим, 1917 год, распахнувший всю бездну нашего неуменья делать историю, созидать ее творчески, и дикую нашу способность разметаться, рассеяться, дробить и сокрушать, быть нищим богачом, расточать, не оглядываясь.

В этом последнем - воля или доля? Один звук, одна буква различны, а какое различие понятий. Конечно, пословица гласит: «своя воля, своя и доля». Но смысл этой пословицы тёмен. Если она хочет сказать, что наша воля всецело определяет нашу долю, это неправда, ибо наша воля иногда волит помимо своей воли, а именно в силу нашей доли, велящей нам, чтобы наша воля водила, хотела, поступала в точности так, а не иначе. Нет ли в этой пословице простого вздоха русского человека, который, натворив невообразимого, чего хотелось и больше не хочется, натворив того, что и вовсе не хотелось, а что сделал в минутной слепоте закрутившегося чувства, грустно утешает себя: сам, мол, все сделал, волю свою показал, ну и терпи.

Воля России? Как ее определить? Носители воли каждой страны, большею частью, в видимости не принимающие никакого действенного участия в волевой действенности этой страны, суть ее поэты и писатели. По ним чувствуется звук голоса этой страны, ее душа, отдельный ото всех других ее особый нрав, ее колодцы, ее подземные ключи, песчаные пустыни или пажити, ее тьма, где ютится нежить, ее свет, тускло светящийся через слюдяное оконце или проводящий золотой меч своего луча от кругозора до емкой дуги другого кругозора, - через весь простор степи, где ковыль звенит.

Сердце молится памяти всех наших великих поэтов и писателей, ум и душа учатся и становятся мудрыми, вникая в их создания и с глубокой признательностью видя, что они создали звучнейшую песню и самое внятное слово - в стране бессловесной. Но сердцу и уму хочется еще чего-то другого. Живого примера, лика стройности. Хочется завершенности такой воли и гармонии, такого слияния красоты творческой мысли с ясной красотой жизненной доли, что глянешь и пожелаешь: вот так бы творить и так бы жить, - так бы жить и умереть, - быть таким или сродным.

Страна лесов, окруженная морем

Обратимся к Японии. Не может ли она стать для нас живым примером для мобилизации нашей народной воли? Если посмотреть на изображение Японии, полученное со спутника Ландсат, увидим, что ее территория на 70% покрыта лесами, и убедимся, что это небольшая по площади «страна лесов, окруженная морем». Из курса экономической географии российские школьники знают, что Япония не имеет таких запасов недр в виде газа, нефти, руд, как наша страна, но она богата своими лесами. Столетиями деревья помогали людям обеспечивать свое существование, а люди в свою очередь помогали развиваться лесам. Японский архипелаг длинен и узок, его протяженность с севера на юг составляет 2500 км. Это создает условия для широкого многообразия видов, от хвойных деревьев на севере, листопадных широколистных далее к югу до вечнозеленых и совсем в южных субтропиках - мангровых топей. Разновидность леса зависит и от человеческой деятельности. В местах, где много лет назад жители предгорных деревень срубили лес на дрова и вырубили подлесок, были посажены новые леса.

В прошлом сплошная рубка на крутых склонах приводила к почти ежегодным наводнениям и оползням, поэтому люди на собственном горьком опыте убедились, насколько важно беречь лес. Еще одна причина, заставившая сберегать лесные насаждения, - вода для орошения рисовых полей просачивается от более высоких участков земли, из-под деревьев. Сильны религиозные корни среди простых людей: в самой чаще среди огромных деревьев живут боги, которые спускаются на землю на священных участках леса. Понимание, что лес необходим и для культурной жизни, и для хозяйственной практики, привело к желанию сберечь и улучшить лесные угодья, сохранить их для будущих поколений. Лесорубы разрабатывали приемы лесозаготовки, снижающие количество отходов, столяры и плотники при постройке дома или изготовлении предметов быта старались тоже экономно использовать заготовки. Для подрастающего поколения он - экспонат, где можно в естественных условиях наблюдать за симбиозом различных форм жизни. Для людей любого возраста это идеальное место для отдыха и приобретения новых навыков. Экономический подъем в Японии привел к развитию социальной инфраструктуры, и пожилые люди имеют возможность использовать лес как безмятежное место для размышлений о смысле жизни.

Некоторые лесистые районы Японии признаны ЮНЕСКО достопримечательностями мирового наследия. Лес и его деревья стали частью культуры Японии. И даже более того. Японцы, на мой взгляд, нашли свою национальную идею - сохранить для будущих поколений «страну лесов, окруженную морем». Они развернули кампанию «Желудевый банк» и открыли 26 филиалов в различных частях страны. Агитируют людей собирать желуди в парках и лесах и сдавать их в банк, где ведется учет в банковской книжке вкладчика. Затем желуди высаживают в землю и ожидают появления саженцев, которые можно будет пересадить на определенное место. Я не призываю буквально перенимать японский опыт, но, может быть, подумать российским энтузиастам над таким проектом, в котором отразилось бы своеобразие нашей страны.

В заключение хочу сказать о том, что в мире - ближнем и дальнем - постоянно существуют конфликты. На протяжении всей истории человечество воюет. Раньше из-за территорий, теперь - из-за недр. Сегодняшняя экономика РФ в значительной мере зависит от мировых цен на энергоносители: газ, нефть - эти природные продукты наших недр - основная статья нашего экспорта и основа благосостояния. Но не для всей страны, а для части населения, вовлеченной в сферу деятельности экспортных отраслей. Для остальных - будущее туманно. На протяжении нескольких лет наше общество пытается сформулировать национальную идею, которая вдохновила бы людей на активное участие в жизни страны. Не поучиться ли нам у японцев?! Вовлечение каждого жителя страны в конкретное, пусть мелкое, но дело, какую-то реальную активность позволило бы соединить личное с общественным для настоящего и будущего России.

Хорошо бы на каждом уроке граждановедения находить время для обращения к подрастающему поколению: «Что бы вы сделали, чтобы изменить положение к лучшему (в классе, в школе, в ближайшей округе, в регионе, в стране, в мире)... (назвать конкретное предложение)». О наиболее эффективных предложениях информировать общественность через газету «Граждановедение».