Тогда, 18 лет назад, их, первопроходцев, прокладывавших путь гражданскому образованию в России, было всего несколько десятков. Теперь их тысячи. И этот ХVIII по счету южный семинар собрал около сотни человек. Это и те, кто еще тогда начинал, и представители новой армии граждановедов. Причем многие приехали за свои деньги, и это тоже яркое свидетельство притягательности этих традиционных сходок. Не море и солнце в первую очередь привлекли сюда педагогов, а прежде всего возможность получить новые знания, узнать о новых, более совершенных технологиях. В первый день занятий участникам интересно было послушать беседу доктора исторических наук, профессора Владимира Фортунатова «Россия на пути к социальному государству: проблемы, противоречия, перспективы».

Он рассказал о том, как формировалось социальное государство во второй половине ХIХ века, затем - в советское время и как оно, несмотря на трудности и противодействия чиновников, развивается сегодня. Лектор сравнил нынешнюю ситуацию у нас с ситуацией в Швеции. Отметил, что и образование нынче переживает не лучшие времена.

Потом услышанная информация обсуждалась. Кандидат исторических наук, доцент Дмитрий Макаров провел беседу о государственной политике в образовании. Считая, что поднятая проблема может вызвать интерес у читателей, приводим ее довольно подробно. По меткому выражению Дмитрия Валерьевича, система образования в любой стране - это не фрак, который шьется на один раз, а средство, с помощью которого решаются экономические и социальные задачи. Поэтому любая страна строит свою систему образования так, чтобы эти задачи решались наилучшим образом, минимальными ресурсами и давали самый лучший результат. То, что хорошо для одного государства, может быть негодным для другого. В советское время система образования блестяще обслуживала потребности Советского Союза. Но когда страна изменилась, когда изменилась ее экономика, социальное и политическое устройство, ее политические взгляды, образование продолжает строиться по той же схеме, в тех же ресурсах, с теми же людьми, с той же идеологией. Понятно, что она не формирует людей для новой России, продолжая создавать потенциал той, вчерашней страны. И в этом смысле такое положение никого устроить не может.

В США высшее образование построено великолепно. С той точки зрения, что оно формирует у студентов современный способ мышления, соответствующий современному представлению о мире. С нашей точки зрения, школьное образование там плохо организовано. Но у него совершенно другая цель, цель нашего образования и цель образования в США совершенно разные.

Англичане прекрасно сформулировали задачи школы. Их три: дать ученикам возможность попробовать себя в разных социальных ролях; дать им возможность попробовать себя в профессиональных ролях; научить их быть успешными. Такова миссия школы в этой стране. Избыточности академичности, свойственной нашей школе, там нет, там она постепенно ушла из программ и была заменена современными задачами.

Два года назад на заседании Правительства РФ были одобрены приоритеты развития российской образовательной системы. Опыт многих стран говорит о том, что на изломе истории, на переходе эпох, а мы живем именно в такое время, необходимо готовить граждан к завтрашнему дню. А это в значительной степени связано с пониманием стратегии и тактики, которые государство предлагает своему народу. И вот подготовка к этой завтрашней жизни сегодняшнего поколения в любой стране - задача любого образования. И в этой обстановке учитывается то обстоятельство, что семья сегодня не является способом передачи полезной информации, так как родители формировались в той, вчерашней стране. Отцов и детей отделяет очень серьезный промежуток времени, примерно 30-35 лет.

За столько лет все кардинально менялось в этом мире, и наша страна не исключение. Остался один ресурс - школа, которая должна подготовить сегодняшнее население к завтрашней стране.

И хорошо бы это сегодняшнее поколение узнало страну, а страна - его. Учитывая это обстоятельство, казалось бы, система образования должна сделать максимальный упор на обучение людей пониманию власти, стратегии государства, умение видеть государственные перспективы, умение встроиться в государственные институты и в этом смысле быть успешным.

Можно блестяще знать математику, великолепно владеть естественно-научными знаниями, но быть совершенно неуспешным по той причине, что человек не понимает, куда идет страна, куда ему идти, куда встроиться, с кем иметь дело.

Был приведен пример некомпетентности. Один молодой человек пришел в банк получать кредит. Сдал соответствующие документы, сидит и ждет. Его спрашивают: что он ждет, а он отвечает: жду, когда выдадут деньги, хотя у него на руках были все счета, на которые ему их перечислят.

Нужно и важно искать возможности обучать учащихся гражданским, межгосударственным позициям, знаниям и возможностям реализовать эти знания в той или иной ситуации.

Каковы приоритетные направления в образовании, которые были приняты правительством. Это прежде всего повышение качества профессионального образования. Намечено ввести два уровня высшего образования. Федеральное Министерство образования и науки очень жестко и правильно планирует ту или иную задачу. А когда она выходит из его стен и апробируется на разных слоях населения, оказывается, что кто-то против, для кого-то это не имеет смысла, кому-то это чуждо. И поставленная задача начинает расплываться, и то, что раньше имело ясные и понятные очертания, превращается в совершенно непонятный образ - зачем все это делается?

В Министерстве образования и науки РФ подготовлены материалы, из которых видно, что из всех вузов страны, а их у нас 1300 и 2000 филиалов, будут выделены высшие учебные заведения национального уровня, уровня государственного, регионального и исследовательского характера.

Следующая задача - обеспечить доступность качественного общего образования. Эта проблема будет решаться через создание предшкольного образования. Вся система общего образования пока остается неэффективной. Очень важно, чтобы лицеи и гимназии заняли верхнюю планку - 10 и 11 классы. Важным моментом должен стать процесс интеграции системы общего образования с дополнительным. Это позволит усилить воспитательную составляющую, повысить социальный и культурный потенциал детей. Это позволит не навязывать в процессе воспитания определенные ценности, а создать условия для свободного самоопределения граждан.

Здесь есть некий резерв для введения гражданского образования в школьную жизнь. Если его нет в рамках регионального компонента, то вполне возможно ввести в рамках дополнительного. Наполнив дополнительное образование гражданским содержанием, можно сохранить не только педагогические ресурсы, но и практически ввести другое содержание для процесса воспитания.

Заметный интерес у слушателей вызвал «круглый стол» на тему «Россия - США: люди и политика». Речь шла о российско-американских отношениях. Несмотря на то, что многие из приехавших в Адлер побывали и не раз в Соединенных Штатах и большинство из них избавились от мифов об этой стране, возникших в годы «холодной войны», объективность отношения как к своему государству, так и к заокеанскому по-настоящему не сложилась.

И все же, каково у нас восприятие друг друга сегодня? Ведущий Дмитрий Макаров привел некоторые данные опроса у нас и за океаном. В частности, там опрошенные по-прежнему опасаются ядерного потенциала России. Они выражают опасение, что это оружие может оказаться в руках третьих стран. Другой опасностью они считают коррумпированность наших чиновников. Американцы готовы помогать России, если она не свернет с демократического пути развития. К изменению системы выборов губернаторов они относятся негативно.

Как воспринимают Америку в России? Наши люди готовы к партнерству, но боятся. Встречается враждебное отношение. Кто-то пытается говорить с позиции силы, желает возродить нашу былую мощь. Третьи считают, что у них есть чему поучиться: демократии, умению защищать права человека. Четвертые уверены, что США стали притчей во языцех. Не нужно эту страну выделять особо среди остальных. У кого-то вызывает раздражение само частое обращение к этой стране по разным поводам. Слушатели высказали два мнения: у нас наблюдается как стремление к партнерству, так и некое враждебное отношение. Директор одной из тольяттинских школ заметил, что у нас нет политики, направленной на сближение наших культур. Однако, как справедливо заметил профессор Ефим Коган из Самары, партнерство можно строить только на прагматической основе, а не на эмоциях.

Большинство участников дискуссии склонны считать, что при непосредственном общении с конкретными людьми все сомнения отпадают, потому что тут же обнаруживается много общего.

На вопрос, есть ли чему поучиться у американцев, почти все ответили: толерантности. И еще тому, что у них самая эффективная форма демократии.

По мнению педагогов из Нового Уренгоя, в Америке можно позаимствовать опыт по проведению национальной политики. В частности, малые народности в этой стране процветают, а у нас они находятся на грани исчезновения. Они сами видели, что эскимосы в США прекрасно себя чувствуют, горды собой.

Общий вывод: жить без оглядки на США нельзя. Это стабилизирующий фактор мировой экономики. Мы тоже должны с нею считаться.

В первый же день участники семинара присутствовали на презентации видеофильма «Летопись всероссийской акции «Я - гражданин России» и книги «Мы - молодые хозяева России». Вел занятие руководитель Самарского центра гражданского образования Владимир Пахомов. Он рассказал о том, как в 2000 г. началось продвижение проекта «Гражданин» по стране. Акция оказалась востребованной во многих регионах. В 2005 году на Всероссийский конкурс поступили лучшие работы из 69 территорий.

Педагоги из разных областей и республик России, много лет ведущие граждановедческие дисциплины, стали классными специалистами. Они дают показательные уроки. Так было и на этом семинаре. Методические мастерские современного учителя граждановедения провели: Елена Шумская и Сергей Лосев из Самары, Екатерина Высоцкая и Ирина Коренькова из Брянска.

Ирина Коренькова представила коллегам урок «Красота», на котором хотела показать, как можно воспитать настоящий эстетический вкус у подростков, какие ценности должны быть актуальны в этом возрасте. Она рассказала, что, когда давала этот урок в своем классе, ребята привели около ста определений понятия «красота». Например: красота - это отклик на современность, красота - это здоровье, красота - это образ жизни, красота - это представление об идеале. Красиво все то, на что мы смотрим с любовью, человеческая красота включает две составляющие - красоту внутреннюю и внешнюю.

Она провела опрос среди учеников: какой красоте они отдают предпочтение? 30% отдали предпочтение внутренней, 10% - одинаково относятся к той и другой, остальные на первое место ставят внешнюю красоту. Екатерина попросила ребят ответить на вопрос: почему насекомые не приняли прекрасную Дюймовочку? Они считают, что она не соответствует их понятию о красоте.

Конечно, на таких семинарах большинство слушателей - тоже мастера в граждановедении или по крайней мере кандидаты в мастера, и тем не менее из представленных коллегами занятий каждый из них нашел для себя определенное рациональное зерно, крупицу нового, именно то, что ему потребуется для совершенствования собственной методики.

Чем все-таки притягательны семинары по проблемам гражданского образования у самого теплого нашего Черного моря? С этим вопросом я обратилась к бессменному их организатору Якову Владимировичу Соколову.

- Первоначальные функции семинара постепенно изменялись. Он задумывался как кооперированный процесс внедрения граждановедения, распространения новых идей. А теперь мы чаще всего подводим итоги, обмениваемся находками, вручаем образцы новой литературы, рассказываем о новых педагогических находках, встречаемся для выработки новых импульсов, для движения вперед.

Меня радует, что сюда приезжают люди, с которыми мы начинали в начале 90-х годов. Они являются ядром нашего граждановедческого сообщества. Это Ирина Горева, Наталья Кузьмина, Елена Попова, Полина Даминова, Николай Коваленко, Александра Поздеева и другие. Они выросли из простых педагогов, теперь они координаторы гражданского образования в своих регионах, многие стали авторами учебных пособий. Вокруг них концентрируются новые люди, которые в свою очередь находят новых единомышленников. Они формируют интерес к граждановедению, распространяют его дальше. В этом смысл наших семинарских занятий.

Недавно мы провели конференцию в Ростове-на-Дону. Это были отзвуки «круглого стола», который в 2002 году прошел в Госдуме. Присутствовали мэры городов. Вели его депутаты Смолин и Аслаханов. Там обсуждали только профилактический аспект граждановедения - правонарушения, наркомания, алкоголизм. Там, получив одобрение, занялись разработкой учебника и программы по этим проблемам. Получился целый комплект. Он уже с успехом используется в Новом Уренгое, Тольятти, Брянской области. На его основе написан учебник для Ингушетии, созданный на местном материале. Это сделано для того, чтобы благодаря использованию местных примеров была узнаваемость, а значит, и больший профилактический эффект. Дети ингушских школ понимают, что описанное в учебной книге происходит не где-то на Камчатке, а рядом с ними. Этот комплект учебников позволил двигаться дальше, и вот советник президента Аслаханов предложил провести конференцию для Южного федерального округа, потому что Юг России - это передовой фронт борьбы с распространением наркотиков.

Кроме того, мы разработали раздел под названием «Антитеррор», а еще есть и экстремизм в виде молодежных организаций. Все это было объединено в единую программу, и она была обсуждена на конференции.

Присутствовали представители 13 субъектов Федерации на уровне вице-президентов, вице-губернаторов. Программа получила полное одобрение. Собравшиеся увидели, что есть возможность устанавливать контакт с каждым ребенком.

Мы работаем сегодня с реальным учителем, который в состоянии провести такое занятие. Опираясь на сегодняшние реалии, он доходит до каждого ученика и предупреждает его. Но есть такие ребята из неблагоприятной среды, которые не поддаются никаким влияниям. Но 40% детей - это наши, мы можем с ними работать.

Этот сегмент граждановедческого пособия называется так: «Граждановедение: Наш выбор без наркотиков». Эта профилактическая программа идет как часть граждановедения. Скажем, в общий курс 5-9 классов в Самаре включена наша подпрограмма «Наш выбор без наркотиков».

Подготовлены новые учебники, которые имеют условное название «Средний класс». Один предназначен ученикам 8-9 классов, другой - 10-11 классов. К нему же подготовлены методическое пособие для учителей, программа и методическое пособие для директоров школ. Экспериментально учебник уже используется. Мы формируем мотивацию к превращению человека, выходящего из школы, в активную личность, которая готова занять позицию представителя среднего класса. Мы говорим: вот тебе представление о том, что ты должен делать для того, чтобы быть успешным. А государственный интерес заключается в том, чтобы средний класс всегда был опорой. Так обстоит дело в любом демократическом государстве. Это и является фактором стабильности. Это класс собственников.

Через одни объяснения такого понимания не достигнешь. И здесь проект «Гражданин» - хорошее подспорье. Ребенок, который начинает проникать в структуру «человек - власть», начинает понимать, что его ждет во взаимоотношениях с представителями власти. Он заранее к этому готовится, знает, как вести себя. Одно дело услышать: твое благополучие зависит от деятельности налоговой инспекции, а другое дело прийти туда и увидеть своими глазами, как она действует. Или усвоить, какие-то конфликты - гражданские, имущественные - не стоит пытаться разрешить в ссорах, надо идти в суд. И опять приходить туда и видеть, как он действует. И на выборах надо голосовать не для галочки, а осмысленно за тех, кто достоин представлять тебя в законодательном органе.

На заре становления граждановедения было видно, что одно направление наиболее легко реализуется - это просвещение. Это то, что надо объяснять. А второе - важнее - это деятельность. Их надо поставить параллельно. В Самаре работники образования сумели добиться сетки часов, обеспечивающей практическую и теоретическую часть.

В этом году, надо полагать, у самого синего моря снова встретятся постоянные и новые участники этих традиционных семинаров. А пока они проводят уроки со своими учениками, используя увиденное и услышанное там, а также создают свои самобытные методики, которые потом продемонстрируют коллегам.