Эффективная методика

И граждановедение как предмет, и «Граждановедение» - газета сыграли значительную роль в моей профессиональной биографии. В 1997 году мне предложили вести эту новую для меня дисциплину. Новой она была и в школе. Меня тогда как-то насторожило само название - граж-да-но-ве-дение. Это как литературоведение - спецкурс на филологическом или, скажем, в литературном институте. С воспитанием гражданина оно для меня мало ассоциировалось.

Но мне сказали: «надо», «больше некому» и вручили учебник, программу и несколько номеров газеты «Граждановедение», о которой тогда я и не слышала. Начала знакомство с предметом почему-то с газеты. Сразу привлекли меня материалы Наталии Воскресенской, Марины Шкробовой. Но особенно заинтересовало меня письмо московской учительницы Людмилы Беловой, которая тоже, как и я, сначала всячески противилась вести этот предмет, но затем настолько увлеклась им, что скоро эти уроки для нее, так же как и для ее учеников, стали долгожданными.

Уже первые занятия позволили мне понять, какие потенциальные возможности таят в себе темы граждановедения, как неординарно и более эффективно они помогут решить мне и моим коллегам многие воспитательные проблемы, в том числе и в работе с трудными подростками.

Сама методика граждановедения подсказывала, как поступить с тем или иным учеником, с которым давно бьются другие учителя, чтобы приохотить его к учебе, пробудить у него желание лучше вести себя. Среди таких был один мальчик в 7-м классе, который на всех уроках и у всех учителей вел себя вызывающе, старался сорвать занятия. Так он, Павел, самоутверждался. С ним пытались говорить и ласково, и жестко - ничего не помогало. И вот, когда я стала приучать ребят свободно высказывать свое мнение по поводу любой обсуждаемой проблемы, Павел, любитель парадоксов, несколько раз получил мое одобрение в ответ на недоумение остальных. Ну что ж, ребята, Павел имеет право на свое мнение, и мы его должны уважать. Это было для парня неожиданно - он ведь привык, что и учитель, и одноклассники тут же обрушивались на него с возражениями, с критикой. А тут вдруг его поддержали.

Однажды я попросила Павла стать экспертом по обсуждаемой проблеме. При этом добавила: ты очень оригинально мыслишь, правда, не всегда говоришь то, о чем думаешь, а именно это меня и интересует. Я в тебя верю. И мальчик приободрился. Он захотел оправдать мое доверие, я это видела по выражению лица. Он действительно очень старался, заслужил не только похвалу, но и отличную оценку. Первую отличную оценку за последние четыре года, а может быть, и за все время учебы в школе.

В общем, граждановедение помогло мне развернуть Павла на 1800. Мальчик за какие-то 7-8 месяцев заметно повзрослел, из легкомысленного кривляки, возмутителя спокойствия превратился в серьезного и, я бы сказала, в значительной степени ответственного ученика. Ему стало интересно учиться. И авторитет среди одноклассников он завоевывал теперь не с помощью глупых выходок, а интересными, добротными ответами. Школу он закончил с хорошими оценками, сейчас успешно учится в вузе.

Методика граждановедения позволяет говорить с ребятами не назидательно, а уважительно, на равных. Ученики это оценивают по достоинству и учатся уважать друг друга и учителей.

Вера ДАМАНСКАЯ, учитель истории и граждановедения, Ростов-на-Дону

Полулегальная дисциплина

Вот уже 15 лет учителя разных регионов России пытаются отстоять граждановедение как полноправный предмет в сегодняшней школьной жизни. К сожалению, местные власти, да и федеральные тоже, почему-то недопонимают, насколько это важно для страны, для ее настоящего и будущего. Вот сегодня говорят на всех уровнях о том, что необходимо развивать гражданское общество, без которого невозможно государство с полноценной демократией, с должной защитой прав человека. Но ведь гражданское общество невозможно без гражданского образования. Граждан нужно воспитывать, дети ими сами по себе не становятся. Многие гражданские обязанности дети должны прожить, научиться исполнять еще в школе.

Я часто бываю в Самаре и Самарской области, где живет моя дочь и большое множество родственников. Школьникам этой области, на мой взгляд, сильно повезло. Власти этого региона любого уровня, руководители образования с самого начала, то есть с 90-го года, осознали необходимость гражданского образования. Там во всех школах с 1-го по 11-й класс ввели предмет, позволяющий готовить граждан в школе. Он занимает свое достойное место в расписании. А учителям, руководителям школ не приходится ломать голову над тем, как, каким образом встроить в школьную жизнь граждановедческую дисциплину, как готовить детей к жизни в современных условиях, которые совсем не похожи на прежние тепличные. А именно тепличность и мешает еще довольно молодым людям, которым всего 40-45 лет, определиться в сегодняшней жизни.

В Самаре и Самарской области, уже не на мой только взгляд, а по наблюдениям работников образования, общественных организаций, молодежь, закончившая школу в последние 6-8 лет, более успешная, более ярко и энергично участвует в экономической и политической жизни региона, чем выпускники конца 80-х - начала 90-х годов, а тем более предыдущих десятилетий.

Я в последние годы преподавала обществознание то в Пензенской области, то на родине мужа - в Тамбовской. Это так называемый красный пояс. Не могу сказать, что в этих территориях совсем нет места предметам, дающим гражданское образование. Но это, как правило, либо школы, в которых в качестве эксперимента ввели право, либо в качестве факультатива или классных часов преподают граждановедение. В каких-то случаях прогрессивным директорам школ удалось ввести граждановедение в расписание в качестве регионального компонента. Но ведь по-прежнему нет системы, нет обязательности. Получается, что мы, учителя, постоянно думаем, изощряемся, ломаем голову над тем, чтобы дети получали полноценное гражданское образовани. Сегодня есть примеры, когда то в одном, то в другом регионе выбрасывают граждановедение из расписания и тем самым ставят крест на гражданском образовании. Непонятно, почему власти всех уровней считают это второстепенным, а то и вовсе ненужным делом, хотя вполне очевидно, что без специальных знаний, без специальной компетенции продвижения вперед у нас не будет.

Анастасия ФЕДОСЕЕВА, учитель истории и обществознания

Источник ноу-хау

Какую роль печатные средства массовой информации играют в жизни современного человека? На мой взгляд, они не всегда выдерживают конкуренцию с электронными средствами как носители информации. А вот в другом газеты и журналы по-прежнему держат первенство, а именно как источник новинок, новшеств, ноу-хау для профессионального роста. Для меня и моих коллег по методобъединению, которое сплотило учителей, занимающихся гражданским образованием, таким источником вот уже несколько лет является приложение к «Учительской газете» - «Граждановедение».

Все новинки по граждановедению, экономике и частично истории я узнаю из нее. В 5-6-м классе у меня не очень получалось сделать уроки более увлекательными для детей этого возраста. И вот в газете стали появляться разработки уроков граждановедения Евгении Корольковой. Я и их складывала в папку и постоянно использовала, потом, когда появился учебник этого автора по граждановедению, у меня почти все уже было, и я смогла это использовать намного раньше. Хорошим подспорьем для меня стали разработки уроков Ольги Кишенковой и Андрея Иоффе. Последний много дает публикаций о мобильных семинарах в разных городах, и это тоже стало для меня хорошим подспорьем.

Много лет я читаю и использую статьи Тамары Беловой из Москвы. Мне нравится, как она умеет найти ключик к самым неуправляемым и нестандартным ребятам. И это я тоже использую для воспитания моих непослушных учеников и особенно тех, для кого школа дом не радости, а сплошных огорчений.

На основе авторских методик, опубликованных в «Граждановедении», я разрабатываю свои. Но пока не решаюсь прислать на суд редакции приложения.

Валерия СОКОЛЬСКАЯ, учитель истории и граждановедения, Краснодарский край

Ступени роста

За эти годы почти два десятка моих учеников побывали авторами «Страницы юного гражданина», которая регулярно выходит в газете «Граждановедение». Как гордились мои ребята, когда посланные ими эссе, где они размышляли о демократии вообще, о развитии демократии в России, о своем отношении к выборам разных уровней законодательной власти, были напечатаны. Увидев свои заметки опубликованными, они значительно выросли в собственных глазах, в глазах товарищей, в глазах своих родителей.

Следующей ступенью взросления этих и других моих учеников стало их участие в выборах своего школьного парламента и своего президента. Они постарались, чтобы эта своего рода игра больше походила на реальное участие в школьной жизни. Она благодаря их усилиям стала во многом зависеть не только от администрации и учителей, но и не в последнюю очередь от самих ребят.

Но самым важным моментом их гражданского участия в делах школы, в делах поселка стали социальные проекты. Сначала ребята задумали сделать теплицу, в которой можно было бы выращивать круглый год зелень для школьной столовой, цветы и рассаду для продажи. Два года трудились они над этим проектом. Зато как были счастливы все и они, разработчики, и их помощники - учителя и родители, которые воочию убедились, что дети, которым они часто не доверяли, скажем, приготовить простой обед, починить забор, сумели сделать то, о чем взрослые и не мечтали.

В начале 90-х годов мы, глядя на наших детей, высказывали большие опасения насчет того, как-то впишутся они в наш непредсказуемый, непонятно как развивающийся рынок, что с ними будет, когда закончат школу? И я думаю, что не будет никакого преувеличения, если скажу, что в этом моим ученикам помогли знания по граждановедению. Им, выпускникам школы начала ХХI века, было легче определить свою судьбу и даже стать успешными.

Алина СТРЕЛЬЦОВА, учитель граждановедения, Мордовия

Если ребята неподготовлены...

В школе, где я работала десять лет, с пятого класса преподавалось граждановедение. Одно время я тоже вела этот предмет. Мне нравились эти уроки, потому что на них ребят словно подменяли. Они становились раскованнее, активнее, их интересовали темы, которые мы обсуждали. Даже довольно пассивные ученики не оставались в стороне от общего разговора. Помню, учителя других предметов, в том числе литературы, удивлялись, слушая мои рассказы. Многие даже не верили, что те же самые мальчики и девочки, которым было скучно почти всегда, могли вдруг перевоплощаться, когда речь, скажем, шла о том, как строить отношения друг с другом, с учителями, с родителями. Ведь детей все это крайне волнует.

Или мне особенно запомнилось, как мои пятиклассники долго не хотели расходиться после урока, тем более что он был в самом конце занятий. Мы тогда проговорили после звонка еще целый час. Тема тоже была для них привлекательной: «На что дети имеют право». Ребята тогда оспаривали положение об использовании полученного гонорара, к примеру, за участие в рекламном ролике по своему усмотрению. Им не нравилось последующее разъяснение: «...но родители могут это запретить, если на них покупаются сигареты или пиво». Это они считали ограничением своих законных прав.

Но вот я переехала в другой город и стала работать в школе, где граждановедение совсем не велось, правда, в старших классах было обществознание. Конечно, и здесь изучают важные для подростков проблемы, но это в основном теоретические знания, они не дают им возможности ощутить то время, в котором они живут, обсудить те вопросы, те ситуации, о которых они слышат и видят, которые очень скоро им самим придется решать. И самым очевидным было то, что ребята в новой школе очень сильно отличались от первой. Они были пассивнее, равнодушнее. Если в той школе выпускники знали, что их ждет во взрослой жизни, то в этой будущее тревожило их своей неопределенностью, неизвестностью.

Марина ЛИПКИНА, учитель истории, Тверская область

адуюсь успехам коллег

Все эти десять лет я читаю газету «Граждановедение». И почти все это время к тому же являюсь ее автором. Мне нравится, что на ее страницах не только регулярно публикуются методические разработки, главы из новых, еще не изданных учебников, подробно рассказывается о семинарах, но и ведутся обсуждения самых разных проблем, волнующих наше сегодняшнее общество, касающихся состояния гражданского образования в стране. Газета нас объединяет и обогащает. Она стала нашим другом и советником.

Именно из «Граждановедения» мы каждый год узнаем о предстоящей олимпиаде по граждановедческим дисциплинам. Она, кстати, тоже в этом году отметит свой десятилетний юбилей. Мои ученики каждый раз с удовольствием участвуют в этом конкурсе, ставшем популярным в России. Олимпиада помогает нашим ребятам лучше учиться, расширять и углублять свои знания по граждановедческим дисциплинам, успешно поступать на юридические и исторические факультеты престижных вузов. Благодаря олимпиаде и газете я приобрела много замечательных друзей, с которыми встречаюсь и общаюсь на финальном этапе конкурса, радуюсь их успехам, успехам и победам их детей.

Жанна ВЕРШАНСКАЯ, учитель школы №395, Санкт-Петербург