Учась на историческом факультете Воронежского университета, куда поступил после армии, я точно не знал, каким родом деятельности займусь. Но именно там на последних курсах понял: мне есть что сказать детям. Я должен, я могу научить других. Научить добывать знания из огромного потока информации. Как говорит мудрость, «отделять семена от плевел», обобщать, систематизировать эти знания, отвечать на проблемные вопросы, делать выводы.

Изучать историю - это не значит запоминать прошедшее, пересказывать содержание параграфа. Изучить историю - значит осмыслить прошедшее, познать законы общественного бытия. Я хочу, чтобы история - наряду с другими предметами - содействовала развитию творческих способностей моих учеников, поэтому для активизации самостоятельности их мышления разработал технологию, направленную на достижение высокого уровня знаний. Когда я встречаюсь со своими выпускниками, отрадно слышать, что благодаря такому подходу знания моих учеников оказались прочными.

Мои ученики по представленным фактам сами выстраивают логические цепочки. Это помогает установить причинно-следственные связи, на основе которых хорошо воспринимается, запоминается и воспроизводится исторический материал. Урок - лаборатория культуры мышления, где обязательным считаю совместный поиск истины учителем и учеником.

История - форма и средство познания действительности. Но эта действительность неоднозначна. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное, что было в прошлом. История - это проявление души народа, его золотой запас. А.Пушкин утверждал: «Уважение к минувшему - вот черты, отличающие образованность от дикости». Владеть исторической памятью - значит усвоить концентрированный позитивный опыт борьбы предшествующих поколений за счастливую жизнь и сделать его орудием дальнейшего совершенствования жизни, увеличения человеческого в человеке.

Ненавязчиво стараюсь сделать так, чтобы прошлое влияло на духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Хочу, чтобы мои воспитанники не выросли «иванами, не помнящими родства», чтобы они любили свою культуру, семью, впечатления детства, школу, дом, славный город Старый Оскол, милую сердцу Белгородчину, прославившуюся трудовыми и ратными подвигами, свою историю.

В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали в угоду политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и вновь что-то вспомнить.

Я не спорю с политиками, а предоставляю возможность старшеклассникам выдвинуть свою точку зрения и отсылаю их к документальным фактам, привожу примеры разных точек зрения. Выводы делают мои ученики.

Я неравнодушный человек. Больно за свою страну, за будущее нации. Сердцем и разумом принял движение за Единство и Возрождение России как мощного государства, гордого своей историей, своим народом. Являюсь членом городского комитета молодежного движения, так как не хочу быть сторонним наблюдателем. Свое предназначение вижу в деятельности на благо Родины. Как преподаватель истории, я воспитываю учеников на примерах славных сынов России, каждый из которых «сторицей возвратил то, что получил от нее».

Деятельность педагога - постоянное самовоспитание и самосовершенствование. Путь к этому лежит через самопознание. Всем нам - и подросткам, и людям зрелого возраста - некогда в суматохе жизни остановиться, присмотреться к себе и неторопливо задуматься. Мы крайне мало осведомлены о самих себе. «Познай самого себя», - так было написано над порталом Дельфийского храма. Призыв этот, обращенный к каждому человеку, мудр и прозорлив. Путь человека к себе, определение своих склонностей, способностей, своего места среди людей лежит через познание самого себя. В процессе этого познания человек может обрести желание и волю заниматься самовоспитанием в течение всей своей жизни.

Духовному развитию своих учеников придаю огромное значение. Разделяю точку зрения на следующую последовательность конкретных ступеней в духовном развитии: признание существования окружающих людей как независимых субъектов бытия; познание и отражение личного опыта; сомнение и исследование значения опыта; понимание и оценивание всего спектра возможных реакций и объяснений; развитие собственных взглядов; применение достигнутого уровня понимания к осмыслению собственной жизни.

Мораль каждого конкретного человека включает в себя его убеждения и ценность тех социальных, культурных и религиозных слоев, к которым он принадлежит, а также законы, принятые в обществе.

В школе должны главенствовать правдивость, умение сдерживать данное обещание, уважение прав и собственности окружающих, внимательное отношение друг к другу, помощь слабым и менее счастливым (хотя счастье - это тоже понятие философское), умение нести ответственность за собственные действия, самодисциплина...

Андрей КУЗЬМЕНКОВ, учитель истории, Белгородская область