Впрочем, другие жильцы тоже не нашли ничего «криминального» в этом раздраконивании отжившего свое автомобиля. Другой пример уже касается дома, где живу я, и он уже не столь безобиден. В конце 80-х годов мы переехали в новое здание. Особенно меня радовали подъезды: застекленные, выкрашенные под дуб двери, широкое крыльцо с деревянными перилами, рядом удобные лавочки с резными спинками. Но не прошло и полгода, как стекла все до одного были побиты, их пришлось заменить обычной фанерой, а скамейки лишились своих спинок, а две и вовсе исчезли. Здесь тоже «поработали» подростки и парни постарше.

Оба примера пятнадцати-семнадцатилетней давности. И здесь уже нельзя привести обычную фразу, все объясняющую: распустилась молодежь при новой власти, потому что случилось это еще в советское время.

Я хочу на проблему посмотреть глубже и с точки зрения времени, и с точки зрения причин того, что наши дети очень часто склоняются к тому, чтобы разрушать, нежели созидать. Помните, как в советское время детей у нас называли самым привилегированным классом. С этим лозунгом можно поспорить, если вспомнить, что в зимнее время, скажем, фрукты абсолютному большинству ребят были недоступны. Но вот с чем я вполне соглашусь: от труда, кроме учебного, они почему-то тщательно оберегались. К труду многие ребята не приобщались ни дома, ни в школе. Уроки труда больше отвращали от труда, чем воспитывали к нему любовь. Трудовые лагеря тоже мало воспитывали трудолюбие. Родители старались не пустить туда своего ребенка. Говоря все это, я имею в виду прежде всего городских детей, поскольку сельские в большинстве своем волей-неволей к труду приучались. Впрочем, и сегодня городские ребята по-прежнему страдают ничегонеделанием. Игры за компьютером не в счет, футбол на школьной площадке - лучше, но тоже еще не труд, который учит созиданию, отвлекает от плохих поступков.

Французский философ Вольтер когда-то сказал или написал очень емкую фразу: «Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и от нужды». Как это верно сказано. Безделье рождает скуку. А чтобы себя занять, подростки часто хватаются за дела, которые приносят вред окружающим, а то и граничат с преступлением.

Можно чем-то важным и нужным занять подростков, чтобы действительно их неуемную энергию направить в мирных целях? Можно, если этим заниматься не от случая к случаю, а разработать целую программу, в которой участвует школа и местное сообщество. Вот мы говорим: детям нужно создать условия для спорта, интересного проведения досуга. Да, нужно. Но следует к этому привлечь и самих ребят. Ну, скажем, они сами разрабатывают социальный проект по строительству футбольного поля, хоккейной коробки, а то и бассейна. То, что создано с личным участием и во многом собственными руками, ребята будут сами беречь, и другим не позволят ломать.

В чем беда нашей современной, да и прошлой школы? В том, что трудом часто наказывали. Плохо вел себя - будешь после урока убирать класс. А труд надо полюбить, нужно воспитать привычку к нему, потребность в нем. Это нелегко, но к этому следует стремиться. Американский писатель Элберт Хаббард сказал: «Учитель, умеющий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами».

Труд - пружина жизненных часов, без него невозможен никакой прогресс, никакое продвижение вперед. Все, что создано руками и разумом людей, - результат человеческого неустанного созидательного труда. Разрушать то, что сделано другими, грешно и безнравственно. Это следует усвоить в детстве.

Диана МАКЕЕВА, кандидат педагогических наук