На заседании Совета, созданного при министре образования и науки РФ, были обозначены потенциальные риски при реализации национальных проектов. Один из них - «неготовность общественных институтов не только принять активное участие в реализации национальных проектов, но и разделить ответственность наравне с властью и педагогическим сообществом». Поспорю с этим утверждением, поскольку такая крупная общественная организация, как наш профсоюз, очень часто не только конструктивно сотрудничает с властью, старается реализовывать социальное партнерство, но и поддерживает ее решения, направленные на улучшение материального и социального положения российского учительства. Не случайно Президент РФ внес в свое время закон, который несколько лет разрабатывал профсоюз, считавший, что зарплату учительству должен платить регион, нужно вернуть школы в лоно государства, и мы тут Владимира Владимировича Путина поддержали. Не случайно, например, мы сотрудничаем с тем же Минобрнауки РФ, разрабатывая проект отраслевой системы оплаты труда.

Сегодня в Краснодарском крае идет подготовительная работа по выработке критериев для определения лучших учителей, достойных вознаграждения в 100 тысяч рублей. Не буду лукавить, именно по инициативе нашей - большой, влиятельной и заинтересованной - общественной организации уже предложена система участия различных гражданских институтов и общества в оценке учительских кадров, в выявлении лучших из лучших и достойнейших из достойных. Наши профсоюзные организации будут представлены в комиссиях на всех уровнях - районных, городских, на краевом. Конечно, было бы лучше, если заранее был бы разработан прозрачный механизм материального поощрения учителя, который учитывал бы конкретные результаты педагогического труда, достигаемые за счет владения совершенными образовательными технологиями. Конечно, хорошо бы давать премии учителям, уже имеющим достойную зарплату, исключая возможную и столь неизбежную будущую зависть коллег к тем, кто будет отмечен столь высокой денежной выплатой. Уже сейчас потенциально лучших посылают на все дежурства, на мероприятия, экскурсии с учениками, приговаривая: назвался лучшим, работай больше всех.

Национальный проект вызывает много вопросов, но наша профсоюзная организация, как и другие территориальные организации, не отстраняется от участия в нем по нескольким причинам. Во-первых, как я считаю, национальный проект появился в том числе и потому, что наш профсоюз долго и последовательно боролся за повышение материального обеспечения учительства. Конечно, мы бы прежде всего хотели повышения зарплаты работников образования, но, видимо, исходя из каких-то реальных финансовых возможностей, президент, который тоже ратует за существенное (двукратное!) увеличение зарплаты, предложил национальный проект в таком варианте, рассчитывая, что удастся еще и таким образом поднять престиж учителя в обществе. Во-вторых, хороших учителей в России много, и, конечно, они заслуживают поддержки, в том числе материальной. Может быть, эти сто тысяч кому-то из них помогут в трудную минуту, поддержат, вернут веру в себя.

Мы участвуем в разработке критериев, потому что надеемся, что в результате они будут справедливыми. Хотя понимаем и другое - учителя настолько творческие, многогранные, что однозначно оценить их, сравнить работу одного с другим будет очень трудно. Часть наших критериев, конечно, напоминает те, что заложены при проведении аттестации учителя на высшую категорию, но это лишь небольшая часть оценки. К ней мы прибавим и другие, учитывающие творческий вклад учителя, его инновационную деятельность.