Наталья АНДРЕЕВА, мама второклассника школы №44 Нижнего Новгорода:

- Если бы дали нашей учительнице такие деньги, мы бы от всей души радовались за нее. Боюсь, как бы не получилось так, что преимущество отдали особо приближенным к руководству школы учителям, а другим не досталось ничего. Если говорить о нашем участии в отборе, то ведь родители могут даже и не знать, что идет такая процедура и кому-то из нашей школы это предлагается. Хотя все: и администрация, и учителя, и родители, и ученики - в курсе, какой учитель в школе лучший, какой плохой.

Мы бы предложили свою учительницу, потому что, глядя на других, я считаю, что нам крупно повезло.

Что касается качеств лучшего учителя, то я скажу про тех, кто работает в начальных классах. С другими нам пока не приходилось сталкиваться. На мой взгляд, педагог начальной школы должен отлично владеть методикой, хорошо знать и, безусловно, учитывать возрастные особенности каждого ребенка, его психологические особенности. Хороший учитель должен прислушиваться и к мнению родителей. Иногда обращаешься к педагогу с какими-то деталями, касающимися непосредственно твоего ребенка, казалось бы, она слушает, но оказывается, что это формально, потому что в работе сказанное не учитывается. Я считаю, что в начальной школе учитель должен быть второй мамой для ребенка, который не боится подойти к ней с любым вопросом. Есть учителя - строгие тетеньки, для которых главное - дисциплина, а мне кажется, наоборот. Пусть даже очень застенчивый ребенок не побоится что-то сказать учительнице, объяснить, даже если речь идет не о школьных делах, а о каких-то бытовых проблемах.

Марина Долгова, мама пятиклассницы одной из нижегородских гимназий:

- Государство перестало вкладывать деньги в учителей, и система образования потихонечку рушится. Возможно, эти поощрения и будут хорошим стимулом, особенно для молодых учителей. Но, с другой стороны, считаю, что эта система премирования станет яблоком раздора в системе образования. Как бы этот отбор не привнес больше ссор учителям, больше интриг в школу. На самом деле лучше повысить зарплату всем педагогам. А эта премия просто усугубит нынешнее положение, ухудшит ситуацию в школе.

Отрицательное вижу и в том, как будут эти премии распределять. Я просто боюсь, что эти поощрения будут получать не те, кто их достоин. В принципе я, конечно, поддерживаю президентскую инициативу, потому что достойные учителя должны получать эти деньги. Их все равно надо поощрять, чтобы у других педагогов был стимул работать лучше. А то сейчас школа стремится к тому, чтобы дети самообразованием занимались. То, что сегодня школа устранилась от воспитания, - это однозначно, но уже наметилась и такая тенденция по отношению к учебе.

Вот в начальной школе у нас была учительница Наталья Александровна, достойная получения такого вознаграждения. Я дала бы ей 100 тысяч с удовольствием, потому что в моего ребенка за два года она заложила столько и был дан такой высокий старт, что моя дочка на этих знаниях как бы по инерции до сих пор и движется. А вот сейчас в другой школе, куда мы перешли, я не могу выделить никого из педагогов в среднем звене.

На мой взгляд, лучший учитель - это человек, прежде всего заинтересованный в детях и хорошо знающий свой предмет, и, может быть, он должен давать своим ученикам чуть-чуть больше, чем положено по программе. А если сам преподаватель заинтересован в своем предмете, то, естественно, и ребенок чувствует это отношение педагога к предмету. В начальной школе мой ребенок всегда хотел идти на уроки. Мне кажется, это самый лучший показатель, когда ребенок говорит: «Мама, я хочу идти в школу!» Для моей дочки прямо-таки трагедией было, когда ей приходилось пропускать занятия по болезни. Сейчас дочь не может назвать даже один любимый предмет. Я стала филологом, потому что на мой выбор повлияла учительница по русскому языку и литературе - настолько она была увлечена своим предметом, так она его преподносила легко и просто. Сейчас моему ребенку не повезло - у нас нет такого учителя. Потом, мне кажется, важный показатель работы учителя - это обязательно результаты его учеников на олимпиадах, на конкурсах. Ребенок не должен вариться в собственном соку, ему необходимо сравнивать свои знания со знаниями других учеников, тянуться к лучшему, и если учитель готовит таких детей, то и он будет в курсе событий того, что дают в других школах.

Если коснуться темы про участие родителей в отборе кандидатов на Премию Президента, то откуда я могу знать, как работает тот или иной учитель в школе, достоин ли он такой премии? Только по тому, что говорит мой ребенок. Восторженных откликов, горящих глаз у моей ученицы я пока не вижу. Хотя у нас были хорошие учителя, скажем, по иностранному языку, но это уже в прошлом.

Валентина СЛАВИНА, бабушка первоклассницы школы №1950, Москва:

- Я - вечный сотрудник родительского комитета независимо от того, избрана туда или нет. После того, как сама отработала несколько лет в школе, после того, как много лет работаю профессором в Московском педагогическом госуниверситете, после того, как вырастила дочку и сына, с особым чувством отношусь к школе, где учится внучка Настенька, к учителям, которые там работают. Нынче говорят, что родительской общественности нужно выбирать лучшего учителя. Но если честно, то лучшего учителя - свою Ирину Сергеевну - мы уже выбрали, причем совсем недавно, до того, как Президент РФ объявил национальный проект в образовании. Через этот выбор проходит каждый, кто отдает ребенка в школу. Ведь школу выбирают не саму по себе, выбирают того учителя, у которого ребенок будет учиться. Но сейчас я думаю о том, какими критериями мы должны руководствоваться, давая рекомендацию педагогическому коллективу для выбора лучшего учителя в школе. Что для меня, других родителей важней всего? Размышляя над ответом, я советовалась с Настенькой. Мы определили с ней три важные вещи: учитель должен быть добрым, он должен вести урок так, чтобы было интересно, чтобы он так говорил, чтобы детям не хотелось баловаться, - это критерии первоклассницы. Я же думаю, что, помимо этого, главный критерий для лучшего учителя - любовь к детям. Не любит детей - не даст им всего того, что знает сам. Я понимаю, что вторым важным критерием должно стать творческое начало учителя, которое поможет ему «зажечь» ученика от первого до выпускного класса, быть свободным в своем педагогическом творчестве. Если есть что сказать, то он обязательно это скажет, может быть, не так точно, как положено по методике, но главное - донесет до детей. А уж если скажешь это так интересно, что дети откроют рот, то успех в классе тебе обеспечен. Мне кажется, что еще хороший учитель должен стимулировать учебу. Мне нравится, что учитель моей Насти не ставит оценок. Он подбирает слова для того, чтобы оценить работу своих первоклашек, и если уж напишет «умница», то все знают, что это равно пятерке, и радуются от души. Хороший учитель не забивает ребенка плохими отметками, не принижает его. А начинать надо обсуждение учителей с работы с родителями и учениками. Какие критерии нужны, чтобы родители могли оценить вещи на чисто эмоциональном уровне? Думаю, мы должны, наверное, ставить оценки (тактично, умно, интеллигентно), пусть такие оценки поставят наши дети, пусть будет составлен справедливый рейтинг, и пусть лучшие, любимые учителя его возглавят. Я, кстати, думаю, что тут возможна своеобразная драматургия: родители могут выбрать того учителя, который не пользуется расположением администрации, и не выбрать того, кто, по ее мнению, лучший. Думаю, национальный проект, может быть, впервые в жизни заставит нынешнее поколение управленцев задуматься над тем, какие у родителей взгляды на школу, какие оценки и почему. Вполне вероятно, что выбор лучшего учителя самым кардинальным образом повлияет на отношения семьи и школы. Хотелось бы, чтобы эти изменения были в лучшую сторону.