- В конце сентября появился первый вариант критериев отбора лучших учителей. На страницах печати, в том числе в «УГ», шло бурное их обсуждение. В итоге было получено более 2 тысяч откликов из разных регионов России. Педагоги высказали очень много разумных предложений, которые были нами учтены. В середине декабря при участии руководителей региональных управлений образования мы доработали эти критерии, так появился второй их вариант. Сейчас Минобрнауки ждет постановления Правительства РФ, на основании которого будут приняты порядок и критерии отбора лучших учителей. Скорее всего, это произойдет уже к середине февраля. После чего непосредственно начнется отбор лучших учителей в регионах.

Но поскольку существующий на сегодня вариант критериев - не догма, пока не стал нормативным документом, мы продолжаем вносить незначительные коррективы. Могу сказать, что, скорее всего, в критериях «участия» останется требование высшего образования, но не обязательно педагогического. Это означает, что на поощрение для учителей смогут претендовать не только те, кто закончил классические университеты, но и те, кто имеет диплом технического вуза. А ведь у многих физиков, химиков и особенно учителей информатики подчас именно техническое образование. Вообще по итогам общественного обсуждения критерии стали более гибкими, учитывающими специфику различных регионов и особенности работы учителя.

- Игорь Михайлович, каким будет порядок квотирования?

- Долго спорили по этому поводу и пришли к решению, что все должно зависеть от количества учащихся в регионе. При этом важно было учесть объективно низкую наполняемость классов в сельских школах. Договорились и рассчитали, что на 2130 учащихся в городских школах будет приходиться один лучший учитель, в сельской местности - на 1065 учеников. Из этих соображений посчитаны квоты, согласно которым будут выделены бюджетные деньги субъектам Российской Федерации. При этом регион может выделять аналогичные квоты районному уровню. Целесообразность выделения зависит от количества муниципалитетов и учащихся в них. Но надо будет учесть, что в ряде муниципалитетов учащихся может быть меньше, чем это предполагает квота. В этом случае надо будет осторожно и четко просчитать механизм регионального квотирования.

- К критериям участия, то есть обязательным, относится требование иметь полную ставку, а как быть педагогам в небольших сельских школах, где им просто не могут предоставить полную нагрузку?

- Надеюсь, что в окончательном варианте критериев будет на этот счет принята поправка, специальный комментарий, касающийся именно таких сельских школ. Во всяком случае наш департамент поддерживает эту позицию.

- Скажите, когда будут подводиться итоги отбора и непосредственно вручаться поощрения лучшим учителям?

- Заявки на участие в конкурсе будут приниматься от общественных и гражданских организаций до 1 июня. В течение трех месяцев с этими заявками будут работать эксперты, итоги же планируется подвести в сентябре. Ну а перечисление поощрений мы предлагаем приурочить к Дню учителя.

- Игорь Михайлович, в критериях отбора есть такое положение - «участие в муниципальных, региональных, всероссийских профессиональных конкурсах». Это обязательное требование?

- Вы уже отметили, что «Порядок конкурсного отбора» состоит из двух частей: критериев участия - они обязательны и критериев отбора, которые будут оценивать, скажем, по N-балльной шкале. Но важно учесть, что в регионах есть своя специфика, свои отличительные особенности. Вспоминаю, что, когда работал в Красноярском крае, там главным спонсором одного из учительских конкурсов был завод холодильников. И у этого конкурса были свои традиции и критерии оценивания. Поэтому результаты подобных региональных конкурсов можно отразить в материалах, которые будут оцениваться при отборе лучших учителей.

- В критериях отбора есть такая формулировка - «позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года». Каким образом эксперты будут ее отслеживать - посещать уроки или воспользуются результатами ЕГЭ?

- Ну, во-первых, по результатам ЕГЭ нельзя прямо судить о работе учителей начальной и средней школы, а они тоже участвуют в конкурсе, скорее, этот показатель больше подходит для отбора инновационных школ России. Насчет посещения уроков думаю, что вряд ли реально эксперты смогут посмотреть все открытые уроки педагогов, участвующих в конкурсе. Но если регион на такую экспертизу находит средства и организационные возможности - это допустимо.

- Вы предусмотрели, как свести к минимуму субъективность оценок экспертов?

- Априори качество образования субъективно, и, разумеется, у экспертов может быть свое субъективное мнение при отборе лучших учителей. Кстати, для того чтобы получить более целостную и достоверную информацию о работе учителя, мы предложили в пункт 3.5, где дается перечень необходимых документов для заявки, внести еще и требование аналитической справки, в которой рассказывается о технологиях, методах и приемах работы учителя, описываются значимые результаты достижений. Поэтому при необходимости методические разработки уроков могут быть также включены в такую справку.

- Игорь Михайлович, смогут ли в конкурсе участвовать учителя, работающие в негосударственных школах?

- Да, никаких ограничений для частных школ на данный момент не предусмотрено.

- В порядке отбора написано, что выдвижение кандидатур может производиться лишь гражданскими и общественными организациями. Значит, директор школы не имеет права рекомендовать своего сотрудника?

- Выдвинуть кандидатуру, как зафиксировано в порядке конкурсного отбора, могут профессиональные ассоциации, методические объединения, ассоциации по образовательным технологиям (например, по развивающему обучению, по коллективным учебным занятиям и др.). Однако это можно сделать лишь в том случае, если они являются юридическими лицами, то есть официально зарегистрированы. Кстати, для тех объединений, которые пока не зарегистрированы, но реально что-то делают, еще есть время для проведения всех официальных регистрационных процедур. Также выдвигать учителей может совет школы, если его наличие отражено в уставе общеобразовательного учреждения.

- Скажите, в чем вы видите принципиальное отличие конкурса «Учитель года» от конкурсного отбора педагогов, выдвигаемых на данное поощрение? Как вы относитесь к идее без отбора, автоматически выдвигать на президентское поощрение тех педагогов, кто прошел первый тур конкурса «Учитель года»?

- Согласитесь, главная задача «Учителя года» - выявление ярких, творческих личностей, где в расчет принимаются не только педагогическое мастерство, но и другие личностные особенности и умения. В конкурсе же «Лучшие учителя России» на первое место выходят непосредственно результаты педагогической работы педагогов. Кроме того, этот конкурс станет более массовым, появятся возможности для участия тех, кто, возможно, не очень уверенно чувствует себя на сцене, не хочет демонстрировать свои успехи так публично и широко, как это предусмотрено при отборе учителя года.

- Игорь Михайлович, некоторые из наших читателей в письмах и телефонных звонках в «УГ» высказывают опасения - а не станут ли эти премии яблоком раздора, ведь по большому счету успехи одного педагога во многом зависят от работы всего коллектива.

- Разумеется, такой риск есть, но мы постараемся его минимизировать и очень надеемся на разумную, продуманную организацию отбора лучших учителей на региональном уровне. Кроме того, поддержка инновационных образовательных учреждений в объеме по 1 млн. рублей - существенный вклад в реализацию программ развития школ, созданных педагогическими коллективами.

- Игорь Михайлович, сможет ли президентская инициатива в конечном итоге способствовать повышению качества образования?

- Строить иллюзии, что это сразу существенно улучшит качество нашего образования, я бы не стал. Тем не менее полагаю, что данный проект сделает важный вклад в поддержку тех, чей труд и делает наше образование качественным и конкурентоспособным.