«Кто говорит?» (1-й класс (1-4)

Дидактическая задача: закрепить знания о домашних и диких животных, научить узнавать животных по голосу.

Играть удобно на ступеньках. Дети становятся перед самой низкой ступенькой. На верхней ступеньке находится учитель с мячом. Он называет любое животное и бросает первому игроку мяч. Игрок должен поймать мяч и издать звук, характерный для того животного, если это собака, то пролаять. Если играющий успешно справляется с этим заданием, то переходит на вторую ступеньку. Потом учитель кидает мяч следующему и т.д. Выигрывает тот, кто быстрее поднимается на верхнюю ступеньку.

Игра будет проходить интереснее, если дети отвечают быстро, не задумываясь.

«Каждому по паре» (1-2-й класс)

Для игры заранее заготавливают картинки с изображением животных. Картинок должно быть парное количество: на одной - взрослое животное, на второй - его детеныш. Перед игрой картинки раздают детям. Каждый игрок держит картинку так, чтобы не было видно животного. После этого учитель говорит: «На лужайке играли дети. Они бегали, резвились. Всем было очень весело. А к вечеру пришли мамы и не смогли отыскать своих детенышей. Помогите им». После этих слов картинки поворачиваются изображением наружу, и каждый старается отыскать свою пару. Отыскавшаяся пара должна прибежать и встать на нарисованную на площадке черту. Кто быстрее найдет свою пару и прибежит к обозначенной черте, тот и побеждает.

Правило: играющие не должны знать заранее, у кого какая картинка.

«Грибник» (2-3-й класс)

Дидактические задачи: закреплять знание о съедобных грибах; упражнять детей в беге с увертыванием.

С помощью считалки дети выбирают «грибника». Остальные участники игры делятся на пары. Один ребенок в паре - «дерево», другой за ним - «гриб». У «грибов» на груди медальоны с изображением грибов. «Грибник» ходит по лесу и говорит:

По грибы я в лес пришел,

Но грибов там не нашел.

Под деревья иль за пни?

«Грибы» отвечают:

А вот и мы!

Только нас не собери.

После этих слов «грибы» стараются убежать от «грибника», а он пятнает их и отправляет в «лукошко» - специально отведенное место до тех пор, пока не прозвучит сигнал: «Спрятались грибы». Оставшиеся «грибы» снова прячутся за деревья. В конце игры «грибник» называет, какие грибы он собрал, сколько их и съедобные или несъедобные они. Потом выбирают нового «грибника».

Игру можно усложнить. Вначале дети договариваются, кто каким будет грибом. По сигналу «грибы растут» дети подпрыгивают, на сигнал «найти место в лукошке» «боровики» должны собраться в одно лукошко (обруч), «лисички» - в другое и т.д. Тому, кто ошибся, надо найти свое «лукошко» и дойти до него на носках или допрыгать на одной ноге.

Правило: «грибник» должен собирать «грибы» только по сигналу.

«Где кто живет» (3-4-й класс)

Дидактические задачи: закрепить знание детей о лесе как о природном сообществе; сформировать представление об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.

Для игры понадобятся плоские модели с изображением 4 ярусов смешанного леса: травянистый покров, кустарники, лиственные деревья, хвойные деревья. Кроме этого картинки с изображением различных животных: насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Силуэты животных раскладываются на скамейке обратной стороной. Дети поочередно берут по одному силуэту, называют животное и определяют его место в лесу. При этом ребенок должен объяснить свой выбор. За правильный ответ присуждается фишка. Если задание выполнено неверно, то фигурку-силуэт животного обратно выкладывают на стол, и действие повторяется с другим играющим.

Игру можно усложнить. На площадке или лужайке размещают четыре яруса леса так, чтобы они следовали друг за другом с небольшим промежутком. Потом всем играющим раздаются картинки с изображением животных. Учитель говорит, что животные потерялись и не могут найти свой дом. По сигналу дети бегут каждый в свой ярус, например, змеи - в травянистый покров и т.д. Побеждает тот, кто быстрее заселился.

Светлана БАРАБАНОВА, учитель начальных классов московской школы №1981