Обучение ориентированию

Во всех программах туристско-краеведческого профиля отведены учебные часы для теоретических и практических занятий по изучению понятий «карта», «масштаб», отличий плана от карты. Юные туристы познают классификацию и номенклатуру карт, условные топографические обозначения. На основе сформированного умения «читать» карту происходит изучение по ней местности, формируются умения различными способами определять расстояния и высоты на местности.

Космические снимки земной поверхности нужны как образец нового «видения», представления о возможностях изображения участка местности отличными от привычных средствами, являются великолепной вспомогательной иллюстративной основой, так как на них представленный рельеф выглядит естественно. Для проведения сравнения уместно применять «накладывание» компьютерного изображения на топографическую карту или нанесение топографических объектов на космический снимок.

Можно более эффективно обучать туристов видеть особенности ориентирования по мелкомасштабным и устаревшим картам, изучать топографические объекты, отражающие виды антропогенного воздействия на природный комплекс (вырубки, сельскохозяйственные угодья, места добычи полезных ископаемых, постройки, дорожную сеть, коммуникации). Кроме того, с помощью космических снимков можно обучать особенностям ориентирования в горных условиях.

Обучение метеорологическим наблюдениям

Знание признаков изменения погоды и умение ее предсказывать необходимо для принятия тактических решений при построении маршрута. Кроме того, необходимость регулярного измерения температуры, направления и силы ветра, характера облачности и осадков, фиксация особых атмосферных явлений - ежедневный кропотливый труд, который приучает участников похода к собранности и ответственности.

По предложенным космическим снимкам ребята в ходе практических занятий могут учиться определять основные климатообразующие факторы, отслеживать направления преобладающих ветров, находить и определять формы облаков.

Изучение района предстоящего многодневного путешествия или туристского лагеря

Традиционна практика, когда полученные в течение учебного года знания юные туристы-краеведы закрепляют, отправляясь летом в многодневное путешествие. В программе дополнительного образования туристско-краеведческого профиля около 10 процентов учебного времени отводится на подготовку такого путешествия, в частности, изучение района предстоящего похода.

Прежде всего юных туристов знакомят с географической характеристикой района путешествия. Анализируя космические снимки высокого пространственного разрешения (6-30 м на точку), можно дать представления об особенностях рельефа, природной зональности местности, особенностях гидрографической сети, влиянии деятельности людей на природу.

Расширит представление о географической характеристике района похода практическая работа по сравнению космического снимка местности с топографической картой, равной ему по масштабу. На основе такого сравнения можно существенно дополнить информацию, которая содержится в топографической карте.

С помощью космических снимков можно обучать навыкам определения перевалов через водоразделы и прокладыванию различных по сложности (качеству и разнообразию естественных препятствий) туристских маршрутов в одном природном районе. Эти навыки необходимы для развития тактического мышления участников предстоящего путешествия.

Проведение экологического мониторинга во время турпоходов

Проложив туристские маршруты по ближайшему к школе лесу или парку можно отслеживать сезонные изменения, которые происходят в природе, выявлять и наблюдать факты воздействия человека на окружающую его среду. Участие юных туристов в учебно-исследовательской работе экологической направленности может позволить им увидеть привычные явления с необычной стороны.

Анализ состояния природы региона в туристских походах может проходить на основании космических снимков. Могут отслеживаться состояние леса (лесообразующие породы, сведение лесов, пожары и потенциальные очаги возгорания), загрязнение воздуха и водоемов промышленными выбросами, рекреационная нагрузка (тропиночная сеть, замусоренность территории). Отдельные учебно-исследовательские работы, проведенные во время туристских прогулок и походов, можно группировать в комплексный мониторинг состояния окружающей среды региона, который при грамотной организации может носить не только учебный, но и общественно полезный характер.

Сегодня к перспективным задачам можно отнести:

1. Издание и реализацию через структуру территориальных туристских организаций (федерации спортивного туризма и ориентирования, туристско-спортивные союзы и клубы, центры и станции детско-юношеского туризма, краеведения и экскурсий) отдельных разномасштабных карт и атласов на наиболее популярные туристские районы, отдельные горные массивы в печатном виде и на электронных носителях.

2. Создание и поддержка сайтов с актуальной, быстроменяющейся информацией (космические снимки, комментарии специалистов) о популярных туристских районах и маршрутах.

3. Предоставление организациями, распространяющими космические снимки местности, информации об интересующем туристском районе (маршруте) по индивидуальным заказам физических лиц и туристских организаций на коммерческой и некоммерческой основе.

Юлия КОЗЛОВА, мастер спорта, спортивно-туристский клуб «Лидер», Москва