2. Образовательные задачи:

- познакомить с утраченными пасхальными традициями русского народа, отраженными в народном календаре, с произведениями русского фольклора и поморскими «качульными» песнями;

- обобщить знания по основным темам: «Мажор и минор», «Формы музыки», «Интонация», «Развитие музыки», «Музыка моего народа»;

- совершенствовать уровень исполнения русских народных песен, частушек, хороводов, игр и других жанров фольклора;

- закрепить умения и навыки игры на русских народных инструментах.

3. Развивающие задачи:

- формирование художественно-эстетического вкуса;

- развитие творческих способностей каждого ребенка;

- активизация творческой фантазии и воображения.

4. Здоровьесберегающие задачи:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- создание благоприятной эмоциональной атмосферы на празднике;

- доставить детям радость, удовольствие.

Оборудование:

- выставка детских рисунков «Пасхальное яйцо», пасхальных открыток;

- русские народные инструменты: балалайка, трещотки, ложки, треугольник, колокольчик, ксилофон, свирели, пищалки;

- аккордеон;

- детская качель;

- веточки березы с листочками;

- оформленный уголок русской избы: окно, стол со скатертью, самовар, крашеные пасхальные деревянные яйца, домашняя утварь.

Оформленная доска:

Пасха рондо

волочебники карбас

колокола трещинный

(промысел)

трезвон

Ход урока

Дети в русских народных костюмах поделены на 2 группы: девочки и мальчики. В руках - веточки березы. Каждая группа заходит со своей закличкой.

Девочки:

Ой, весна моя,

Ты весняночка!

Из-за темных лесов,

Из-за синих морей

Приходи!

Солнцем, светом озари!

Мальчики:

Жаворонки, перепелушки,

Птички ласточки!

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

Дети встают у расставленных полукругом стульев.

Учитель: У нас сегодня необычный урок. Вы, дети, зашли с закличками. Кого вы закликали? (Весну.) Какие народные праздники приносит с собой весна? (Вербное воскресенье, Егорьев день, Пасху.) Мы живем на Севере, весна от нас далеко. Давайте еще раз ее покличем!

Все дети идут по кругу в левую сторону с общей закличкой.

Дети:

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С доброй радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким (поднимают веточки),

С корнем глубоким (приседают с веточками),

С дождями сильными (идут в центр),

С хлебами обильными (расходятся в круг)!

Дети поднимают веточки березы, образуя «воротики».

«Звуки весеннего леса» ( аудиокассета для релаксации).

Входит в класс девочка - Весна, проходит через «воротики» несколько раз, останавливается в центре круга.

Дети:

Весна-красна,

Где бывала?

Весна:

В лесу зимовала,

Огород городила,

Капусту садила.

Дети: Весна-красна,

На чем пришла?

Весна:

На сохе, бороне,

На кривой кочерге,

На жердочке,

На бороздочке,

На ржаном колоску,

На пшеничном пирожку!

Дети:

Весна-красна,

Что нам принесла?

Весна:

Соху, борону

И кобылку ворону.

Солнца клочок

И соломки пучок!

Дети:

Весна-красна,

Что в подарок принесла?

Весна:

Светлый праздник -

Святу Пасху!

Дети ставят веточки березы в большую вазу, садятся на места.

Учитель: Прочитаем на доске: Пасха. Это слово образовалось от древнееврейского «песах». Праздник Пасхи - один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами... Православная церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение - день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, - огромное чудо!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес!

Христос воскрес!

(А.Майков)

Как у каждого большого церковного праздника, у Пасхи есть свои приметы - куличи, творожная пасха и крашеные пасхальные яйца. В старину накапливали по 100 - 200 яиц, окрашивали их в отваре луковой шелухи, натирали маслом, чтоб блестели. Посмотрите, какие красивые пасхальные яйца вы нарисовали!

В Светлое Христово Воскресение верующие радостно приветствуют друг друга словами: « Христос воскресе!» - и ответным: «Воистину воскресе!»

На Пасху повсюду разрешалось всем желающим, особенно детям, звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный - его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека. А недавно ученые установили, что музыка колоколов убивает микробы.

Давайте и мы с вами послушаем прекрасную музыку звона колоколов.

Пасхальный перезвон (аудиокассета).

Учитель: Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона? (Радостное, приподнятое, праздничное, торжественное.)

От чего зависит высота тона колокола? (От металла, из которого отлит колокол.)

Почему мы говорим: «серебряный» звон, «малиновый» звон?

Исстари подмечено, что звук имеет цвет. «Малиновый» звон колокола ассоциируется с яркой малиновой рубахой, с праздником, с радостью.

К числу оригинальных пасхальных обычаев русского народа относится хождение волочебников. Прочитаем на доске: волочебники. Слово это означает «поющие под окнами». В русских деревнях на Пасху совершался обход дворов, напоминающий святочное колядование. Волочебники славили хозяев, поздравляли их с Пасхой, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Им выносили яйца, сало, молоко, пироги, деньги. Послушаем волочебников.

1-й мальчик (встает):

Ну-те, братцы-товарищи!

Собирайтесь до кучечки!

Пройдемте в тое село,

Поздравим их с праздником,

С Христовым днем,

С красным яйцом!

2-й мальчик:

Не гуси летят, не лебеди -

Христос воскрес на весь свет!

Идут-бредут волочебники,

Волочебники-полуночники!

«Челом здоров, хозяинушка!

Чи спишь - лежишь аль спочиваешь?»

3-й мальчик:

Нам по чарке поднесешь,

Свое счастье сбережешь!

Не жалей, не береги,

По яичку одели!

Да пожалуй-ко яичко

Еще красненькое,

Что на красном блюде

И при добрых людях!

Учитель: Ребята, как вы думаете, от какого русского слова образовано слово «волочебники»? («Волочить», волочить ноги.)

Давайте исполним старинную песню волочебников.

Русская народная песня «Далалынь! По яиченьку!» (Дети поют стоя.)

Учитель: Какой характер этой русской народной песни? (Напевный, торжественный, протяжный.)

Что свойственно этой русской народной песне? (Своеобразный припев: «Христос воскрес, Сыне Божий!», радостное пасхальное настроение.)

У крестьян существовало много примет и поверий, связанных с Пасхой. Знаете ли вы пасхальные приметы?

Дети:

«В нашей деревне пастухи верят, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину».

«А у нас на Пасху деды расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове».

« А у нас девушки на Пасху желают: «Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!»

«Ежели на Пасху девица ушибет локоть, значит, ее вспомнил милый».

«А у нас считается, что ежели девица встанет на топор в Пасху, будет она крепкой и ладной!»

«А у нас веселые хороводы водят!»

Русская народная песня «На горе-то калина» (круговой хоровод).

Учитель: С каким настроением вы водили этот хоровод? (С веселым, радостным, светлым, озорным.)

В каком ладу звучит этот хоровод: в мажоре или миноре? (В мажоре.)

Дети, вы обратили внимание, что весну мы закликали - ходили по кругу, хоровод водили - тоже по кругу. Почему?

(Круг - символ солнца, он был для крестьянина магическим средством, способным ускорить пробуждение природы и рост растений, увеличить приплод скота.)

Пасха - время первого весеннего гулянья на вольном воздухе: молодежь затевала игры на лужайках, на лесных полянах.

Учитель: В традициях русского народа были музыкальные игры, игры-пляски, веселые и задорные, под гармошку. Давайте поиграем. Будем передавать с поклоном платочек на сильную долю такта. У кого останется платочек, когда музыка остановится, тому нужно будет сплясать «Русского». А мы похлопаем.

Игра-пляска «Передача платочка», русские народные мелодии.

(Передача платочка - одна и та же плавная мелодия, пляска - различные плясовые мелодии.)

Дети садятся.

Учитель: Настроение в игре-пляске было все время одинаковым? (Нет, оно менялось.)

Какая форма музыки в этой русской народной игре? (Рондо.)

Посмотрите на доску, вспомним: рондо. Рефрен здесь - передача платочка, эпизоды - ваши танцевальные импровизации.

Какая музыкальная интонация основная? (Задорная, веселая, радостная.)

Учитель: В Пасху повсюду звучала музыка. Играли на разных русских народных инструментах. А какие знаете вы? (Балалайка, трещотка, деревянные ложки, треугольник, ксилофон, свирель, гусли, пищалки.)

Давайте закончим наш урок-концерт веселой русской народной песней «Пойду ль я!».

Исполняется с ксилофоном.

Елена ЛОБАНОВА, учитель МОУ СОШ №14 города Мончегорска Мурманской области, лауреат конкурса «Сто друзей»