Чага по ногате

Оборудование: учебник литературы, справочник по литературе, книга «800 лет «Слову о полку Игореве», книга Александра Ковешникова «Новое прочтение «Слова о полку Игореве», словарь Сергея Ожегова, репродукции икон Богородицы, фотография церкви Покрова на Нерли, схема генеалогического древа Рюриковичей.

1. «Толковый словарь». Определить значение слов: брань, рать, воевода, дерзость, дружина, жребий, идол, крамола, междоусобие, поганый, полонить, порицать, престол, распря, усобица.

2. Слово учителя. Рассказ об эпохе: язычество, христианство, междоусобица, набеги кочевников, половцы-саки, множество племен и родов, населяющих Русь, богатые княжества.

3. Индивидуальное задание «Исторический срез».

4. Беседа по тексту учебника «Слово о полку Игореве» и культура Древней Руси» (проверка конспекта):

В чем видели ценность человека в Древней Руси?

Какие произведения архитектурного искусства отражают это видение?

Как отражается история Руси в произведениях древнерусской живописи?

5. Беседа по произведениям искусства:

5.1. Репродукции икон Богородицы.

5.2. Фотографии церквей, храмов.

6. Вывод об эпохе (история, культура).

7. Домашнее задание. Учебник - «Историческая основа «Слова», чтение «Слова», индивидуальное задание «История обретения «Слова», «Мифология зачина».

«Толковый словарь»: авторитет, богатырь, доблесть, нашествие, осуждать, призыв, роковой, раскаяние, скорбь, рокотать, скорбная повесть, вещий Боян (вещие струны), ратный дух.

Урок №2. Тема «Мифология в «Слове». Анализ зачина и первой части»

Цели: знакомство с исторической основой «Слова», разными переводами, определение связи «Слова» с русским фольклором, погружение в ритм старославянского перевода, попытка почувствовать время, эпоху.

Оборудование: учебник литературы, справочник по литературе, книга «800 лет «Слову о полку Игореве», книга Александра Ковешникова «Новое прочтение «Слова о полку Игореве», словарь Сергея Ожегова, раздаточный материал.

1. «Толковый словарь» - комментарий к словам: авторитет, богатырь, доблесть, нашествие, осуждать, призыв, роковой, раскаяние, скорбь, рокотать, скорбная повесть, вещий Боян (вещие струны), ратный дух.

2. Слово учителя (знакомство с текстом, выявление особенностей композиции, анализ лексики, погружение в поэтику, ритм произведения).

3. Фронтальный опрос по тексту учебника «Историческая основа «Слова», выяснение, что запомнили из предыдущего индивидуального задания «Исторический срез».

4. Работа с раздаточным материалом (древнерусский текст, перевод В.Жуковского, перевод Н.Заболоцкого):

4.1. Выразительное чтение, читают учитель и ученики.

4.2. Погружение в ритм произведения (степень сохранения ритма в разных переводах).

4.3. Анализ лексики. (Слово «рокотали» сохранено во всех переводах, определяем его эмоциональную насыщенность; «растекался мысью (мыслью) по древу...» - где точное, а где поэтическое определение?)

5. Индивидуальное задание «Мифология в «Слове»: зачин, 1-я часть».

6. Выразительное чтение 1-й части «Слова» (перевод В.Жуковского):

6.1. Анализ лексики, приметы фольклора.

6.2. Характеристика Игоря: самохарактеристика, характеристика автора, Всеволода.

6.3. Вывод.

7. Домашнее задание: Учебник «Чтение «Слова». Индивидуальное задание «Мифология в «Слове»: Поход замечен. Последствия похода». Выразительное чтение 2-й части.

«Толковый словарь»: Буй-тур, Дева Обида, Великий князь (Князь Отец), рек, шелом, чет-нечет, червленый, хоругвь, Див, Древо, Птиц, Куряне, Плач, Шеломянь, тьма заступила.

Урок №3.

Тема Поход замечен. Бой. Последствия боя». Анализ второй части»

Цели: погружение в содержание «Слова», выявление лексических и поэтических особенностей передачи отношения автора к событиям и их героям, использование фольклора в тексте произведения, отражение исторических событий в музыке, живописи.

Оборудование: учебник литературы, справочник по литературе, книга «800 лет «Слову о полку Игореве», книга Александра Ковешникова «Новое прочтение «Слова о полку Игореве», словарь Сергея Ожегова, текст «Слова», аудиозапись фрагмента оперы Александра Бородина «Князь Игорь», репродукция картины Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами».

1. «Толковый словарь» - выяснение значений слов: Буй-тур, Дева Обида, Великий князь (Князь Отец), рек, шелом, чет-нечет, червленый, хоругвь, Див, Древо, Птиц, Куряне, Плач, Шеломянь, тьма заступила и других (по тексту).

2. Беседа по тексту из учебника.

3. Пересказ содержания 1-й части:

3.1. Характеристика Игоря в 1-й части (автор, самохарактеристика, Всеволод).

4. Индивидуальное задание «Мифология во 2-й части «Слова».

5. Выразительное чтение 2-й части:

5.1. «Поход замечен» - анализ лексики, создающей тревожную атмосферу.

5.2. «Битва» - анализ лексики, создающей перемену ритма.

5.3. Прослушивание фрагмента увертюры к опере Александра Бородина, комментарий к музыке (медь - половцы, деревянные инструменты - русские. Темп темы половцев, темы русских).

5.4. «Последствия битвы» - ритм, лексика печали, отношение автора.

6. Вывод. Обращение к картине Виктора Васнецова.

7. Домашнее задание: учебник «Политический и поэтический смысл «Слова».

«Толковый словарь»: Тропа Трояна, оборотничество, мутный сон, ввергнулся Див, метафора, гипербола, эпитет, этос, нашла хула на хвалу, чага по ногате, а кощей по резане, затворил вороты, изронить душу.

Выразительное чтение «Золотого слова» Святослава и «Клич Дона» (3-я часть).

Проиллюстрировать (по желанию) Бой, Игоря, Древо и др.

Урок №4.

Тема «Золотое слово» Святослава. Клич Дона. 3-я часть»

Цели: погружение в содержание «Слова», характеристика Святослава, выявление лексических и поэтических особенностей передачи отношения автора к событиям и их героям, использование фольклора в тексте произведения, отражение исторических событий в живописи.

Оборудование: учебник литературы, справочник по литературе, книга «800 лет «Слову о полку Игореве», книга Александра Ковешникова «Новое прочтение «Слова о полку Игореве», словарь Сергея Ожегова, текст «Слова», репродукция картины Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», иллюстрации к тексту (работы учеников).

1. «Толковый словарь» - выяснение значения слов: Тропа Трояна, оборотничество, мутный сон, ввергнулся Див, метафора, гипербола, эпитет, этос, нашла хула на хвалу, чага по ногате, а кощей по резане, затворил вороты, изронить душу.

2. Беседа по тексту учебника:

2.1. Пересказ битвы, ее последствий.

2.2. Отношение автора к событиям.

2.3. Характеристика Игоря, Всеволода.

2.4. Впечатления от музыкального фрагмента, от картины Виктора Васнецова.

3. Индивидуальное задание «Приметы фольклора в «Слове».

4. Выразительное чтение «Золотого слова» Святослава:

4.1. Обращение. Этикет при обращении.

4.2. Эмоциональная лексика и изобразительные средства (сравнения, метафоры).

4.3. Сравнение переводов В.Жуковского и Н.Заболоцкого (у Заболоцкого более резкое осуждение).

5. Выразительное чтение учителем фрагмента «Слова» («Клич Дона») с комментированием по Александру Ковешникову «Спевы Тыя».

6. Вывод о близости к произведению устного народного творчества.

7. Домашнее задание: учебник, стр.58-64.

«Толковый словарь»: Лада, Каяла-река, зигзица, легковейные крылья, заточило тулы печалью, лелеешь (прилелей), стрелы хоралужные, трижды-светлое, пресветлое, колчан, тембр голоса, пафос.

Выразительное чтение «Плача Ярославны» в переводе В.Жуковского, наизусть - в переводе Н.Заболоцкого. Индивидуальные задания: «Приметы фольклора в Плаче», «Природа в «Слове».

Урок №5.

Тема «Плачи» в «Слове».

«Плач Ярославны»

Цели: погружение в содержание «Слова», характеристика жен, Ярославны, выявление лексических и поэтических особенностей передачи отношения автора к событиям и их героям, использование фольклора в тексте произведения, отражение исторических событий в живописи, музыке.

Оборудование: учебник литературы, справочник по литературе, книга «800 лет «Слову о полку Игореве», книга Александра Ковешникова «Новое прочтение «Слова о полку Игореве», словарь Сергея Ожегова, текст «Слова», репродукция картины Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», иллюстрации Владимира Фаворского к «Слову», иллюстрации к тексту (работы учеников), фрагмент «Плач Ярославны» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь».

1. «Толковый словарь» - комментарий к словам: Лада, Каяла-река, зигзица, легковейные крылья, заточило тулы печалью, лелеешь (прилелей), стрелы хоралужные, трижды-светлое, пресветлое, колчан, тембр голоса, пафос.

2. Беседа по тексту учебника:

Краткий пересказ событий.

Содержание «Золотого слова» Святослава.

Пафос в части «Клич Дона».

Отношение автора к событиям.

3. Выявление особенностей жанра «плача» как фольклорного произведения. Обрядовое значение жанра. Содержание - просьба бескорыстная. Индивидуальное задание «Приметы фольклора в «Плаче».

3.1. Анализ «плача» жен дружины Олега (корысть в основе, поэтому не отозвались силы природы).

3.2. Выразительное чтение «Плача Ярославны» в переводе В.Жуковского.

3.3. Прослушивание музыкального фрагмента.

4. Выразительное чтение наизусть перевода Николая Заболоцкого.

5. Индивидуальное задание «Силы природы в «Слове».

6. Индивидуальное задание «Мифология в «Плаче Ярославны».

7. Закрепление знаний об особенностях жанра «плача». Анализ «Золотого слова» с точки зрения требований жанра.

8. Вывод о многократном использовании автором жанра «плача». Есть и отступления от жанра (Святослав обращается не к силам природы, не к Богам, а к людям, автор - к «братиям», к истории).

9. Домашнее задание. Атласы из учебника по географии за 8-й класс, материал «Киевская Русь в XI-XII веках (природа, население, природные явления, расположение княжеств)».

Выразительное чтение последней части «Побег. Путь в Киев».

Наталья СИНИЦЫНА, учитель русского языка и литературы томской СШ №52