Ольга ТАЛАНОВА, учитель информатики, Нижний Новгород:

- Если быть хорошим классным руководителем, то это занимает много времени. А мне нужно готовиться к урокам, вести кружок, да еще коллеги и завучи школы часто просят сделать что-нибудь на компьютере.

Людмила ЛАРИОНОВА, учитель русского языка и литературы, Санкт-Петербург:

- Классное руководство - это огромная ответственность, напряжение и конфликты с родителями. Нужно вести журнал, следить за посещаемостью, успеваемостью, организовывать внутриклассные мероприятия. И все это за 200 рублей в месяц. На мой взгляд, из предметника плохой классный руководитель: большая нагрузка, проверка тетрадей. Для выполнения подобной функции нужны освобожденные преподаватели. Хотя бы по одному на параллель.

Ольга ПОЛОРУСОВА, учитель русского языка, Самара:

- Покажите мне учителя, который стремился бы получить классное руководство. Оно очень обременительно, обязанностей много, а денег мало (несмотря на тысячу рублей, добавленную президентом). На самом деле немногие учителя могут быть хорошими классными руководителями. Но отказаться от классного руководства, к сожалению, почти невозможно.

Ирина ЧИСТОВА, учитель биологии, Екатеринбург:

- У меня тридцать часов нагрузки - иначе не выжить. Плюс по возможности репетиторствую. Учителю, ведущему по 6-8 уроков в день, вряд ли захочется общаться с детьми во внеурочное время, тем более что классы опять начали укрупнять (до 30 человек и более). Я не одна такая. Многим педагогам не до классного руководства. Одни учителя заняты выше крыши домашними заботами и делами, другие дают частные уроки за достойную плату. Третьи вынуждены уделять основное внимание приусадебному хозяйству, чтобы свести концы с концами.

Лариса РАДКЕВИЧ, учитель математики, Омск:

- Я не единственная, кто не хочет брать на себя классное руководство. Многие молодые педагоги отказываются от такой ноши. Плохо работать не хочется, а хорошо не получается. Завидую пожилым - у них хватает энтузиазма отдавать себя, не требуя ничего взамен. Слишком высокая ответственность ложится на классного руководителя: это психолог, социальный педагог, организатор досуга и инспектор по делам несовершеннолетних в одном лице. И мамка, и нянька за смешные деньги. Причем если за успех, может быть, и похвалят, то за недоработку точно ответишь по полной программе. Лучше уж взять дополнительную учебную нагрузку - и денег больше, и проблем меньше. Конечно, отношение к классному руководству со стороны государства несправедливое. Воспитать человека, по-моему, гораздо сложнее, чем его научить.

Александр ПЕРЕПЛЕТОВ, учитель технологии, Москва:

- Когда я сам учился в школе, мой классный руководитель был центром нашего школьного коллектива. Мы вместе ездили на экскурсии в Ленинград, по Пушкинским местам, в дома отдыха. Его шутки передавались из уст в уста. Он умел с нами веселиться и вложил в наши души те ценности, которым мы следуем по сей день. Даже сейчас, спустя двадцать лет после окончания школы, наш дружный класс собирается под его опекой. И сегодня мы поверяем ему свои сокровенные секреты, делимся с ним своими печалями и радостями.

Но выпустив нас, он больше не взял классного руководства, наверное, больше не захотел настолько отдаваться. Вот и я, уже больше десяти лет работая в школе, никак не соберусь взять на себя бремя ответственности. Прежде всего это невыгодно по материальным соображениям. У меня есть несколько частных учеников, и мне не хочется терять оплаченное время за простое «спасибо». Но все-таки основной сдерживающий фактор заключается в том, что я боюсь раскрыть себя для ребят настолько, чтобы впустить их в свое сердце. Как это делал всегда мой классный!