Логика производства

Комментарий «УГ»

Как узнать, сумели ли вы правильно выполнить задания?

Предлагаем два варианта:

1. Вы читаете следующие номера «Учительской газеты», в которых мы продолжим знакомство с открытыми образовательными технологиями, и узнаете правильные ответы.

2. Если вы не хотите ждать так долго, можно связаться с нашими авторами, написав письмо в редакцию или в МИОО, на кафедру открытых образовательных технологий. Можно отправить вопрос по электронной почте texnologia2004@mail.ru.

Категории когнитивных учебных целей(по Б.Блуму)

Уровни целей Обобщенные примеры Частные примеры
1. Знание
(точнее, заучивание и узнавание)

Запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до теорий и принципов.
Ученик
  • знает употребляемые термины;
  • знает конкретные факты;
  • знает методы и процедуры;
  • знает основные понятия;
  • знает правила и принципы.
  • Ученик
  • дословно воспроизводит определения из учебника;
  • верно отвечает на вопросы о названиях, датах, именах, фактах и т.п.;
  • правильно указывает ответ в тесте выбора;
  • подбирает правильные соответствия к терминам и определениям;
  • точно воспроизводит формулировку правила, принципа, теории.
  • 2. Понимание
    Преобразование материала из одной формы выражения в другую. Операции со смыслом: трансляция, конвертация, интерпретация и экстраполяция.
    Ученик
  • понимает факты, правила и принципы;
  • интерпретирует текст;
  • интерпретирует графические схемы;
  • взаимно преобразует текст и математические выражения;
  • прогнозирует результаты и последствия;
  • преобразует абстрактное в конкретное.
  • Ученик
  • пересказывает "своими словами" текст учебника;
  • конспектирует текст, может объяснить его содержание;
  • может прочесть таблицу, график, диаграмму и т.п.;
  • может объяснить формулу словами или записать текст в виде формулы;
  • описывает возможные последствия, вытекающие из данных;
  • иллюстрирует какой-либо принцип или концепцию с помощью примера.
  • 3. Применение
    Практическое умение использовать изученный материал в конкретных условиях.
    Ученик
  • применяет законы и теории в практических ситуациях;
  • демонстрирует правильное применение процедуры;
  • переносит изученные знания в новую ситуацию;
  • модифицирует изученные способы действий.
  • Ученик
  • умеет выполнять упражнения (решать задачи) по изученному материалу;
  • грамотно использует изученные процедуры и методы;
  • использует изученные понятия и принципы в новых ситуациях;
  • предлагает собственные варианты методик.
  • 4. Анализ
    Умение членить материал на его составляющие и классифицировать их.
    Ученик
  • вычленяет части целого;
  • осознает принципы организации целого;
  • оценивает значимость данных;
  • принимает логику организационных связей;
  • выделяет скрытые (неявные) предположения.
  • Ученик
  • делит текст на фрагменты в соответствии с его структурой;
  • устанавливает причинно-следственные связи;
  • ранжирует данные по важности;
  • видит разницу между фактами и следствиями;
  • замечает ошибки и упущения в рассуждениях.
  • 5. Синтез
    Умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.
    Ученик
  • творит;
  • интегрирует разнородные элементы;
  • владеет индукцией;
  • владеет дедукцией.
  • Ученик
  • создает оригинальные продукты (тексты, модели, идеи и т.п.);
  • использует знания из разных областей для решения какой-либо проблемы;
  • делает обобщающие выводы на основе знания конкретных данных;
  • прогнозирует конкретные события (факты) на основе абстрактных знаний.
  • 6. Оценивание
    Умение оценивать значение по ясно очерченным категориям.Предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим уровням.
    Ученик
  • развивает навыки обоснованной оценки;
  • выносит суждения (не мнения!);
  • осознает логику построения материала;
  • вырабатывает собственные критерии оценивания;
  • умеет применять внешние критерии оценивания.
  • Ученик
  • разрабатывает собственные системы оценивания;
  • выстраивает логическую конструкцию для обоснования суждения;
  • оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
  • оценивает значимость деятельности, исходя из внутренних критериев;
  • оценивает значимость деятельности, исходя из внешних критериев.
  • Занятие № 1

    Входное тестирование

    Выберите один из перечисленных вариантов или предложите собственный ответ на вопрос: «Можно ли сделать процесс образования технологичным?»

    а) да;

    б) нет;

    в) не знаю;

    г) не интересуюсь этим;

    д) другой вариант.

    Если вы ответили «да» - вам будет полезно познакомиться с этой рубрикой.

    Если вы ответили «нет» - вам, возможно, будет интересно познакомиться с этой рубрикой.

    Если вы ответили «не знаю» - вам нужно будет познакомиться с этой рубрикой.

    Если вы ответили «не интересуюсь этим» - просто попробуйте почитать, а вдруг вы ошиблись...

    Если же у вас есть собственный вариант ответа, вам надо просто стать автором «Учительской газеты».

    Традиции и запреты

    Попытки совместить педагогику с технологией предпринимались давно. Еще в начале прошлого века Антон Макаренко ставил проблемы разработки «педагогической техники». В 1933 году в «Педагогической поэме» он писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди... Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка». К сожалению, этот перспективный подход в нашей стране дальнейшего развития не получил.

    Первая деловая игра («Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы») была проведена в 1932 году в Ленинградском инженерно-экономическом институте и названа ее автором Марией Бирнштейн организационно-производственным испытанием. Однако история деловых игр в России, начавшись в 30-х годах, примерно тогда же была и прервана.

    Но после некоторого перерыва начался обратный процесс. В 50-х годах в Московском методологическом кружке, лидером которого был Георгий Щедровицкий, началась работа по возрождению деловых игр, и уже через поколение, в 70-80-е годы, деловые игры как метод активного обучения применялись очень широко и активно.

    Всеобщее мировое массовое увлечение педагогическими технологиями началось в середине прошлого века, технологический подход к построению обучения применили сначала в американской, а затем и в европейской школе. Примерно в это же время весь мир был захвачен идеями научно-технической революции: успехи были впечатляющими, казалось, что стоит сделать еще одно последнее усилие, и наука решит все проблемы человечества, а техника позволит эти решения осуществить. В школах появились телевизоры и магнитофоны, со временем к ним добавились компьютеры. Тогда и возникла точка зрения, что «педагогическая технология» - это методика применения технических средств обучения, у нее до сих пор есть сторонники. Еще под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение.

    В советской педагогике в 70-80-х годах над проблемами закономерностей процесса учения и структуры деятельности много и плодотворно работали выдающиеся ученые - Людмила Зорина, Володар Краевский, Исаак Лернер, Михаил Скаткин и др. В 1989 г. в издательстве «Педагогика» вышел сборник «Теоретические основы процесса обучения в советской школе», многие теоретические разработки которого были технологичны, например, «Дидактический цикл процесса обучения», разработанный Зориной.

    На Западе педагогическая мысль тоже не дремала. «Французская группа нового образования» (Groupe Francais d’Education Nouvelle), возникшая в 20-х годах ХХ века, но только с 1984 года окончательно признанная министерством образования Франции, разработала технологию «ATELIE», которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских. В России с ней впервые познакомились в 1990 году, на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге.

    В 90-х годах прошлого века учеными и преподавателями Хобарт и Вильям Смит колледжа и Университета штата Северная Айова (США), членами консорциума «За демократическое образование» Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлзом Темплом и Скоттом Уолтером была разработана технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), которая с 1996 года распространяется совместно Институтом «Открытое общество», Международной читательской ассоциацией и консорциумом «За демократическое образование» и прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году.

    Институтом «Открытое общество» на базе международной образовательной программы «Дебаты», основанной в 1993 году, распространяется технология «Дебаты». Она формирует навыки критического мышления, умение действовать в новых непредсказуемых ситуациях, отстаивать свою позицию, быть терпимым к другим точкам зрения.

    Выходное тестирование

    Мы кратко познакомили вас с открытыми образовательными технологиями. Возможно, некоторые факты и идеи, о которых шла речь, вам уже известны, кое-что оказалось новым, с чем-то вы не согласны.

    Чтобы понять, насколько хорошо вы теперь разбираетесь в этом вопросе, предлагаем вам несколько заданий для самопроверки с последующим объяснением результатов.

    Задания

    1) Что такое «педагогические технологии», «образовательные технологии», «технологии открытого образования»?

    2) Приведите несколько примеров для каждой категории.

    3) Выберите из предложенного списка технологии открытого образования:

    а) дебаты;

    б) дистантное обучение;

    в) информационные технологии;

    г) исследование;

    д) кейс-стади;

    е) коллективные способы обучения (КСО);

    ж) коррекционные технологии;

    з) мультимедиа-технологии;

    и) обучение в сотрудничестве;

    к) организационно-деятельностные игры;

    л) портфолио;

    м) проблемное обучение;

    н) программируемое обучение;

    о) развитие критического мышления через чтение и письмо;

    п) разноуровневое обучение;

    р) ролевые игры;

    с) творческие мастерские;

    т) телекоммуникационные технологии;

    у) теория решения изобретательских задач (ТРИЗ);

    ф) тьюторское сопровождение учебной деятельности;

    х) учебный проект.

    4) Почему вы выбрали именно их?

    5) Что объединяет выбранные вами технологии?

    6) Оцените перспективы применения этих технологий в школе.

    Объяснение результатов

    Благодарим вас за то, что вы решились выполнить наше задание.

    Шесть его вопросов были заданы согласно таксономии когнитивных целей, предложенной в 1956 году группой ученых Чикагского университета под руководством Б.Блума (см.таблицу на стр. 4). В приведенной таблице уровни пронумерованы и названы, дана их краткая характеристика, приведены примеры общих и частных формулировок педагогических целей.

    Каждый вопрос задания соответствует определенному уровню поставленных целей, и если вам удалось ответить на шестой вопрос, то, значит, вы достигли уровня оценивания.

    Как проверить правильность ответов? Это самое сложное...

    На первом уровне проверка довольно проста: формулировки можно найти прямо здесь, на страницах «Методической кухни» или в педагогической литературе. Именно потому, что проверка не представляет особых проблем, традиционно чаще всего проверяют именно знания первого уровня. А вот уже на втором уровне могут возникнуть затруднения, поскольку ваши примеры оригинальны и мы не можем их предугадать. Третий и все последующие уровни требуют более глубокого постижения изучаемого материала, а проверить правильность ответов может только эксперт.

    Елена ЗАЧЕСОВА, преподаватель и методист кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования