- а дистанционным образованием - будущее, - заявляет мне студентка Московского колледжа управления и новых технологий Ольга Крат, помощник руководителя процветающей фирмы, занимающейся сотовой связью. Еще в начале 80-х годов она закончила Московский инженерно-строительный институт, получила специальность гидротехника. Только вот после перестройки профессию пришлось поменять. Не нужны стали стране такие специалисты. В этом году Ольга Крат дистанционно заканчивает факультет «Государственное и муниципальное управление».

- Это реальное образование, именно то, что мне сейчас нужно в моей работе, - утверждает уверенная в себе бизнес-леди. - Вообще сейчас с высоты прожитых лет я убеждаюсь: сколько же ненужной информации впихивали в нас в то время в институтах! Хотя и признаю: вуз дал мне базу, общую эрудицию, научил поиску информации. Правда, не хватает управленческих навыков, знаний по менеджменту и экономике. Но терять еще пять лет, пусть даже и на заочном отделении, возможности нет, тем более что работаю я в частной фирме. А здесь, в Колледже управления и новых технологий, за год и десять месяцев (а при желании - и за полтора года) можно получить необходимые знания, причем за доступную цену. В основном мои сокурсники взрослые люди, хотя есть и вчерашние школьники. У всех семьи, работа, ни минуты свободного времени. При дистанционном обучении нет надобности отпрашиваться у начальства на месяц-полтора, как заочникам. Мне в году нужно только четыре полных дня для сдачи экзаменов, все остальное время для занятий и консультаций я выбираю сама. Учусь же в обеденный перерыв на работе, во время езды в метро, даже обед на кухне готовлю и в перерывах заглядываю в компьютер и рабочие тетради. А раньше все это время впустую уходило.

- У нас сознательные студенты, те, кто действительно хочет учиться. И если что-то не успевают сделать, то лишь по уважительным причинам: завал на работе или семейные проблемы, - рассказывает тьютор Анна Морозова.

Она - «многостаночница», ведет сразу несколько дисциплин и преподает не только у дистанционников, но и у очников.

- Знаете, - признается Анна Федоровна, - с дистанционниками работать сложнее, особенно с первокурсниками и с теми, кто сразу после школы, им постоянно нужны консультации. Они часто звонят мне домой, приходят в колледж. Кстати, у нас раз в месяц обязательные консультации. А раз в квартал - тьюториал, когда во время групповых занятий студенты могут пообщаться с преподавателем. Тогда же проходят деловые игры, где можно показать себя и свои знания, так что не думайте, что мы не общаемся со своими студентами.

Оказалось, на всю страну таких тьюторов как Анна Федоровна, специалистов по государственному управлению, только 7. Анна Федоровна постоянно совершенствует свой уровень, проходя ежегодные курсы в Центре интенсивных технологий образования.

- За год наши студенты выполняют комплексные аттестационные, лабораторные и практические работы, пишут рефераты. Кроме видео- и аудиокассет мы снабжаем их электронными и бумажными материалами, дискетами, а также рабочими тетрадями, в которых кратко излагается вся необходимая информация. Каждый семестр они сдают экзамен, в конце всего курса обучения - государственный междисциплинарный экзамен, кроме того, за эти год и десять месяцев каждый студент пишет курсовую работу и проходит две практики. У многих есть возможность попрактиковаться в дезах или префектурах. Есть у нас, к примеру, студентка Ольга Блохина, работающая в администрации города Подольска, ей даже оплачивают учебу, будучи заинтересованными в повышении ее образовательного уровня.

- Специальность «Государственное и муниципальное управление» мы первой перевели на дистанционное обучение, ведь именно этих специалистов сегодня больше всего не хватает, - рассказывает Марина Шамина, заместитель директора колледжа по учебно-методической работе. - А инициатором нашего участия в эксперименте стала директор колледжа Анна Негинская. Первый выпуск у нас уже был, 18 человек получили дипломы, сейчас дистанционно учим еще и выбравших экономику, бухучет и контроль. Всего в колледже по дистанционным технологиям обучаются 45 студентов.

- Причем есть даже иностранцы, студенты из Германии и Вьетнама. Одна из наших самых больших проблем, - жалуется Марина Анатольевна, - нехватка учебников, пособий, так что сейчас, к примеру, мы сами пишем свой электронный учебник «Основы теории экономических учений», причем там будет и теоретическая, и практическая части.

Меня поразила история, рассказанная на прощание Анной Федоровной и Мариной Анатольевной. Оказывается, сейчас на втором курсе у них учится молодой человек, который за последний год получил третье повышение на службе, с таким окладом, что даже не решился назвать его своим учителям, сославшись на коммерческую тайну.

- Знаете, я даже не думал, что знания могут быть настолько бесценными, - сказал он своим наставникам с благодарностью. - До этого ведь я учился в двух вузах. Да не закончил ни одного - все искал свой путь... И только сейчас здесь понял - вот они, те знания, которые помогут мне стать в жизни успешным.