Абсолютно закономерно, что в понятие будущего многие сейчас вкладывают как основу тот образовательный потенциал, который получен человеком. Заложен базовый фундамент, дан старт развитию, значит, будущее действительно будет зависеть от тебя. Финальная часть «вложений» принадлежит, конечно, системе высшего образования. Как известно, за последние годы она претерпевает определенные изменения. Не все новации бесспорны, и по-прежнему самой главной проблемой остается проблема обеспечения качества образования. К примеру, порядка десяти лет в СПбГУП проходят научно-практические конференции, посвященные этой теме, и тем не менее, по словам ректора университета Александра Сергеевича Запесоцкого, при существующем многообразии подходов к качеству ни один из них в полной мере не представляется на сегодня удовлетворительным. Но поскольку каждый из нас в той или иной степени представляет собой результат качественности или некачественности образования, то без критериальной системы не обойтись. Собственно проблема обеспечения качества высшего гуманитарного образования явилась основной на выездном заседании президиума Российской академии образования, прошедшем в стенах университета в середине декабря 2005 года. Вот уже пятнадцать лет СПбГУП работает как площадка по реализации научного и социально-педагогического эксперимента по разработке и внедрению в практику модели университетского гуманитарного образования, перспективной для России в ХХI веке, чем и объясняется живой интерес РАО к ходу и результатам этой работы. А результаты впечатляющие. Например, за время экспериментальной деятельности университет прошел путь от среднего отраслевого вуза до одного из ведущих университетов страны. Что касается «формальных» параметров, которыми руководствуется Министерство образования и науки РФ при оценке деятельности вузов как образовательных институтов, то СПбГУП находится на уровне 5-10% лучших классических университетов России. Впрочем, по мнению Александра Запесоцкого, число докторов наук, аспирантов, количество монографий и терминалов, подключенных к интернету, - это далеко не исчерпывающие критерии при оценке деятельности вуза. СПбГУП - приверженец разнообразия подходов и оцениваемых параметров в этом вопросе. Скажем, по количеству безработных выпускников, пришедших на биржу труда, университет занимает 37-е место среди петербургских вузов, а по самой распространенной в вузах Петербурга специальности «Экономика и управление на предприятии» СПбГУП в прошлом году не дал ни одного безработного. Показательны также результаты социологического исследования уровня удовлетворенности работодателями качества подготовки специалистов СПбГУП: более 80% работодателей не имели претензий к университету по качеству подготовки выпускников вообще. Еще одна важная характеристика работы университета: карьерный рост выпускников. Средняя зарплата большинства из них сразу по окончании вуза составляет примерно 500-800 долларов в месяц, и это, по масштабам Петербурга, высокий уровень. Причем речь идет не о специальностях менеджмента или юриспруденции, а о выпускниках факультета культуры.

Не случайно данные показатели рассматривались на заседании столь подробно. Из них как из многих составляющих складывается общая оценка университета. Здесь разработана и внедрена в практику культуроцентристская модель образования, где обучение и воспитание взаимослиты, взаимосвязаны. От двух этих постулатов концентрическими кругами расходится университетская жизнь. Ученые из РАО отметили, что к настоящему времени СПбГУП получил международное признание как крупный российский научный центр по исследованию проблем высшего гуманитарного образования, культуры, интеллигенции, применения информационных технологий в искусстве.

Говоря о культуроцентристской модели, разработанной в университете, Александр Запесоцкий сказал:

- Сутью этой модели является опора на достижения отечественной и мировой культуры в постановке всего учебно-воспитательного процесса. Эта концепция представляет собой результат стремления университета выработать воспитательную модель после краха той, что существовала в советское время. Цель воспитания - понятие системообразующее, и мы в свое время были вынуждены сами определять представления о целях воспитания, о том, каких перемен должны достичь в деятельности студентов. Таким образом, сформировался комплекс представлений о выпускнике университета как о российском интеллигенте, но с существенными коррективами по сравнению с предшествующими эпохами. Безусловно, в России формируется новый тип культуры, и ему, видимо, должна соответствовать новая система образования. Мы видим будущее страны как будущее с рыночной экономикой постиндустриального типа, значительной ролью государства, с административным регулированием и сильной социальной политикой. Мы готовим студентов для жизни в России будущего.

В то же время «будущее начинается сегодня», и общий итог встречи руководство РАО подвело постановлением, в котором говорилось: «признать модель СПбГУП весьма эффективной и перспективной в плане обеспечения качества высшего гуманитарного образования». Кроме того, президиум РАО пришел к выводу, что опыт университета заслуживает пристального внимания государственных органов управления образованием и общественности, а также изучения, обсуждения и распространения в российской системе высшего образования. Об этом будут направлены соответствующие предложения в Общественную палату при Президенте РФ, в Госдуму, Совет Федерации, Министерство образования и науки РФ, Российский союз ректоров. По мнению академиков, комплекс научных работ, положенных в основу деятельности СПбГУП, должен быть выдвинут на соискание Премии Правительства РФ в области образования, а СПбГУП и Международный лицей при СПбГУП заслуживают статуса экспериментальных площадок РАО.

Таким образом, пятнадцать лет деятельности университета по разработке модели вуза будущего оказались высоко оцененными. Остается надеяться, что при всем консерватизме системы образования как таковой опыт создания эффективной университетской модели будет востребован.

Санкт-Петербург