То, что я увидела, просто превзошло все ожидания. Пробыв в штате Индиана (в глубине Америки, в провинции) десять дней, сделала открытие, которое изменило мое отношение и к Америке, и к американской системе образования и воспитания. Первое, хочу возразить известному сатирику М.Задорнову: американцы - «не тупые и не толстые», это люди, которые живут по законам своей страны, не ломая себе голову, как их обойти. Второе, США - действительно великая держава, как и Россия, которые сильны своими людьми. Однако у американцев есть преимущество перед нами - у них есть уверенность в завтрашнем дне.

Америка очень устойчиво стоит на 3 китах: демократия, патриотизм и законопослушность. Демократия воспринимается не как вседозволенность, а как способ совместной жизни и работы, способ сотрудничества между гражданами, а не свободы от обязательств и ответственности. При этом американцы не так часто говорят о демократии, они просто в ней живут.

На уроке в школе Харрисон я задала учащимся вопрос: какие признаки государства они знают? Одним из первых был назван признак: представительская, избираемая народом власть.

Свобода в выборах предметных курсов, внутри самих курсов - в выполнении задания, в отношениях с преподавателем, если хочешь, то можешь стать помощником, на ланче - несколько видов обедов, при этом хороший ассортимент представленных блюд, даже в выборе расы младенца в классе «Семейной жизни». При этом, делая свой выбор, учащиеся взваливают на свои плечи груз ответственности, причем легко и непринужденно. Например, помощник преподавателя зачастую приходит в школу раньше самого преподавателя, чтобы подготовить все необходимое к уроку.

Важным вопросом является воспитание патриотизма, которое не противоречит демократии, а способствует ее развитию. Патриотизм в США не просто слепая любовь к своей стране, а желание и умение сделать страну лучше. И я думаю, что американский патриотизм закладывается в семье, в отношениях родителей между собой и в отношениях к своим детям. Будь то концерт, соревнования, тренировка - родители стараются быть вместе со своими детьми. Особенно бросается в глаза роль отцов. Вспоминая наши родительские собрания, лица измученных жизнью и работой женщин, я задала вопрос учителю школы Макатчен Брюсу: «Почему ты не ходишь на ланч?». Его ответ меня поразил: «Я стараюсь эти 30 минут использовать для работы, чтоб не брать ее домой и чтобы как можно больше времени проводить с семьей».

Любовь к Родине начинается не с любви к абстрактному образу, а с любви к своей семье, дому. При этом произносится клятва американскому флагу как символу государства, с которой начинается каждый день в школе, спортивное соревнование и любое мероприятие, где мы присутствовали. Даже банкет «Учитель года» выглядит естественно, не вызывает иронии, а может быть, неподдельное чувство зависти, почему же символы нашего государства не вызывают у нас такого уважения и трепетного отношения, а ведь наши ученики знают гораздо больше теорем, формул, дат, терминов и понятий. При этом мы чувствовали уважительное отношение к нам как представителям другого государства, другой культуры. Я думаю, что и в этом проявляется патриотизм.

Законопослушность жителей Лафайета просто заслуживает уважения, и это просматривается буквально во всем: в отсутствии мусора на улицах, в ухоженных лужайках и домах. Особенно поражают водители (очень вежливые), которые соблюдают правила движения не потому, что боятся полицейского, а потому, что есть правила, законы, а это значит, что их надо выполнять.

Татьяна ВЕРЕЩАГИНА, учитель истории и граждановедения, Киров