В последнее время гражданскому воспитанию учащихся уделяется много внимания. И это не случайно. Ведь сегодня стране особенно нужны люди высокой гражданской ответственности. Кстати, этому должно служить и местное самоуправление: население должно не только указывать власти на проблемы и недостатки, но и вместе их решать. Однако такая гражданская позиция воспитывается если не с пеленок, то со школьной скамьи точно.

Для того чтобы помочь школьникам стать активными гражданами своей страны, нужно вовлечь их в различные сферы социальных и общественных отношений, используя в том числе и социальное проектирование. Проектной деятельностью наши ребята занимаются давно и активно и даже зарабатывают на этом деньги. Но проекты, как правило, разрабатывают педагоги - в пользу детей. Социальное проектирование - это когда дети делают сами что-то на благо общества. Причем они не только выявляют проблему самостоятельно или с участием взрослых, но и ищут пути ее решения, взаимодействуя при этом с различными структурами, в том числе и властными.

В области уже имеется опыт реализации Всероссийской акции «Я - гражданин России». В нашем районе на этом пути пока делаются первые шаги. К примеру, серьезно занимаются социальным проектированием в Новомариинской школе. Ребята вместе с педагогами пытаются наладить в своем селе досуг молодежи, найти пути решения проблемы сохранности школьного и общественного имущества. Этому был посвящен социальный проект «Мое и наше».

Во время очередного семинара педагоги попытались определить, какие общественные проблемы дети могли бы счесть важными. К примеру, Р.Карельсон и Т.Попова из Ежинской школы озаботились состоянием успенских ребятишек, которым приходится ждать автобус, чтобы поехать на занятия в Ежи. И в снег, и в дождь, и в слякоть стоят они на автомобильной трассе. Протяженность Успенки - больше четырех километров, а автобусная остановка всего одна. Идея оборудовать две дополнительные остановки и легла в основу проекта.

Учитель истории Первомайской школы Ю.А. Мартыненко поднял такую проблему: «У нас в районе почти во всех селах есть памятники и обелиски погибшим в годы войны. Но нет места, где можно бы почтить память репрессированных, а таких в районе проживало немало. Это может быть камень скорби в окружении деревьев».

Социальный педагог детского дома Т.Митягина видит задачу в организации радиоузла, Ж.Гоголинская из Сергеева задумалась над тем, как сделать комфортным пребывание в школе детей, которые приезжают из других деревень на занятия за час до их начала и уезжают на час позже окончания. А всего приезжают в эту школу ни мало ни много - 90 детей.

Поддержат ли школьники эти идеи педагогов или предложат свои? Сумеют ли они отстоять свою гражданскую позицию?

В. НАХТИГАЛОВА, Первомайский район, Томская область