Ход урока

Учитель просит учеников рассказать об основных видах форм государственного правления, объяснить, чем отличаются эти формы правления, ответить на вопрос: как вы думаете, какая из этих форм правления наиболее демократичная? И почему? Все ответы фиксируются на доске.

Затем ребята должны объяснить, что такое демократия.

Ответы их тоже записываются на доске.

Предлагается новое определение понятия «демократия».

Учитель должен объяснить, что в настоящее время оно используется в нескольких значениях. Во-первых, в своем первоначальном смысле означает форму правления, при которой право принятия политических решений осуществляется всеми без исключения гражданами, то есть прямо в соответствии с действующими правилами правления большинства. Эта форма известна как прямая демократия. Во-вторых, такая форма политического режима, при которой граждане осуществляют свое право не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними, то есть представительная демократия. В-третьих, форма политического режима, где власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и т.д. Это либеральная или конституционная демократия. В-четвертых, понятие «демократический» часто используется для характеристики политической или социальной систем, которые независимо от того, являются ли они действительно демократическими или нет, ставят своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия.

Дети исследуют современную модель демократии на основе полученных в начале урока знаний и уже существующих представлений учеников о демократии.

Класс делится на несколько групп по 4-5 человек, которые получают карточки, где представлены помимо основных элементов демократии элементы других форм политического режима:

господство определенной личности (старейшины, вождя, монарха, диктатора) или группы людей (клана, касты, элиты);

гражданские и политические права предоставляются самому широкому кругу людей;

отсутствие реального разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную;

свободные, всеобщие выборы;

присутствует конечный идеал общественного устройства, все без исключения ресурсы общества направлены на достижение этой универсальной цели («Третьего рейха», «Царства Христова», «коммунизма»);

право баллотироваться на любую государственную должность;

гласность;

ограничение политических свобод и прав граждан;

конституция носит декларативный характер;

право на оппозицию;

государство тотально доминирует над обществом;

контроль над правительственными решениями;

индивидуальные интересы полностью подчинены общественным;

право критиковать правительство, режим, идеологию, которая в данный момент является господствующей;

наличие одной господствующей политической партии;

право на автономную, независимую информацию;

всеохватывающий контроль над всеми сферами общественной жизни и государства;

ведущий девиз: «Кто не с нами, тот против нас», «Если враг не сдается, то его уничтожают»;

система опирается прежде всего на авторитет религии;

право граждан создавать ассоциации, партии, группы по интересам;

система сдержек и противовесов;

принцип подчинения меньшинства большинству;

приоритет общества над государством;

почти неограниченный политический плюрализм.

Когда дети распределят карточки и выделят, по их мнению, элементы демократии, учитель предлагает детям сравнить в группах полученные результаты и обсудить их на примерах современной российской действительности.

Проблемы демократии являются наиболее актуальными для современного общества вообще, для России в частности по целому ряду причин.

Во-первых, исторический опыт показал, что страны с демократическими режимами, как правило, добиваются больших экономических успехов, чем страны с режимами авторитарными. Это связано с тем, что именно демократия создает наилучшие условия для проявления инициативы, без которой невозможно эффективное производство.

Во-вторых, правительства стран с демократическими режимами обычно совершают меньше ошибок в управлении, не говоря уже о злоупотреблениях властью и преступлениях против личности. Другими словами, демократия - это своеобразный защитный механизм общества от узурпации власти. Не зря говорят: власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Демократия не всегда способна выполнить эту защитную функцию. В условиях кризисов дают сбои и демократические механизмы, однако это все же исключения из правила.

В-третьих, для современного человека демократия все более становится самостоятельной ценностью. Люди не хотят быть колесиками и винтиками какой бы то ни было, пусть даже хорошо отлаженной, системы, предпочитают сами решать свои проблемы хотя бы и ценой ошибок.

В-четвертых, в России проблема демократии стоит особенно остро, поскольку страна переживает начало длительного и сложного периода формирования демократических форм правления, периода, который обычно сопровождается попытками установления авторитарных режимов.

В заключение ребята узнают основные теории демократии.

Среди всех многочисленных концепций демократии, выработанных политической наукой и практикой, особо выделим две, наиболее актуальные для современной России: плебисцитарную теорию демократии и марксистскую концепцию, которые рассмотрим в свете исторического опыта.

1. Марксистская концепция демократии и современность. В настоящее время в России одной из наиболее дискуссионных проблем является проблема «марксизм и демократия». Большинство специалистов соглашаются в том, что марксизм принадлежал к радикальному крылу радикальной демократии, а Ленин - к радикальному крылу марксизма.

В наиболее развитых странах Запада современное социальное государство достаточно активно занимается регулированием экономики, в значительной мере берет на себя осуществление социальных гарантий для малообеспеченных и т.п. Во-вторых, классовым подходом определялась противоречивая оценка марксистами роли демократии в условиях капитализма. С одной стороны, эта демократия признавалась безусловным прогрессом, а с другой - она называлась неподлинной, обманом народа, современным аналогом греческих рабовладельческих республик.

Первый: в условиях капитализма правящая элита применяет обычно мелкие изъятия, ограничения избирательных и других прав, которые в совокупности выталкивают бедноту из политики. В настоящее время в ряде стран Запада такие ограничения сохраняются: например, ценз оседлости «работает» против бездомных и безработных, ценз грамотности - против не имеющих возможности получить образование и т.п. Однако опыт наиболее передовых стран убедительно доказывает, что без подобных ограничений современная западная демократия вполне может обойтись.

Второй аргумент: высокий уровень социального неравенства, характерный для капитализма, превращает политическое равенство в фикцию. В этом отношении ситуация на современном Западе тоже существенно изменилась: сформировался мощный средний класс, который может позволить себе участие в политике, уже не столь отчужден от нее; неравенство активного права, право избирать стало гораздо меньшим. Однако для того, чтобы быть избранным на сколько-нибудь высокий пост, по-прежнему требуются значительные суммы денег.

В итоге классическая марксистская политология пришла к выводу о том, что демократия представляет собой наилучшую политическую оболочку капитализма как с точки зрения рабочих, так и с точки зрения буржуа. Она позволяет реализовать лучший из двух возможных способов политического господства, а именно манипулирование сознанием масс без применения в обычных условиях прямого насилия.

Иначе обстоит дело с марксистским прогнозом развития демократии при переходе к новому обществу. Суть этого прогноза такова:

в переходный период - установление диктатуры пролетариата, которая предполагает расширение демократии для трудящихся и ее ограничение для представителей бывших эксплуататорских классов;

в социалистическом обществе - сохранение государства как органа, охраняющего остатки социального неравенства;

исчезновение классов при переходе к коммунизму - отмирание государства, а значит, и демократии как политической формы.

2. Плебисцитарная теория демократии. Термин «плебисцит» может быть переведен с латинского как принятие решения посредством всенародного голосования. Широкое использование этой процедуры и составляет главную особенность плебисцитарной демократии. Практика плебисцитарной демократии берет начало в античных полисах, где важнейшие решения по вопросам государственной и общественной жизни принимались на народных собраниях голосованием всех граждан.

Своеобразный вариант теории плебисцитарной демократии разработал немецкий социолог и политолог М.Вебер.

Оценивая теорию и практику плебисцитарной демократии, современная политология отмечает, что эта система может успешно функционировать лишь при определенных условиях:

общественная стабильность. В обстановке высокой социальной напряженности, а тем более глубоких политических и экономических кризисов, немногие граждане способны сохранить здравый смысл и делать свой выбор осознанно. Не случайно именно в момент кризиса уравновешенные, добропорядочные и педантичные немцы отдали предпочтение Гитлеру и его партии, а страна древней культуры - Грузия - вполне законно избрала своим президентом Гамсахурдия, от которого потом избавилась лишь в результате малой гражданской войны;

развитые демократические традиции. Только лидер, который, что называется, «с молоком матери» впитал уважение к закону и правам граждан, получив на выборах большую власть, будет воздерживаться от того, чтобы узурпировать ее целиком. Только граждане, воспитанные в тех же традициях, не позволят избранному ими лидеру это сделать. Поэтому такая система успешно функционирует в США, но весьма рискованно в Латинской Америке и государствах бывшего СССР. В противном случае общественное мнение зачастую удается обработать в направлении, выгодном для власти. Статистика показывает, что даже при наличии перечисленных условий референдум, как правило, выигрывает тот, кто его проводит.

Последние десятилетия ХХ века проблема перехода от авторитаризма к демократии оказалась в центре внимания политиков и политологов. И будущее демократии в России зависит от того, по какому из возможных вариантов в ближайшее время пойдет развитие страны.

А.РАСЧЕСКИНА, студентка Пермского государственного университета