ТИП УРОКА: комбинированный, включающий приобретение новых знаний, применение их на практике с целью закрепления изученного материала и элементы деловой игры.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ: плакат «Формы собственности и организации предприятий», карточки с названиями предприятий: «Пиццерия», «Химчистка», «Магазин книги», «Магазин цветов»; рабочие тетради Junior Achievement; учебник «Технология», 8 класс, под редакцией В.Д.Симоненко

1.Организационный момент.

2. Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Не так давно вы начали путешествовать по стране Экономика. Давайте вспомним, а что же обозначает греческое слово «экономика»? (Ответ: это наука о рациональном ведении домашнего хозяйства.) Вы правы. Напомню, что впервые ввел этот термин древнегреческий философ Ксенофонт. В IV веке до нашей эры он написал книгу под названием «Ойкономос». В переводе «ойкос»- дом, «номос»- закон, правила ведения. Там же, в Древней Греции, сложилась и другая наука о хозяйствовании, которую Аристотель назвал Хрематистикой. «Хрема» - имущество, владения. Это была наука о том, как нажить состояние за счет своего имущества, как разбогатеть. Таким образом, вы видите, что первоначально экономика рассматривается в рамках семьи, дома, потому что любая семья, любое домашнее хозяйство является частью хозяйства страны, которое в свою очередь складывается из множества компонентов и управляется различными способами. Во многом это управление зависит от той экономической системы, в которой живет данная страна. По воле судьбы нам с вами выпало жить при двух различных системах. До начала 90-х годов действовала централизованная экономика или плановое хозяйство. Для всех предприятий разрабатывался план на 5 лет вперед; товары распределялись также по определенному плану, графику, что приводило часто к их дефициту или, наоборот, к избытку на прилавках; все заводы, фабрики, магазины принадлежали государству. Но опыт показал, что государство не может контролировать все отрасли экономики. Необходимо было что-то менять в экономике страны, и лучший способ, конечно, переход к рыночной экономике, при которой возможна и свободная торговля, и свободное предпринимательство. В наш лексикон вошли и прочно обосновались такие слова, как «бизнес», «бизнесмен», «предприниматель».

3. Беседа с классом по вопросам:

Учитель: Несмотря на то, что вы только сегодня начинаете знакомство с темой «Семья, бизнес и предпринимательство», можете ли вы объяснить своими словами, что такое бизнес?

Предполагаемый ответ: Бизнес - это деятельность, связанная с производством и реализацией товаров и услуг.

Учитель: Таким образом, бизнес- это деятельность по организации производства и реализации товаров и услуг. Но я думаю, что вы со мной согласитесь, если я скажу, что у любой деятельности должна быть цель. Вы, например, учитесь для того, чтобы получить образование.

Какова же главная цель бизнеса?

Предполагаемый ответ: Главная цель бизнеса - получение прибыли.

Учитель: Конечно, извлечение прибыли. Как сказал некогда американский экономист Харви Маккей: «На рынке не дают медали за отвагу. Рынок может предложить только одну награду - деньги». Любая работа должна приносить доход.

А какая же работа, осуществляемая в рамках бизнеса, может приносить доход? Подумайте и вспомните, ведь наверняка у многих из вас есть родные и близкие, которые занимаются бизнесом. В чем заключается их бизнес?

Предполагаемый ответ: Торговля различными товарами, осуществление платных услуг: юридических, парикмахерских и т.д.

4. Итоги опроса и выводы учителя:

Учитель: Теперь мы попробуем систематизировать ваши ответы. Действительно, существует три основных формы бизнеса:

1. предпринимательская деятельность - непосредственное производство и реализация товара;

2. коммерческая деятельность - торговая и торгово-посредническая;

3. финансовая деятельность - работа с ценными бумагами: деньгами, акциями и пр.

5. Повторение понятий (предпринимательский, коммерческий и финансовый бизнес).

6. Фронтальная работа с классом (подготовка к ролевой игре)

Учитель: Мне бы хотелось узнать, кто-нибудь из вас мечтает открыть собственное предприятие, стать владельцем фирмы? Поднимите, пожалуйста, руки, будущие предприниматели. Большинство!

А какие предприятия вы бы хотели открыть?

Предполагаемый ответ: Парфюмерный магазин, частный банк, швейный цех и т.д.

Учитель: Итак, вы только что приняли решение стать предпринимателем, вы открываете предприятие с целью получения прибыли и берете на себя ответственность, связанную с его деятельностью.

Из года в год предприниматели открывают тысячи новых фирм. Эти люди полны решимости достичь всего самостоятельно, несмотря на множество трудностей. Каждый предприниматель верит в свои идеи и способность добиваться успеха. Но на одной вере, как вы понимаете, бизнес не строится.

Как вы думаете, что вам необходимо для открытия ваших предприятий?

Предполагаемый ответ: Работники, имеющие специальное образование: косметологи, швеи, экономисты и т.д.

Учитель: Так вот, все, что вы сейчас перечислили, называют одним словом «ресурсы». Для разных предприятий требуются различные ресурсы, но все они классифицируются одинаково: люди - рабочая сила, специалисты, оборудование - капитал, средства производства, то, при помощи чего будет производиться товар, материал - сырье, природные ресурсы.

7. Обобщение полученных знаний в виде таблицы (запись ведется на доске) и организация ролевой игры.

Учитель: И я вам предлагаю испытать себя сейчас в роли владельцев, предположим, театра кукол.

Что вам нужно, чтобы открыть театр?

Предполагаемый ответ: Люди: кукловоды, костюмеры, кассиры, билетерши, буфетчица и др.; оборудование: кресла, занавес, ширма, касса и др.; материалы: куклы, костюмы, декорации, кассовая лента и т.д.

Учитель: Итак, открывая предприятие, его владелец должен решить, какие люди, оборудование, материалы необходимы для производства товаров и услуг. Кроме того, владельцы предприятий нуждаются в управлении, которое должно сделать работу предприятия эффективной. А управление обычно осуществляется с учетом плана работы. Поэтому каждый уважающий себя владелец предприятия должен уметь составлять бизнес-план - то есть письменное изложение организации работы предприятия. И сейчас у вас есть возможность потренироваться в составлении бизнес-плана. Перед уроком я попросила вас разделиться на 4 группы. Таким образом, у нас есть 4 предприятия. Каких, вы узнаете, когда получите карточки с их названиями. Вместе с карточками вам будут выданы рабочие тетради, в которых на стр. 2 указано, как составлять бизнес-план. Убедительная просьба не сообщать своим конкурентам, то есть представителям других групп, какое предприятие вы организуете. Конкуренты сами попробуют догадаться, прослушав отчеты друг друга. (Раздаются карточки с названиями предприятий: «Магазин цветы», «Пиццерия», «Химчистка», «Магазин книги» и рабочие тетради.)

На работу отводится 4 минуты. Не будем забывать популярную среди предпринимателей поговорку: «Время - деньги». (Учащиеся составляют бизнес план и отчитываются по проделанной работе.)

8. Подведение итогов игры:

Учитель: Итак, для организации предприятий различного профиля требуются различные компоненты, но все они распределяются по трем основным группам. По каким?

Предполагаемый ответ: Людские ресурсы, оборудование, материалы.

Учитель: Вы прекрасно справились с очень трудным, на мой взгляд, заданием - составлением бизнес-плана. Было много удачных идей, я вас поздравляю с первым успешным опытом работы. Но не будем останавливаться на достигнутом и продолжим работу.

9. Введение дополнительных понятий, работа по плакату.

Учитель: Вы сейчас предприниматели, а значит, ваша деятельность связана с собственностью. Собственность - это все, что принадлежит человеку, семье, государству. Посмотрите, пожалуйста, на плакат. Собственность разделяется на государственную и негосударственную, индивидуальную и коллективную. (Учащиеся приводят примеры).

При этом надо отметить, что частная собственность является важнейшим условием развития рыночной экономики, позволяющим возникать таким формам предпринимательства, как:

Индивидуальное предпринимательство - когда предприятие принадлежит одному человеку, ему же принадлежит и вся прибыль. (Учащиеся приводят примеры: обувная мастерская, торговый лоток и т.д.).

Коллективное предпринимательство - так называемые общества, товарищества, в которых бизнесом владеют два и более человек, между которыми делится прибыль, получаемая в виде определенного пая. (Учащиеся приводят примеры: магазины, кафе и т.д.)

Акционерное общество - предприятие, которым владеет неограниченное число акционеров. Им принадлежат акции, позволяющие получать доход в виде дивидендов. (Учащиеся приводят примеры: АО «Холод», «Хлебозавод» и др.)

Учитель: Кстати, многие глубоко заблуждаются, думая, что АО - это детище ХХ века. В действительности первое АО возникло в 1553 году в Лондоне. Английские купцы, желая расширить свою торговлю, устремились на Восток. Их манил загадочный Китай. Но дальнее путешествие требовало огромных средств. Для этого была открыта подписка и выпущены акции стоимостью по 25 фунтов. Удалось собрать 6000 фунтов, на которые снарядили три судна. 10 сентября 1553 года они отчалили от берегов Темзы. Командовал экспедицией сэр Хью Виллоуби. Но как это часто бывает, корабли попали в страшный шторм. Два судна укрылись в бухте какой-то реки, но были скованы льдами. Через год их обнаружили поморы: все путешественники погибли от цинги.

Третьему судну повезло больше. Оно продолжило свое плаванье. Моряки вышли в Белое море и достигли земли в бухте Св. Архангела (ныне Архангельск). Местные жители препроводили их в Москву, ко двору Ивана Грозного. Русский царь желал торговать с англичанами, и поэтому гости были приняты радушно, для них устраивали пиры, развлечения. Домой купцы вернулись героями - они не достигли Китая, но привезли договор с русским царем, по которому британским купцам разрешалась свободная торговля по всей территории России. До этого времени иностранным купцам или гостям, как их называли на Руси, разрешалось продавать свой товар русским купцам прямо в бухтах. В результате было организовано предприятие под названием «Московская тайная компания торговых путешественников для открытия регионов, доминионов, островов и неизвестных мест». Компания эта также стала АО. Таким образом, первое совместное АО в мире было создано при содействии России.

10. Работа в группах.

Учитель: Но вернемся в день сегодняшний. Необходимо определить форму организации и собственности для ваших предприятий. Посовещавшись, вы должны огласить свое решение по этому вопросу.

(Учащиеся делают отчет).

Учитель: Но есть еще несколько вопросов, которые мы с вами должны решить, чтобы ваши предприятия смогли нормально работать. Посовещавшись, сообщите, где вы будете открывать свои предприятия и почему; с какими трудностями вы можете столкнуться; как вы будете привлекать клиентов?

(Учащиеся делают отчет).

Учитель: Вы прекрасно ответили на все вопросы, хотя я думала, что последний вызовет у вас некоторые затруднения. Ведь с тем, как наилучшим образом привлекать клиентов к товарам и услугам своей фирмы, вы подробно познакомитесь на следующих уроках, когда будете изучать тему: «Маркетинг».

11. Выводы по уроку.

Учитель: Сегодня на уроке вы отлично поработали: узнали много новых терминов и понятий, создали свои предприятия, глубоко окунулись в мир бизнеса и предпринимательства.

И чтобы проверить и закрепить свои знания, я предлагаю вам выполнить небольшой тест, состоящий из трех вопросов. На каждый вопрос есть три варианта ответов, выберете правильный и заштрихуйте соответствующий квадратик. Не забудьте подписать свои работы.

(По окончании тестирования лаборанты собирают работы, проверяют их и раздают учащимся).

Учитель: А пока лаборанты проверяют работы, мы с вами займемся стихосложением. Я начинаю четверостишье, а вы его завершаете...

(См. «Приложение».)

Лаборанты раздают учащимся проверенные тесты.

Учитель: А вот и ваши работы. Вы видите свои ошибки, сделайте выводы для себя.

12. Домашнее задание.

Учитель: Прочитать раздел «Семья и бизнес» в учебнике «Технология», повторить основные термины и понятия, изученные сегодня на уроке, в тетради сделать словесный портрет предпринимателя по характеристикам, которые указаны на листочках. Вам их сейчас раздадут. В этих портретах вы должны отразить свое представление о предпринимателе. Но оценку «5» получат лишь те, кто расширит предложенный мной список характеристик.

13. Подведение итогов урока.

Учитель: Урок подходит к концу, вы все очень хорошо потрудились, за что я вам выражаю свою благодарность, но особо отличившиеся ребята, которые наиболее активно работали на уроке, давали полные ответы на вопросы, в качестве премии получают оценку «пять».

Елена ПРОХОРОВА