- В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании», государственным стандартом устанавливается обязательный минимум только для основных общеобразовательных и профессиональных программ. Государственный стандарт по дополнительным образовательным программам не предусмотрен.

В пункте 2 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196) говорится, что общеобразовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы при наличии соответствующих лицензий, руководствуясь Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. №233).

Согласно п. 19 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций. Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения (п.26 Типового положения).

При разработке программ дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях следует руководствоваться Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 г. №28-02-484/16).

На заметку директору

Виртуальный контроль

На необычный эксперимент пошли учителя и родители школьников в ростовской школе №81. В рамках эксперимента «SMS-дневник» каждый день родители получают на мобильные телефоны сообщения об успеваемости детей. По словам директора школы Татьяны Корниловой, этой инициативой уже заинтересовались педагоги из других регионов России.

Специальная программа для проведения эксперимента была разработана и бесплатно предоставлена школе конструкторским бюро «Союзтехкомплект». Теперь каждый день родители, подписавшиеся на «SMS-дневник» за 50 рублей в месяц, получают на мобильные телефоны информацию об оценках ребенка, о пропуске им занятий, датах родительских собраний.

- Один из наших сотрудников переносит оценки из журналов в компьютер, и информация рассылается на телефоны родителей, - поясняет Татьяна Корнилова. - Уже 400 родителей подключены к «SMS-дневнику». Сначала такие сообщения захотели получать в основном родители хороших учеников, теперь подключились те, чьи дети требуют повышенного контроля.

В случае возникновения экстренных ситуаций программа позволяет отправлять сообщения всем родителям бесплатно.

Подобный эксперимент с успехом проходит и в Липецкой области. Его активный участник - елецкая гимназия «Альтернатива».

Школьный участковый

Минобрнауки РФ рассматривает возможность введения школьных участковых в общеобразовательных учреждениях России. «На сегодняшний день мы обозначили такую возможность и сейчас анализируем опыт регионов, где такие участковые уже есть», - сказал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Система школьных участковых хорошо зарекомендовала себя в Кузбассе, Хабаровске, и Краснодаре.

В крупных школах Кузбасса уполномоченные милиции появились еще в 2002 году. Они проводят беседы с учащимися, организовывают «круглые столы», на которых знакомят подростков с основами права, участвуют в родительских собраниях и классных часах. Школьный участковый должен научить ребят, как действовать при чрезвычайной ситуации, и познакомить с Гражданским и Уголовным кодексами. В его обязанности также должно входить посещение на дому учеников из неблагополучных семей. Пока это прерогатива классных руководителей или социальных педагогов, которые зачастую просто боятся появляться в неблагополучных семьях. Человек в форме на такие семьи подействует куда более отрезвляюще.