Узнав о случившемся, не могла сдержать гнева в адрес классной руководительницы этого мальчика, но фактически она не виновата. Виновата реальность, в которой мы все существуем. Андрей Малахов в своей передаче по центральному телевидению пытался разобраться в проблеме, но ничего не вышло. Никто открыто не сказал о том, что школы (особенно в глубинке) оставлены на «самовыживание»: капитальные ремонты практически не проводятся, а если и случается такое чудо, то, как правило, качество оставляет желать лучшего, наглядные пособия не обновляются годами (читай, десятилетиями), парты и стулья разваливаются. Я сама не сторонник поборов в школах, но получается, что, кроме родителей, обеспечить достойное обучение детям не в силах никто - ни муниципалитеты, ни управления образования, ни министерства.

У нас в стране принимается много программ, направленных на воспитание здорового поколения: и по предупреждению наркомании и токсикомании, и по нравственно-патриотическому воспитанию, и по предупреждению ранних браков. Но почему-то все забыли, что, например, в 80-е годы большинство школьников посещали кружки, спортивные секции, обучались элементарным трудовым навыкам, а сейчас им после учебы негде себя применить. Не будем ходить далеко за примерами, а просто заглянем в подмосковные муниципальные школы. Повезло тем, у кого нашелся перед выборами в депутаты спонсор и облагородил школьную спортивную площадку, установил забор по периметру школы и отремонтировал уличное освещение. А что делать остальным? Денег в бюджетах, как правило, не хватает, и все обращения родителей в вышестоящие инстанции остаются с бумажной формулировкой «вопрос находится на постоянном контроле». Хорошо, если родительский комитет школы пытается помочь, организуя денежные сборы, но многие родители воспринимают это как поборы. Уважаемые родители, какие это могут быть поборы, когда за каждую вами вложенную копейку обязаны отчитаться? Если нет веры - возьмите контроль в свои руки. Можно много говорить, что государство нам обязано, но реальную картину видно невооруженным глазом. Школьные педагоги превращаются в учителей, а это страшно. Кто не находит разницы, объясню: учитель - это тот, кто учит, а педагог - это фанат своего дела, который пытается научить на собственном примере и вложить в своего воспитанника частичку своей души. Как можно вести урок, когда с потолка валится штукатурка, когда по коридорам разносится запах подвальной сырости, когда в классе замерзают чернила в чернильнице, когда парты, того и гляди, сложатся, как карточные домики? Почему мы приучаем своих детей мириться с такой реальностью? Надо методично и деликатно прививать им правила хорошего тона, а не обсуждать в присутствии детей вечером на кухне школьных педагогов. Наверное, наступает пора, когда родительские комитеты должны превратиться в попечительские. Когда здраво и без амбиций и эмоций должны ежемесячно обсуждаться с педагогическими коллективами общие проблемы. Когда педагоги и родители единым монолитом должны защищать детей, а дети должны понять, что о них заботятся реальными делами, а не бумажными программами.

Поверьте, что, когда в нашем классе на родительские деньги поменяли стулья, парты, шкафы и тумбочки, наши дети стали бережливее и внимательнее. Правда, на одной из новеньких парт регулярно стали появляться каракули от ручки. Дети установили поурочную слежку и нашли, какой класс хулиганит. Ну а вычислить сидящего на данном месте не составило труда. С «художником» состоялся разговор, и парта с тех пор чистая. Вот пример не самоуправства, а самоуправления. Почему мы исключаем детей из обсуждения общих проблем? Может, дать им возможность высказать свои просьбы и пожелания? Попробуйте в школе повесить «Почтовый ящик родительского комитета», который будет принимать от школьников письменные (пусть и анонимные) пожелания и просьбы. Сначала он будет восприниматься как баловство, но потом серьезные размышления и предложения заставят задуматься. Давайте узнаем их проблемы.

Московская область