Как-то я спросила своих коллег: какое человеческое качество для них наиболее ценно? Варианты ответов были разными: сообразительность, уверенность, вежливость, умение понять другого. Об умении понять друг друга говорили практически все. А сами мы этим качеством обладаем? Помню, веду урок в классе, открывается дверь, вваливается ученик, потом появляется рассерженный дедушка - очень уважаемый человек в нашем селе. Дедушка разгневан: «Какую задачу вы дали - всей семьей решаем и не можем решить!» В моей душе бушует ураган, мне кажется, что сейчас взорвусь, закричу. Но пересилила себя, предложила ученику занять место в классе и, обращаясь к внуку и деду, сказала: «Не беспокойтесь, мы разберемся с этой задачей!» После уроков стала анализировать задачу, она мне казалась несложной, ни у кого из других учеников никаких затруднений не возникло. Я побежала по школе, каждому встречному предлагала решить задачу, и все легко справлялись с ней. Стала думать, что это за семья такая - простую задачу решить не смогли! Наверное, просто не захотели! Но потом поняла: все люди разные, способности и подготовка у них разные, нельзя их мерить одной меркой, нужно принимать их такими, какие они есть. Я стала работать с мальчиком, терпеливо пытаясь выяснить, какие проблемы и почему у него возникают, как складываются отношения в семье, чем могу и должна им помочь. Во всяком случае скандалов с нерешенной задачей у нас больше не возникало.

Второй вопрос, на который давали ответ мои коллеги: «Человек, который думает не так, как ты, вызывает у тебя раздражение, интерес, озлобленность, уважение или какое-то другое чувство?» Очень немногие говорили об интересе или уважении... Тут я подумала, а ведь в любой компании нас, учителей, видно сразу. Мы очень громко говорим, много жестикулируем, навязываем свое мнение, повторяем одну и ту же фразу несколько раз, чтобы в голове того, кто слушает, наш посыл уложился и остался навсегда. Но как же тогда мы сможем воспитать в наших детях самоуважение, внимание, терпимость к другим, умение слушать и слышать мнение других, если сами порой этими качествами не обладаем?

Я спрашивала своих коллег: «Что больше всего вас пугает в жизни: терроризм, нищета, равнодушие, бездумность или что-то другое?» Большинство сказало так: пугает равнодушие. А мне тут же захотелось спросить: равнодушие к чему? Подростки матерятся в автобусе - им никто не делает замечаний. На улице парни бьют одного - никто за него не вступается, все проходят мимо и делают вид, что ничего не замечают. И опять размышляю: можем ли мы воспитать неравнодушие в наших учениках, если порой сами проявляем равнодушие к ним? Разве иногда нам не все равно, какую оценку получил наш ученик, разве порой не выставляем двойку с холодной душой?

Терпимость - важное качество самодостаточной личности, а задача учителя - во многом помочь становлению такой личности. Главное, чтобы мы умели это делать, могли вовремя рассмотреть, что есть в каждом ребенке необычного, интересного, поддержать его, а может быть, и удержать на краю, стать ему не только наставником, но и старшим товарищем.

vilgort@komiedu.ru