По мнению ряда специалистов, информационная война - это особый вид отношений между государствами, при котором для разрешения межгосударственных противоречий используются методы, средства и технологии силового воздействия на информационную сферу этих государств. Выделяют несколько ее разновидностей.

Подавление и уничтожение систем управления противоборствующей стороны (Command-and-Control Warfare) направлено на физическое уничтожение командных пунктов противника, нарушение управления его силами и средствами.

Информационное обеспечение боевых действий (Intelligence-Base Warfare), или стратегическая разведка преследует цель предоставить и использовать в системах управления войсками и оружием информацию, собираемую информационными системами в ходе боевых действий.

Электронное подавление (Electronic Warfare) ориентировано на нарушение функционирования каналов распространения информации противоборствующей стороны и вскрытие ее криптографической защиты.

Хакерская война (Hacker Warfare) - проникновение в телекоммуникационные и информационные системы противоборствующей стороны, нанесение ущерба им и находящимся в них ресурсам.

Война в области экономической информации (Economic Information Warfare) ведется для дестабилизации экономики путем установления экономической блокады или информационной агрессии.

Война в киберпространстве (Cyber Warfare) нацелена на ущерб информационным системам и рассматривается в первую очередь как информационный терроризм.

Психологическая война, или информационно-психологическая война (Psychological Warfare), связана с воздействием на психику индивида. Предполагает информационно-психологическое воздействие на население, руководящий состав войск, политических лидеров противоборствующей стороны, операции по модификации культуры.

Информационно-психологическую войну как одну из разновидностей информационной войны корректнее называть информационно-психологическим противоборством.

В информационной войне враг условен. Во многом это объясняется сущностью объекта защиты - информацией. Ее можно разделить на несколько видов: данные на дисках компьютеров; программы обработки и передачи, сообщения и команды управления войсками; признаки предметов (зрительные, чувственные, или сенсорные, звуковые, пространственные, временные и т.д.); мысли, чувства, эмоции людей, моральные, этические, религиозные и общественные ценности.

Основная цель информационно-психологического противоборства - нарушение функционирования системы управления государственных институтов и лиц, принимающих стратегические решения. У этой войны избирательное воздействие, не подвергающее разрушению экономическую инфраструктуру противника. Ее стратегическая задача связана с нарушением, повреждением или модификацией информационных ресурсов общества, представлений людей о самих себе и окружающем их мире.

В информационно-психологическом противоборстве используются дипломатические, психологические и пропагандистские техники и методы воздействия на общественное мнение, подрывные действия в области культуры и политики, дезинформация и внедрение агентов в локальные масс-медиа, содействие диссидентским и повстанческим движениям, их информационная поддержка вплоть до предоставления разведданных. Проектирование стратегии и тактики такого противоборства предусматривает использование техник и методов, применявшихся в прошлом и воспринимавшихся самостоятельно, изолированно - диверсий, партизанских движений, терроризма, гуманитарных операций, пропаганды и т.д. Участниками информационно-психологического противоборства могут быть государства, их коалиции и религиозные, экстремистские, террористические организации. Этот вид противоборства стал возможен благодаря развитию микрокомпьютеров и перехода на сетевые технологии, а также трансформации социальной среды, демократии, ее ценностям, геополитическим изменениям в мире.

Развитие информационных технологий позволяет посредством электронных СМИ подключать к вооруженным конфликтам в качестве наблюдающих целые национальные аудитории. Эти технологии создали возможность широко, практически во все этнокультурные системы транслировать так называемые ценности массовой культуры, что вызывает стереотипизацию массового сознания.

Потенциал информационно-психологического противоборства включает пропагандистский компонент. Эффективное пропагандистское воздействие выстраивается на основе знаний психологии толпы, психологии манипуляции или влияния, нейролингвопсихологии, медиапсихологии. Каждое из этих направлений - часть современного механизма пропаганды, манипулятивных и убеждающих технологий. Особое значение приобретает медиапсихология, сформировавшаяся на стыке социологии, социальной психологии, психологии личности. Одна из задач медиапсихологии связана с изучением психологических процессов влияния СМИ на сознание аудитории и его последствий.

Современные разработки медиапсихологов в области управления эмоциями и чувствами аудитории позволяют моделировать необходимую психологическую реакцию аудитории на событие. Пока использование таких технологий трудоемко и сложно в силу разницы ценностных представлений, социального положения, уровня образования и среды жизнедеятельности, но противодействовать им еще сложнее. Блокировать такое влияние можно при условии очень высокого уровня развития механизмов личностной психорегуляции и эмоциональной устойчивости аудитории.

Использование достижений психологии в электронных и сетевых СМИ создает условия, в которых ни у одного из обществ нет надежной защиты от информационно-психологического воздействия.

Информационно-психологическое противоборство нужно рассматривать только в тесной связи с локальными войнами. Ныне место крупномасштабных войн заняли так называемые околовоенные конфликты, известные под определениями «локальный конфликт», «малая война», «конфликт малой (средней) интенсивности». Разновидность этой формы конфликтов - «гуманитарная операция». Во всех разновидностях «малой войны» важнейшая задача - не оккупация, захват территории, а установление культурной (в первую очередь по отношению к политической культуре) и экономической зависимости.

Конфликт малой (низкой) интенсивности, локальный конфликт может порождаться как самостоятельно в ходе межэтнической, межрелигиозной, территориальной или иной формы вражды, так и в борьбе с правящим политическим режимом, из-за деятельности в стране групп и отделений международных террористических организаций. Особенность этого конфликта в том, что на первое место выходит поддержка собственных войск и формирование у мировой общественности и населения сопредельных государств негативного отношения к противнику.

Локальные войны стали ответом на изменяющийся характер угроз по отношению к мировым лидерам. Один из создателей их теории, разработанной в начале XX века, Евгений Месснер, определял такие конфликты как «мятежевойны». Их особенности: отсутствие линии фронта и четких границ между противниками; превращение общественного сознания в основной объект воздействия. Пространство войны становится четырехмерным. К трем классическим театрам военных действий (на земле, в небе и на море) добавился четвертый - информационно-психологический.

В характеристике подобных войн надо учитывать, что силами противоборствующих сторон могут выступать не только национальные воинские части и полицейские формирования, но и бандформирования, корпуса наемников, и главное - коалиционные силы иностранных государств. Среди принципиально новых участников конфликта можно выделить СМИ.

Вооруженная борьба ведется по принципам малой войны, разработанным в начале прошлого столетия. Британский разведчик Лоуренс Аравийский, советский чекист-диверсант Илья Старинов, революционер Эрнесто Че Гевара и другие создали свои методики уничтожения врага малыми силами. В их теориях значительное место отводилось работе с населением противника и сопредельных государств.

Распространение такого типа боевых действий ранее было затруднено отсутствием эффективных и быстрых каналов распространения информации. Особую опасность этот вид конфликта приобрел тогда, когда противоборствующие стороны стали организовывать свою деятельность на основе сетевой модели управления, скопированной с глобальных компьютерных сетей. В ее основе - принцип отсутствия четкого центра управления, есть несколько дублирующих, отвечающих не за конкретный вид или территорию деятельности, а координирующих работу части сети из небольших групп или одиночек. При постановке задачи организации теракта информация фрагментируется, конкретизируется и отправляется группе исполнителей по разным маршрутам. Объединив фрагменты, исполнители могут выполнять задание. Если разрушен один из маршрутов, информация все равно дойдет до адресата, так как она передается несколько раз по разным маршрутам. Этим достигается почти полная неуязвимость управленческого звена организации.

При такой организации партизанские или террористические организации могут добиться широкого охвата и массовости действий. Но снижается качество подготовки рядовых участников. В исполнители часто выбирают дилетантов, фанатично преданных идеям организации. Их готовят заочным способом, что значительно уменьшает время и снижает качество обучения, используют как «одноразовое оружие». Непосредственные исполнители знают только заказчика акции, чаще всего - виртуально создаваемый в сети портал. Или же формируется психологическая среда, в которой будущие исполнители сами планируют и проводят теракт без участия координирующего локального центра организации. Даже если контртеррористические подразделения выйдут на заказчика теракта, не смогут уничтожить всю организацию. Высокая эффективность деятельности достигается благодаря отлаженной координации между сегментами и общего стратегического планирования.

В современном конфликте на смену освободительным идеям, характерным для партизанских движений середины XX века, пришли более абстрактные квази-религиозные. Они позволили создать ранее невозможную модель международной террористической организации, которая может распространить свою деятельность на десятки стран, оставляя при этом в полной безопасности основные пункты управления и своих лидеров. С такой организацией столкнулись США 11 сентября 2001 г. Несмотря на ответные антитеррористические действия, две войны, выигранные США, - в Афганистане и в Ираке, - главари Аль-Каиды до сих пор на свободе.

В информационно-психологическом противоборстве средства массовой информации реализуют две основные функции - пропаганды и контрпропаганды.

Современная пропаганда отличается качественно новым уровнем. В набор средств информационно-психологического воздействия входят методы управления информационными потоками, фильтрации информации, технологии информационных кампаний различной интенсивности и продолжительности, выборочного и направленного влияния, манипулятивные и убеждающие техники. Есть также законы тактики информационно-психологического противоборства.

Как и в любом противоборстве, СМИ могут использовать технологию «масок», определяющие действия средства массовой информации. Выделяют маски обороняющейся стороны (переговорщика, примирителя, лоббиста) и нападающей (жесткого обличителя, оппозиционера, провокатора и соучастника). Но и у тех, и у других противоборство проходит за счет информационно-психологической деятельности - агента воздействия или контр-воздействия, пассивного, активного и нейтрального агента рефлексии, информационного прикрытия и манипулятора. Некоторые СМИ обороняются, нападая.

Другие эффективные технологии - «информационный взрыв» и «снежный ком» - отличаются агрессивным характером, определяемым их целью - повлиять на мысли и эмоции, трансформировать ценности лидеров и населения противоборствующих сторон.

Пользуется популярностью и технология «шоу-ужаса». Ее смысл - в эмоционально-культурном шоке аудитории, наблюдающей за событием по телевидению.

Подобные технологии вызвали появление доктрин информационной войны. Целостного набора принципов информационно-психологического противоборства нет. Планы разрабатываются в основном госструктурами и преследуют цель подготовки государственной системы к информационно-психологическому противоборству в условиях отсутствия собственных СМИ и свободной прессы.

Наряду с указанными технологиями пропаганды активно используются приемы информационно-психологического воздействия, известные как «азбука пропаганды», а также приемы аргументации. Они широко применяются на телеканалах и в газетах. Распространена и такая пропагандистская техника, как «уловки споров».

Особое внимание уделяется методам регулирования информационных потоков, что вызывало рост значения убеждающих технологий. Суть их в том, что при резком снижении или увеличении объемов информации легко дезориентировать аудиторию. На фоне нарастающей дезориентации можно успешно сформировать нужные установки.

Столь активное развитие теории и практики информационно-психологического противоборства требует эффективных систем информационно-психологической безопасности государства и общества. Поскольку в информационно-психологическом противоборстве СМИ принимают самое активное участие, необходим детальный и системный анализ функционирования их в условиях двух наиболее опасных и малоизученных угроз - локальных войн и международного терроризма.

Святослав НЕКЛЯЕВ, кандидат филологических наук