То, к чему я так долго стремился, стало недосягаемым. А ведь скоро выбирать профессию. В душе было полное смятение.

Но вот в середине десятого класса нам представили нового учителя физики. Это был необыкновенный человек. Его уроки превращались для меня в упоительные минуты общения. Общаясь с нами, он был в меру строг, но даже в минуты, когда он не одобрял наших поступков, глаза его излучали доброту и любовь.

Своим поведением, своей манерой вести урок, умением расположить к себе он просто влюбил меня в учительскую профессию.

И вот 9 лет назад, закончив университет, я вернулся в школу, ту, которую когда-то сам закончил.

Я не строил иллюзий о своей профессии, знал, что будет не совсем просто, но считал, что два года армии научили меня не пасовать перед трудностями.

Я был, как сосуд, до краев наполненный университетскими знаниями, и мне не терпелось начать свой первый урок. Казалось, что может быть проще, чем передать свои знания ученикам. Я думал, что чем больше я расскажу и покажу на уроке, тем лучше будут знать мой предмет дети.

Но постепенно я убеждался, что это мои иллюзии. На самом деле оказалось, что ученик - это не чистый лист бумаги, на котором ты можешь писать все то, что захочешь, а сложнейший мир со своими правилами и законами, сложнейший механизм, в котором учителю не так-то просто разобраться.

Я никак не мог понять, почему мои уроки не похожи на уроки моего любимого учителя. Постоянно задавая себе этот вопрос, я не находил покоя. Мне очень хотелось, чтобы у ребят на моем уроке горели глаза и чтобы они не считали минуты до долгожданной перемены.

Анализируя каждый свой урок, я пришел к твердому убеждению: «Ученик - это главная фигура, ради которой строится любой урок».

И теперь, продумывая каждый свой урок, я постоянно напоминаю себе, что ребенок - не информационная машина, бездумно вмещающая и хранящая любую информацию, а прежде всего человек, для которого эта информация должна быть понятной, доступной и личностно значимой.

Грош цена знаниям ради знаний, если нет четкого понимания того, во имя чего они пополняются, какую службу они призваны сослужить для развития личности ученика.

Входя в класс, я вижу десятки глаз своих учеников, следящих за мной, не умеющих прощать равнодушия к своей судьбе, но зато умеющих любить бескорыстно на всю жизнь.

Как библейская истина звучат для меня слова, сказанные В.Кольцовым: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь».

Но любить ученика надо не бездумно, эта любовь должна быть понимающей и помогающей. Каждый ученик - это прежде всего личность, имеющая право на свое мировоззрение, свое миропонимание, поэтому я для себя определил еще одно правило: обязательно выслушать любое мнение ученика, подискутировать с ним, может быть, доказать свою точку зрения или принять его, но ни в коем случае «не сломать» ученика.

Для меня важно не просто научить детей своему предмету, а заинтересовать, увлечь их в безграничный мир компьютерной техники.

Всегда стараюсь быть искренним со своими учениками и никогда не ставлю свои интересы выше интересов своих учеников. Считаю, что дети должны знать, что учитель - обыкновенный человек, имеющий право на ошибку. Моя ошибка - это тоже возможность научить детей анализировать свои промахи и стараться избежать их в дальнейшем.

Отношения учителя и ученика - это радостная дружба, полная фантазии и доверия. И если ребенок увидит открытое сердце учителя, тогда он, маленький человек, с любопытством и интересом войдет в мир науки и начнет жить в этом мире жизнью, наполненной свободой и счастьем познания истины. И он, несомненно, захочет пригласить в этот мир своих родных и близких, в тот мир, где умеют дарить свет, мудрость и любовь.

Владимир НИКИТИН, учитель